Корабельная пусковая система для оружия типа торпеды

 

Полезная модель может быть использована при создании образцов ракетно-торпедного вооружения надводных кораблей, в частности, при использовании одно- и многоуровневых модулей (пакетов) транспортно-пусковых контейнеров (ТПК) на кораблях, построенных с применением технологии стелс. Достигается снижение трудоемкости изготовления и снижение стоимости пусковой системы. Пусковая система для оружия типа торпеды, включает размещенные в надстройке корабля побортно, симметрично относительно диаметральной плоскости корабля пусковые установки (ПУ), которые установлены с возможностью стрельбы через бортовые закрываемые лацпорты. Каждая ПУ содержит основание, установленное на фундаменте корабля, и выполненную с возможностью установки ТПК опорную раму, установленную на упомянутом основании. Опорная рама снабжена элементами зацепления, выполненными с возможностью взаимодействия с соответствующими ответными элементами зацепления ТПК. На концевой части опорной рамы смонтированы электроразъемы электрической связи корабельной системы управления пуском с ТПК. В палубе корабля над ПУ выполнены люки для загрузки ТПК на ПУ. Продольная ось каждой из ПУ расположена в плоскости, ортогональной диаметральной плоскости корабля, при этом опорная рама каждой ПУ неподвижно закреплена на соответствующем основании. Со стороны торца концевой части опорной рамы смонтирован коробчатый элемент с возможностью размещения в нем подсоединяемых к электроразъемам ТПК средств электрической связи корабельной системы управления пуском с ТПК и с возможностью обеспечения с наружной стороны доступа к размещенному внутри коробчатого элемента оборудованию. 2 з.п. ф-лы, 5 илл.

Полезная модель относится к корабельным пусковым установкам для оружия типа торпеды и может быть использована при создании образцов ракетно-торпедного вооружения надводных кораблей, в частности, при использовании одно- и многоуровневых модулей (пакетов, кассет) транспортно-пусковых контейнеров (ТПК) на кораблях, построенных с применением технологии стелс (stealth).

Известна корабельная пусковая система, включающая батареи ракет (пусковые установки), расположенные в вертикальных пусковых шахтах, частично размещенных под главной палубой и закрытых в их верхней части при помощи поворотных створок (RU 2225326 С2, B63G 13/02, F41F 3/02, H01Q 17/00, 2004). Створки в закрытом положении образуют часть возвышающейся над уровнем главной палубы надстройки. Устройство содержит на каждой из сторон левого и правого борта возвышающейся над главной палубой надстройки один плоский и наклонный экран, выполненный с возможностью отражать падающий на него пучок электромагнитных волн в направлении, отличном от направления падения пучка, и выступающий по отношению к поверхности палубы на высоту, превышающую высоту палубной надстройки. Устройство имеет защитную сетку, отражающую электромагнитные волны и натянутую над надстройкой, выступающей над поверхностью палубы корабля. Указанные плоские наклонные отражающие экраны и натянутая поверх них защитная отражающая сетка образуют конструкцию, охватывающую возвышающуюся над поверхностью главной палубы надстройку, делая ее невидимой для локатора. Использование такой системы позволяет устранить влияние сооружения, возвышающегося над главной палубой и являющегося частью ракетных батарей в небоевом (походном) положении на общую радиолокационную отражающую способность корабля.

Однако известная корабельная пусковая система имеет специфические целевые характеристики (в частности, вертикальный пуск ракет) и не предполагает ее использования для оружия типа торпеды.

Известны поворотные торпедные аппараты для стрельбы на оба борта или расположенные побортно (Сычев В.А. Корабельное оружие. - М.: ДОСААФ СССР, - 1984. Забнев А.Ф. Торпедное оружие. - М.: Воениздат, - 1984. - С.43-46). Известные торпедные аппараты несут определенное, относительно небольшое количество торпед. Пуск торпед возможен на строго определенных углах стрельбы.

К недостаткам известных торпедных аппаратов можно отнести то, что они имеют достаточно большие массо-габаритные показатели. Кроме того, известные торпедные аппараты рассчитаны на размещение ограниченного количества пусковых (стрельбовых) труб.

Известна корабельная пусковая система для оружия типа торпеды, включающая пусковые установки (ПУ), размещенные на верхней палубе корабля побортно, симметрично относительно диаметральной плоскости (ДП) корабля, содержащие каждая стрельбовые (пусковые) трубы, основание, установленное на фундаменте корабля, поворотную опору, установленную на упомянутом основании с возможностью поворота и фиксации в заданных положениях относительно вертикальной оси, и средство для поворота поворотной платформы (RU 2140051 С1, F41F 3/00, 3/08, 1999). В походном положении (или при загрузке) пусковые установки располагаются близко к борту параллельно ДП корабля.

