Устройство контроля уровня внешнего электромагнитного поля для активного повышения помехозащищенности автотранспортного средства

 

Полезная модель относится к автотранспортным средствам (АТС), в частности к АТС специального назначения, и может использоваться для активного повышения помехозащищенности АТС от воздействующего внешнего электромагнитного поля (ЭМП).

Устройство контроля уровня внешнего ЭМП, установленное на борту АТС, содержит измерительный комплекс и контроллер.

Измерительный комплекс содержит по меньшей мере два измерительных блока, в каждом из которых установлены микроминиатюрная широкополосная трехкоординатная антенна ЭМП, измеряющая в диапазоне от 100 МГц до 20 ГГц, и амплитудный анализатор, соединенных с контроллером, выполняющим функции, обработки данных с измерительных блоков, управления питанием каждого из измерительных блоков, принятия решения и выдачу, при напряженности внешнего ЭМП свыше 100 В/м, команды по информационной шине на перевод систем бортовой электроники АТС в режим, характеризующийся повышенной помехозащищенностью.

Измерительные блоки предпочтительно располагают на АТС в местах существенно не закрытых металлическими элементами АТС.

Амплитудные анализаторы и контроллер содержат оптоэлектронные преобразователи и соединяются оптическим кабелями, для обеспечения питания электронных схем амплитудных анализаторов и передачи данных в контроллер.

Контроллер предпочтительно располагают в наиболее экранированном месте АТС.

Технический результат полезной модели заключается в контроле уровня внешнего ЭМП для активного повышения помехозащищенности АТС, обеспечивающего прием внешнего ЭМП в диапазоне от 100 МГц до 20 ГГц с неравномерностью не более 6 дБ при угле места выше 0 град и выдающего команду на перевод систем бортовой электроники АТС в режим работы, характеризующийся повышенной помехозащищенностью.

2 ил.

Полезная модель относится к автотранспортным средствам (АТС), в частности к АТС специального назначения, и может использоваться для активного повышения помехозащищенности АТС от воздействующего внешнего электромагнитного поля (ЭМП).

Из [1] известно устройство контроля уровня внешнего ЭМП, содержащее измерительный комплекс и контроллер, позволяющее определять электромагнитную обстановку посредством измерения параметров внешних электромагнитных полей. Недостатком данного устройства является, последовательное сканирование частотного диапазона, путем перестройки полосового фильтра, что снижает вероятность мгновенного определения уровня воздействующего ЭМП в конкретной полосе частот, и отсутствии функции принятия решения и выдачи команды по информационной шине на перевод систем бортовой электроники АТС в режим, характеризующийся повышенной помехозащищенностью.

Из [2] известно устройство контроля уровня внешнего ЭМП, содержащее измерительный комплекс и контроллер, позволяющее контролировать уровень преднамеренного воздействующего на АТС внешнего ЭМП и отображать информацию на маршрутных компьютер о текущем воздействии. Недостатком этого устройства является контроль уровня ЭМП в секторе не более 180 град и отсутствии функции принятия решения о выдачи команды по информационной шине на перевод систем бортовой электроники АТС в режим, характеризующийся повышенной помехозащищенностью.

Устройство контроля уровня внешнего ЭМП [3], содержащее измерительный комплекс и контроллер. Его сущность заключается в измерении параметров обнаруженных в широкой полосе частот электромагнитных помех и полезных радиосигналов GSM систем сотовой связи, формирования, хранения баз данных и исполнения отчетных документов. Недостатком данного устройства является отсутствия функции принятия решения и выдачи команды по информационной шине на перевод систем бортовой электроники АТС в режим, характеризующийся повышенной помехозащищенностью.

Целью настоящего патента на полезную модель является создание устройства контроля уровня внешнего ЭМП для активного повышения помехозащищенности АТС, обеспечивающего прием внешнего ЭМП в диапазоне от 100 МГц до 20 ГГц с неравномерностью не более 6 дБ при угле места выше 0 град и выдающего команду на перевод систем бортовой электроники АТС в режим работы, характеризующийся повышенной помехозащищенностью.

Указанная цель достигается посредством устройства контроля уровня внешнего ЭМП, установленного на борту АТС, содержащего измерительный комплекс и контроллер. Измерительный комплекс содержит, по меньшей мере, два измерительных блока, в каждом из которых установлены микроминиатюрная широкополосная трехкоординатная антенна ЭМП и амплитудный анализатор, соединенных с контроллером.

Измерительные блоки предпочтительно располагают на АТС в местах существенно не закрытых металлическими элементами АТС.

Амплитудные анализаторы и контроллер содержат оптоэлектронные преобразователи и соединяются оптическим кабелями.

Контроллер предпочтительно располагают в наиболее экранированном месте АТС.

