Полоз спортивных саней
Полезная модель относится к спортивным одноместным и двухместным саням для санно-бобслейных трасс.
Одним из важных свойств полоза является его теплопроводность. Чем она меньше, тем полоз лучше скользит, т.к. энергия трения направляется не на нагрев полоза, а на нагрев льда, что улучшает скольжение.
Технический результат, достигаемый при использовании полезной модели, заключается в уменьшении теплопроводности полоза, а также технологичности в изготовлении.
Технический результат достигается за счет того, что в полозе спортивных саней, включающий основание, шину, средства для их взаимной фиксации и крепления, шина выполнена из верхней и нижней планок, соединенных между собой боковинами с образованием внутренней полости.
Область техники, к которой относится полезная модель
Полезная модель относится к спортивным одноместным и двухместным саням для санно-бобслейных трасс.
Уровень техники
Современные спортивные сани включают две шины скольжения, два полоза, два кронштейна, обтекатель и дополнительное оборудование: ручки, сидение, привязные ремни, гамак, подстилка в обтекатель, лонжероны, а также детали крепежа.
Задача повышения эксплуатационных характеристик саней за счет совершенствования конструкции полоза решалась в авторском свидетельстве SU 962076А2 и патентах RU 2021936 C1, RU 93009564 С1, RU 2040422 С1
В патенте RU 2021936 C1 увеличение скорости скольжения достигается за счет того, что на рабочую поверхность полоза нанесен регулярный синусоидальный микрорельеф. Создание регулярного микрорельефа способом вибронакатывания позволяет образовать радиус выступов и впадин порядка 1500-2000 мкм, в то время как при самом тщательном шлифовании и полировании он не превышает 30-32 мкм. Контакт полоза с регулярным микрорельефом с ледовой поверхностью желоба, в отличие от обычного, значительно благоприятнее для создания оптимальных условий скольжения.
В авторском свидетельстве SU 962076А2 предложен полоз спортивных саней, который состоит из верхней и нижней частей, связанных друг с другом через упругие элементы. Полоз снабжен закрепленной на прямолинейном участке верхней части полоза и имеющей в продольном сечении форму сегмента вставкой, в которой выполнены пазы под упругие элементы. Упругие элементы могут представлять собой пружины сжатия. Нижняя часть полоза в продольном сечении выгнута вверх. Предложенная конструкция позволяет улучшить эксплуатационные характеристики за счет снижения сопротивления движению и увеличению плавности хода саней.
В патенте RU 93009564 С1 задача снижения сопротивления трению решается за счет за счет рационального размещения активных центров - очагов разогрева на скользящей поверхности. Сущность изобретения состоит в том, что в носителе создают активные центры, температуропроводность которых выше температуропроводности носителя не менее, чем в 1,5 раза. В качестве активных центров используют дисперсный алмаз или дисперсную медь, при этом содержание дисперсий добавки на поверхности не более 70% от площади поверхности. Предложенное скользящее покрытие характеризуется низкими значениями коэффициента трения при температуре (-20°)-(+5°)С.
В патенте RU 2040422 С1 защищена конструкция быстросъемного полоза Полоз спортивных саней состоит из собственно полоза 1 и шины 3, на которую накладывается плоская накладка 4 из материала с низким коэффициентом трения по льду. Накладка 4 своими окнами, расположенными по концам, надевается на неподвижный 5 и подвижный 6 крючки. Натяжение и закрепление накладки производится винтом 7. Отличительной особенностью является то, что в накладках выполнены окна с поперечно ориентированными рабочими поверхностями для взаимодействия со средствами фиксации и крепления, размещенными в шине, при этом в концевых зонах шины выполнены сквозные отверстия для установки соответственно с возможностью поворота средства для фиксации и с возможностью поворота и продольного перемещения средства для крепления, имеющих фасонные выступы, конфигурация рабочих поверхностей которых соответствует конфигурации упомянутых рабочих поверхностей окон накладки.
Совершенствование конструкции саней и применяемых в них элементов развивается в направлении увеличения скорости движения саней на санной трассе и улучшения эксплуатационных свойств.
Увеличение скорости движения обеспечивается за счет снижения расхода энергии на движение, снижения вибрационных нагрузок на спортсмена, улучшения управляемости саней и облегчения управления санями.
Проведенный анализ показал, что в настоящее время совершенствование конструкций саней проводится в направлении снижения расхода энергии на движение, снижения вибрационных нагрузок на спортсмена, улучшения управляемости саней и облегчения управления санями.
Раскрытие полезной модели
Одним из важных свойств полоза является его теплопроводность. Чем она меньше, тем полоз лучше скользит, т.к. энергия трения направляется не на нагрев полоза, а на нагрев льда, что улучшает скольжение.
Технический результат, достигаемый при использовании полезной модели, заключается в уменьшении теплопроводности полоза, а также технологичности в изготовлении.
Технический результат достигается за счет того, что в полозе спортивных саней, включающий основание, шину, средства для их взаимной фиксации и крепления, шина выполнена из верхней и нижней планок, соединенных между собой боковинами с образованием внутренней полости.
Описание чертежей
Сущность полезной модели поясняется чертежами.
На фиг.1 представлен общий вид полоза спортивных саней;
Фиг.2 - шина;
Фиг.3 - верхняя планка
Фиг.4 - нижняя планка;
Фиг.5 - боковины;
Фиг.6 - бобышки.
Осуществление полезной модели
На фиг.1 представлен общий вид полоза спортивных саней, включающий основание (собственно полоз) 1 и шину 2. Полоз 1 изготовляется, как правило, из клееного дерева, стекло-углепластика или комбинации дерева и пластика. Полоз 1 условно делится на рабочую часть - место крепления шины и переднюю часть, так называемый рог. Рог может изготавливаться из металла, покрытого стекловолокном, и иметь разные формы. Полозья одноместных и двухместных саней различаются только формой передней части - рогом.
Отличительной особенностью предлагаемой полезной модели является конструкция шины 2. Шина 2 включает верхнюю планку 3, нижнюю планку 4, которые соединены между собой боковинами 5, образующие геометрическую форму шины с внутренней полостью. Внутри шины 2 расположены четыре бобышки (фиг.6) с резьбой для крепления шины 2 к деревянному полозу 1. Шина 2 крепится к полозу 1 сверху с помощью болтов. Бобышки зажаты с помощью пяты.
Таким образом, полезная модель позволяет достичь заявленного технического результата: шина имеет внутреннюю полостью, что позволяет уменьшить теплопроводность. Кроме того, она более технологична в изготовлении, т.к. не требуется трехмерных станков с ЧПУ, позволяющих получать сложную пространственную форму.
Полоз спортивных саней, состоящий из основания, шины, средств для их взаимной фиксации и крепления, отличающийся тем, что шина выполнена из верхней и нижней планок, соединенных между собой боковинами с образованием внутренней полости.