Однако известная корабельная пусковая система обеспечивает возможность использования относительно небольшого количества стрельбовых (пусковых) труб, расположенных на одном уровне, и не предполагает размещения на пусковых установках транспортно-пусковых контейнеров, объединенных в блок.

Наиболее близкой по совокупности существенных признаков с заявляемой полезной моделью является корабельная пусковая система по патенту RU 2353886 С1 (F41F 3/08, 2009). Известная система включает размещенные побортно и симметрично относительно ДП корабля ПУ, каждая из которых содержит основание, установленное на фундаменте корабля, и поворотную опору, установленную на упомянутом основании с возможностью поворота и фиксации в заданных положениях относительно вертикальной оси. Каждая из поворотных опор выполнена с возможностью установки транспортно-пусковых контейнеров (ТПК) и включает опорную раму, снабженную элементами зацепления, выполненными с возможностью взаимодействия с соответствующими ответными элементами зацепления ТПК. На концевой части опорной рамы смонтированы электроразъемы электрической связи корабельной системы управления пуском с ТПК. Электроразъемы закрыты трансформируемым защитным кожухом, выполненным с возможностью частичного перекрытия концевых частей ТПК в штатном положении последних на опорной раме. Защитный кожух состоит из двух частей, одна из которых стационарно закреплена на концевой части опорной рамы, а другая - может быть разъёмно установлена в одном из трех положений в зависимости от наличия и количества ТПК на ПУ. Стационарная часть защитного кожуха служит, в частности, для размещения электроразъемов с соответствующими кабелями в свободном (неподключенном к ТПК) состоянии. Каждая ПУ расположена в надстройке корабля, имеющей закрываемый лацпорт, выполненный с возможностью обеспечения поворота ПУ с ТПК на заданный угол пуска. В палубе корабля над пусковыми установками выполнены люки для загрузки ТПК на ПУ. В варианте выполнения ПУ выполнена с возможностью установки на поворотной опоре ТПК, объединенных в блок. В другом варианте ПУ выполнена с возможностью установки на поворотной опоре ТПК, объединенных в блок, включающий два ряда разнесенных по высоте ТПК.

Однако в известной корабельной пусковой системе ПУ выполнена поворотной, что усложняет и удорожает пусковую систему в целом. Выбор поворотного типа ПУ обусловлен тем, что известная пусковая система предназначена для кораблей малого водоизмещения (например, корветов), на которых по условиям компоновки невозможно разместить стационарные (неполноповоротные) ПУ для оружия типа торпеды.

Задачей, решаемой полезной моделью, является создание достаточно простой корабельной пусковой системы для оружия типа торпеды, размещаемой на кораблях сравнительно большого водоизмещения (например, фрегатах), обеспечивающей приспособляемость к одно- и многоуровневым модулям (пакетам) транспортно-пусковых контейнеров, и - к использованию на надводном корабле, построенном с применением технологии стелс.

Указанная задача решается благодаря тому, что в корабельной пусковой системе для оружия типа торпеды, включающей размещенные в надстройке корабля побортно, симметрично относительно диаметральной плоскости корабля пусковые установки, которые установлены с возможностью стрельбы через бортовые закрываемые лацпорты, причем каждая пусковая установка содержит основание, установленное на фундаменте корабля, и выполненную с возможностью установки транспортно-пусковых контейнеров опорную раму, установленную на упомянутом основании, которая снабжена элементами зацепления, выполненными с возможностью взаимодействия с соответствующими ответными элементами зацепления транспортно-пусковых контейнеров, на концевой части опорной рамы смонтированы электроразъемы электрической связи корабельной системы управления пуском с транспортно-пусковыми контейнерами, при этом в палубе корабля над пусковыми установками выполнены люки для загрузки транспортно-пусковых контейнеров на пусковые установки, согласно полезной модели продольная ось каждой из пусковых установок расположена в плоскости, ортогональной диаметральной плоскости корабля. При этом опорная рама каждой пусковой установки неподвижно закреплена на соответствующем основании. Со стороны торца упомянутой концевой части опорной рамы смонтирован коробчатый элемент с возможностью размещения в нем подсоединяемых к соответствующим электроразъемам транспортно-пусковых контейнеров средств электрической связи корабельной системы управления пуском с транспортно-пусковыми контейнерами и с возможностью обеспечения с наружной стороны доступа к размещенному внутри него оборудованию.