На фиг.1 изображена структурная устройства контроля уровня внешнего ЭМП, где схематично показано: 1 - измерительные блоки; 2 - трехкоординатные антенны ЭМП; 3 - амплитудные анализаторы; 4 - контроллер; 5 - оптические кабели; 6 - информационная шина; 7 - устройства бортовой электроники АТС.

На фиг.2 изображены варианты расположения измерительных блоков на АТС и диаграммы направленности группировки микроминиатюрных широкополосных трехкоординатных антенн ЭМП в горизонтальной плоскости АТС для частоты 1 ГГц, где: 1 - расположение измерительных блоков на крыше, симметрично продольной оси АТС; 2 - расположение измерительных блоков на продольной оси АТС в верхней части лобового и заднего стекол; 3 - диаграмма направленности группировки микроминиатюрных широкополосных трехкоординатных антенн ЭМП для случая расположения измерительных блоков на крыше, симметрично продольной оси АТС; 4 - диаграмма направленности группировки микроминиатюрных широкополосных трехкоординатных антенн ЭМП для случая расположения измерительных блоков на продольной оси АТС в верхней части лобового и заднего стекол.

Заявляемое техническое решение основано на том, что измерительный комплекс производит измерение уровня внешнего ЭМП в диапазоне от 100 МГц до 20 ГГц и передает данные в контроллер, который сравнивает полученные данные с предельным значением равным 100 В/м. При напряженности внешнего ЭМП свыше 100 В/м, контроллер выдает команду по информационной шине на перевод систем бортовой электроники АТС в режим, характеризующийся повышенной помехозащищенностью.

Измерительные блоки для формирования диаграммы направленности с неравномерность не более 6 дБ с углом места выше 0 град предпочтительно располагают на АТС в местах существенно не закрытых металлическими элементами АТС.

Для повышения помехозащищенности устройства контроля уровня внешнего ЭМП обеспечение питания электронных схем амплитудных анализаторов и передача данных в контроллер осуществляется по оптическим кабелями, посредством трансформации энергии в оптоэлектронных преобразователях, содержащихся в амплитудных анализаторах и контроллере. Контроллер предпочтительно располагают в наиболее экранированном месте АТС.

Источники информации

1. Патент 2126975 Российская Федерация, МПК G01R 29/10. Устройство для определения электромагнитной обстановки [Текст] / Сошников Э.Н., Хирьянов А.Т., Блинов В.Ф.; патентообладатель Самсунг Электроникс Ко., ЛТД; заявл. 27.11.1995; опубл. 27.02.1999.

2. Заявка на изобретение 2009117058 Российская Федерация, МПК B60R 16/00, B60W 50/00. Информационная система автомобиля, способ работы информационной системы автомобиля и маршрутный компьютер с радар-детектором [Текст] / Фомин А.Н., Березин И.Д., Маркин А.Е.;

заявитель ООО «ФЕРРУМ»; заявл. 10.11.2010.

3. Патент на полезную модель 87265 Российская Федерация, МПК G01S 5/00. Передвижной комплекс контроля электромагнитной обстановки и измерения параметров радиосигналов [Текст] / Высочин В.П., Дю К.О., Недобежкин М.И., Смирнов Ю.Я.; патентообладатель Общественная организация ВОИР "Аэронавтика"; заявл. 21.05.2009; опубл. 27.09.2009.

1. Устройство контроля уровня внешнего электромагнитного поля (ЭМП) для активного повышения помехозащищенности автотранспортного средства (АТС), установленное на борту АТС, содержащее измерительный комплекс и контроллер, отличающееся тем, что измерительный комплекс содержит, по меньшей мере, два измерительных блока, в каждом из которых установлены микроминиатюрная широкополосная трехкоординатная антенна ЭМП, измеряющая в диапазоне от 100 МГц до 20 ГГц, и амплитудный анализатор, соединенных с контроллером, выполняющим функции обработки данных с измерительных блоков, управления питанием каждого из измерительных блоков, принятия решения и выдачи, при напряженности внешнего ЭМП свыше 100 В/м, команды по информационной шине на перевод систем бортовой электроники АТС в режим, характеризующийся повышенной помехозащищенностью.

2. Устройство контроля уровня внешнего ЭМП по п.1, отличающееся тем, что измерительные блоки предпочтительно располагают на АТС в местах, существенно не закрытых металлическими элементами АТС.

3. Устройство контроля уровня внешнего ЭМП по п.1, отличающееся тем, что амплитудные анализаторы и контроллер содержат оптоэлектронные преобразователи и соединяются оптическими кабелями для обеспечения питания электронных схем амплитудных анализаторов и передачи данных в контроллер.

4. Устройство контроля уровня внешнего ЭМП по п.1, отличающееся тем, что контроллер предпочтительно располагают в наиболее экранированном месте АТС.



 

Наверх