Компенсатор

 

Полезная модель направлена повышении надежности устройства. Указанная задача достигается тем, что на одном из колец компенсатора выполнены мерные ячейки прямоугольной формы на заданною глубину величины компенсации, а на втором кольце выполнены три выступа, входящие в прямоугольные мерные ячейки первого кольца. Количество мерных ячеек на первом кольце определяется в зависимости от величины компенсации.

1 н.п. формулы, 4 иллюстрации.

Полезная модель относится к машиностроению, и может быть использована в редукторах общемашиностроительного назначения, для компенсации зазоров между деталями.

Известны способы компенсации размеров с помощью неподвижных соединений, разных размеров по толщине. Для неподвижных соединений применяют компенсаторные шайбы с минимальной толщиной до 0,03 мм. (стр.117-118 Основы технологии машиностроения. Издание 3-е/ Балакшин стр.117-118-М. Машиностроение, стр.117-118, 1969, 358 стр.).

Недостатком является низкая надежность так, как такие шайбы недопустимо устанавливать в зазоры между торцами вращающихся деталей, так как их может смять, что ведет к перекосу одной из детали и поломке.

Известен компенсатор (Патент РФ 2327909 С2 F16H 1/28). Компенсатор содержит упругодемпфирующий элемент из металлорезины, размещенный между двумя цилиндрическими корпусными деталями, установленными относительно друг друга с кольцевым зазором между торцевыми поверхностями.

Недостатком данной конструкции является недостаточная жесткость составных частей компенсатора и сложность конструкции, а так же большое количество деталей влияет на себестоимость компенсатора.

Наиболее близким к заявляемому техническому решению по технической сущности и достигаемому техническому результату является компенсатор, который состоит из кольца и трех шариков. На кольце имеются мерные глухие ячейки цилиндрической формы для установки шариков одного размера на определенную глубину величины компенсации, в соответствии с компенсирующими размерами. В мерные глухие ячейки вставляются шарики. Шарики устанавливаются с натягом или для крепления шариков используется клей. (Технология машиностроения. Сборка машин.

Учебное пособие / И.В.Абрамов, В.Г.Осетров, И.К.Пичугин, Ю.Б.Ярхов; Под общ. ред. И.В.Абрамова, В.Г.Осетрова, стр.141. - Ижевск: Изд-во ИжГТУ, 2005. - 468 с.), и принят за прототип.

Недостатком известного технического решения является низкая надежность, возможно выпадение шариков при воздействии на них касательных нагрузок сопрягающей с ними детали.

Точечный контакт шариков может привести, при осевой нагрузке к потере точности компенсации, а также сложность демонтажа шариков в процессе регулирования требуемой точности замыкающего звена, что влияет на трудоемкость и стоимость компенсатора.

Задачей полезной модели является повышении надежности устройства.

Технический результат заключается в упрощении геометрии составных частей компенсатора, имеющих определенную жесткость, необходимую для сохранения размерной точности изделия.

Поставленная задача решена следующим образом: на одном из колец компенсатора выполнены мерные ячейки прямоугольной формы на заданною глубину величины компенсации, а на втором кольце выполнены три выступа, входящие в прямоугольные мерные ячейки первого кольца. Количество мерных ячеек на первом кольце определяется в зависимости от величины компенсации.

Сущность полезной модели поясняется чертежами, где на фиг.1 изображено кольцо с мерными прямоугольными ячейками, на фиг.2 изображено кольцо с тремя выступами, на фиг.3 показан компенсатор в трехмерном изображении, на фиг.4 показан пример конкретного использования компенсатора.

На фиг.1 показано первое кольцо 1 с мерными прямоугольными ячейками 2, которые располагаются под заданным углом равным:

; (1)

где b - ширина мерной ячейки компенсатора;

R - радиус первого кольца компенсатора;

На фигуре 2 второе кольцо 3 с тремя одинаковыми выступами 4 расположенными под углом 120°.

На фиг.4 показан пример конкретного использования компенсатора, в зазор между крышкой 5 и роликовым упорным подшипником 6 сидящем на валу устанавливается компенсатор 7 с минимальным размером Amin.

Назначением компенсатора является регулирование зазора между торцами деталей.

Компенсатор состоит из двух колец так, что на одном из колец компенсатора выполнены мерные ячейки прямоугольной формы на заданною глубину величины компенсации. На втором кольце выполнены три выступа, входящие в прямоугольные мерные ячейки первого кольца. Количество мерных ячеек на первом кольце определяется в зависимости от величины компенсации.

Компенсатор работает следующим образом: в процессе сборки измеряется зазор между торцом боковой крышки и торцом подшипника. Компенсатор вводится в установленный зазор с размером равным размеру зазора. При несовпадении размера, зазор между торцами деталей, компенсируется за счет поворота одного из колец компенсатора на величину , путем перебора возможных вариантов расположения мерных прямоугольных ячеек первого кольца и выступов второго, при чем:

AAminI; А-размер зазора, AminI - минимальный размер компенсатора 1 ступени;

AII=AminI+; - зазор между компенсатором и торцом подшипника, All- размер компенсатора 2 ступени;

АIII=AminI+2; AIII - размер компенсатора 3 ступени;

При использовании компенсатора повышается технологичность, удобство в применении при регулировании зазоров и возможности многократного использования.

Компенсатор позволяет устранять погрешности размеров при сборки, повышает надежность конструкции за счет упрощения геометрии составных частей компенсатора, и обеспечивает необходимую точность изделия.

1. Компенсатор, содержащий основное кольцо с ячейками, отличающийся тем, что введено дополнительное кольцо с выступами, которые фиксируются в канавках основного кольца.

2. Компенсатор по п.1, отличающийся тем, что количество канавок пропорционально величине компенсации.



 

Похожие патенты:

Высокотемпературный тканевый сильфонный осевой компенсатор относится к машиностроению, а именно к компенсационным устройствам с гибкими неметаллическими элементами для трубопроводов, и может быть использован для компенсации температурных и технологических смещений стыкуемых частей газоходов и воздуховодов теплоэнергетического оборудования для транспортировки горячих газов (воздуха).

Изобретение относится к конструкции устройства, которое может быть использовано при индивидуальном и групповом обучении сборке цепей с электрическими и электронными компонентами, а также для проведения лабораторных работ и демонстрационных опытов по электротехнике
Наверх