Вместе с этим пусковая установка выполнена с возможностью установки на опорной раме транспортно-пусковых контейнеров, объединенных в блок.

Кроме того, пусковая установка выполнена с возможностью установки на опорной раме транспортно-пусковых контейнеров, объединенных в блок, включающий два ряда разнесенных по высоте транспортно-пусковых контейнеров.

Технический результат использования полезной модели состоит в том, что она позволяет упростить конструкцию и снизить массу пусковой установки и таким образом снизить трудоемкость изготовления пусковой системы для оружия типа торпеды и уменьшить ее стоимость при обеспечении корабельной пусковой системе приспособляемости к одно- и многоуровневым модулям (пакетам) транспортно-пусковых контейнеров. Вместе с этим в результате упрощения конструкции пусковой установки упрощается техническое обслуживание пусковой системы, что улучшает эксплуатационные характеристики.

На фиг.1 схематично показана корабельная пусковая система для оружия типа торпеды, общий вид, поперечный разрез; на фиг.2 - то же, вид по А на фиг.1; на фиг.3 - пусковая установка для оружия типа торпеды, вид по Б на фиг.2, повернуто (вариант, когда на ПУ установлены четыре ТПК); на фиг.4 - установленный на опорной раме коробчатый элемент с размещенными в нем средствами электрической связи корабельной системы управления пуском с ТПК, продольный разрез по В-В на фиг.3 (электроразъемы с кабелями условно показаны в неподключенном к ТПК состоянии); на фиг.5 - устройство крепления ТПК на ПУ, поперечный разрез по Г-Г на фиг.3.

В варианте осуществления изобретения корабельная пусковая система размещается на надводном корабле, построенном с использованием технологии стелс (stealth). Корабельная пусковая система для оружия типа торпеды содержит, например, две пусковые установки 1, размещенные побортно, симметрично относительно диаметральной плоскости 2 корабля 3 в надстройке 4 корабля. Продольная ось каждой из пусковых установок расположена в плоскости, ортогональной диаметральной плоскости корабля. Пусковые установки 1 установлены с возможностью стрельбы (пуска) через бортовые закрываемые лацпорты 5. Лацпорт 5 выполнен с проемом, обеспечивающим выход оружия типа торпеды из бортовой части надстройки во время проведения стрельбы. Таким образом, корабельная пусковая система в исходном положении полностью скрыта в корпусе корабля, и в момент производства выстрела (пуска) открыта только со стороны лацпорта, что позволяет повысить живучесть корабельного оружия.

Каждая ПУ содержит основание 7, установленное неподвижно на фундаменте 8 корабля. На основании 7 неподвижно закреплена опорная рама 9. Опорная рама 9 выполнена с возможностью установки на ней транспортно-пусковых контейнеров 6 с торпедами (антиторпедами) и снабжена элементами зацепления, выполненными с возможностью взаимодействия с соответствующими ответными элементами зацепления транспортно-пусковых контейнеров. В варианте осуществления изобретения крепление ТПК на пусковой установке осуществляется посредством снабженных гайками откидных болтов 10, установленных на ТПК и входящих в пазы соответствующих фитингов 11 опорной рамы 9. В варианте выполнения пусковая установка 1 выполнена с возможностью установки на опорной раме 9 транспортно-пусковых контейнеров 6, объединенных в блок (иные применяемые термины - пакет, модуль или кассета), включающий, например, два ряда разнесенных по высоте транспортно-пусковых контейнеров. В варианте осуществления изобретения ПУ служит для размещения пакетов (модулей, кассет), например из двух или четырех ТПК. Вместе с этим ПУ допускает возможность установки на опорной раме 9 одного ТПК или пакета из трех ТПК. Таким образом, корабельная пусковая система обеспечивает приспособляемость к одно- и многоуровневьм модулям (пакетам) транспортно-пусковых контейнеров, обеспечивает возможность повышения боевой эффективности подобных пусковых систем и, соответственно, - объектов-носителей. Вместе с этим обеспечивается возможность расширения номенклатуры корабельного оружия (например, по типам и размерам торпед и антиторпед).

На концевой части опорной рамы 9 смонтированы электроразъемы 12 электрической связи корабельной системы управления пуском с транспортно-пусковыми контейнерами 6. Со стороны торца упомянутой концевой части опорной рамы 9 смонтирован коробчатый элемент (по существу - защитный кожух или ящик для принадлежностей) 14 с возможностью размещения в нем подсоединяемых к электроразъемам транспортно-пусковых контейнеров средств электрической связи корабельной системы управления пуском с транспортно-пусковыми контейнерами и с возможностью обеспечения с наружной стороны доступа к размещенному внутри элемента 14 оборудованию (по существу - электроразъемов 12 с соответствующими кабелями). Для этого на торцевой стенке коробчатого элемента 14 предусмотрена поворотная вдвигаемая внутрь коробчатого элемента крышка (на чертеже не показано) с герметизирующим уплотнением.

Корабельная пусковая система выполнена с возможностью загрузки транспортно-пусковых контейнеров 6 на пусковые установки 1 через соответствующие люки 14, которые выполнены в палубе 15 корабля 3 над пусковыми установками.

Использование корабельной пусковой системы для оружия типа торпеды осуществляется следующим образом.

Загрузку транспортно-пусковых контейнеров 6 на пусковые установки 1, расположенные в надстройке 4 корабля, осуществляют через люки 13, выполненные в палубе 15 корабля над пусковыми установками. Перед загрузкой на пусковую установку 1 в штатные гнезда устанавливают съемные опоры-ловители, а кругом открытого люка 13 в штатные гнезда устанавливают съемные палубные ловители (на чертеже не показано). Загрузку ТПК на ПУ осуществляют с помощью внешнего грузоподъемного средства с использованием специального устройства для загрузки (на чертеже не показано), которое совместно с упомянутыми ловителями обеспечивает заданное позиционирование ТПК при горизонтальной загрузке последних на ПУ корабля с обеспечением снижения перегрузок, действующих на ТПК в процессе загрузки в условиях внешних воздействий, например, ветровых нагрузок, волнения моря. При установке блока (пакета) ТПК на пусковую установку посредством снабженных гайками откидных болтов 10 транспортно-пусковых контейнеров и фитингов 11 опорной рамы 9 производится крепление блока (пакета) ТПК на пусковой установке. После загрузки блока ТПК на ПУ снимают съемные опоры-ловители и съемные палубные ловители. Далее упомянутые съемные устройства используются для загрузки следующей ПУ корабля или передаются на пирс. После установки блока (пакета) ТПК на ПУ транспортно-пусковые контейнеры через электроразъемы 12 подсоединяют к корабельной системе управления пуском. После подсоединения электроразъемов 12 пусковая установка готова для производства пуска торпеды (антиторпеды).

Таким образом, благодаря особенности исполнения корабельной пусковой системы для оружия типа торпеды полезная модель позволяет упростить конструкцию и снизить массу пусковой установки и таким образом снизить трудоемкость изготовления пусковой системы для оружия типа торпеды и уменьшить ее стоимость при обеспечении корабельной пусковой системе приспособляемости к одно- и многоуровневым модулям (пакетам) транспортно-пусковых контейнеров. Вместе с этим в результате упрощения конструкции пусковой установки упрощается техническое обслуживание пусковой системы, что улучшает эксплуатационные характеристики.

1. Корабельная пусковая система для оружия типа торпеды, включающая размещенные в надстройке корабля побортно, симметрично относительно диаметральной плоскости корабля пусковые установки, которые установлены с возможностью стрельбы через бортовые закрываемые лацпорты, причем каждая пусковая установка содержит основание, установленное на фундаменте корабля, и выполненную с возможностью установки транспортно-пусковых контейнеров опорную раму, установленную на упомянутом основании, которая снабжена элементами зацепления, выполненными с возможностью взаимодействия с соответствующими ответными элементами зацепления транспортно-пусковых контейнеров, на концевой части опорной рамы смонтированы электроразъемы электрической связи корабельной системы управления пуском с транспортно-пусковыми контейнерами, при этом в палубе корабля над пусковыми установками выполнены люки для загрузки транспортно-пусковых контейнеров на пусковые установки, отличающаяся тем, что продольная ось каждой из пусковых установок расположена в плоскости, ортогональной диаметральной плоскости корабля, при этом опорная рама каждой пусковой установки неподвижно закреплена на соответствующем основании, со стороны торца упомянутой концевой части опорной рамы смонтирован коробчатый элемент с возможностью размещения в нем подсоединяемых к соответствующим электроразъемам транспортно-пусковых контейнеров средств электрической связи корабельной системы управления пуском с транспортно-пусковыми контейнерами и с возможностью обеспечения с наружной стороны доступа к размещенному внутри него оборудованию.

2. Система по п.1, отличающаяся тем, что пусковая установка выполнена с возможностью установки на опорной раме транспортно-пусковых контейнеров, объединенных в блок.

3. Система по п.2, отличающаяся тем, что пусковая установка выполнена с возможностью установки на опорной раме транспортно-пусковых контейнеров, объединенных в блок, включающий два ряда разнесенных по высоте транспортно-пусковых контейнеров.



 

Наверх