Фиксатор для сборного железобетонного покрытия рельсовых путей

 

Полезная модель относится к области дорожного строительства и, в частности, к фиксаторам, используемым для фиксации железобетонных плит и снижения уровня шума в сборно-разборных железобетонных покрытиях для любых конструкций рельсовых путей: для различных вариантов трамвайных путей, железнодорожных переездов и улиц. Фиксатор для сборного железобетонного покрытия рельсовых путей, выполнен в виде размещаемого между рельсом и плитой покрытия бруса из резины, имеющего с одной стороны криволинейную поверхность в форме пазух рельсов, а с другой стороны - опорную поверхность для плиты, образованную сопрягающимися плоскими поверхностями, упирающимися в скосы боковых граней плиты. В фиксаторе выполнена полость в виде продольного канала. При этом поперечное сечение канала имеет форму прямоугольника со скругленными углами, у которого большие стороны прямоугольника параллельны продольному сечению рельса. Применение предлагаемой полезной модели позволяет повысить эксплуатационную надежность покрытия за счет повышения качества стыка фиксатора с боковой поверхности железобетонной плиты, а также облегчить процесс установки фиксатора при монтаже сборного железобетонного покрытия рельсовых путей без ухудшения качества стыка. 1 н.п., 2 з.п.

Полезная модель относится к области дорожного строительства и, в частности, к фиксаторам, используемым для фиксации железобетонных плит и снижения уровня шума в сборно-разборных железобетонных покрытиях для любых конструкций рельсовых путей: для различных вариантов трамвайных путей, железнодорожных переездов и улиц.

Указанные фиксаторы должны обеспечить надежную фиксацию плит, обеспечивающую отсутствие их смещения в горизонтальной и вертикальной плоскостях, а также предохранять пространство между рельсами и боковыми поверхностями плит от попадания воды и посторонних предметов, снижать уровень шума при прохождении транспорта, обладать достаточную стойкостью к истиранию и перепадам температур в диапазоне от -40 °С до +90 °С, а также обеспечивать возможность снижении трудоемкости при монтаже и замене покрытия. Наиболее успешно настоящая полезная модель может найти применение при строительстве или реконструкции уличных дорожных покрытий с встроенными в них необособленными от проезжей части трамвайными путями.

Известна конструкция фиксатора для сборного железобетонного покрытия трамвайных путей, выполненная в виде монолитного резинового бруса, расположенного в сжатом состоянии между рельсом и боковой гранью плиты (патент RU 2155838, Е01С 9/06, Е01В 21/00, приоритет от 26.06.1999). В поперечном сечении брус с одной стороны имеет криволинейную поверхность в форме пазух рельсов, а с другой стороны - опорную поверхность для плиты, образованную сопрягающимися поверхностями, упирающимися в скосы боковых граней плиты. Поскольку материал фиксатора и его конструкция с одной стороны должны обладать достаточной жесткостью для обеспечения надежной фиксации железобетонных плит покрытия, а с другой стороны обеспечивать надежное уплотнение между рельсами боковой поверхностью плит, а также учитывать температурные деформации и наличие различных допусков на размеры плит, рельсов и т.п., то ширина фиксатора в поперечном сечении должна обладать достаточным запасом, чтобы обеспечить надежную фиксацию железобетонных плит покрытия при любых имеющихся допусках и температурных деформациях. Однако это может привести к тому, что при излишнем сдавливании фиксатора между рельсом и плитой происходит деформация фиксатора с сообразованием выступающей выпуклой верхней поверхности фиксатора, что может привести к преждевременному износу фиксатора, а также затруднить монтаж и разборку сборно-разборных железобетонных покрытий рельсовых путей. Кроме того, такая конструкция обеспечивает недостаточно высокое уплотнение из-за высокой жесткости монолитного края фиксатора.

Наиболее близким аналогом предлагаемой полезной модели, выбранным в качестве прототипа, является конструкция фиксатора, выполненная в виде бруса из резины, предназначенного для размещения между рельсом и плитой покрытия. В поперечном сечении брус имеет с одной стороны криволинейную поверхность в форме пазух рельсов, а с другой стороны - опорную поверхность для плиты, образованную сопрягающимися поверхностями, упирающимися в скосы боковых граней плиты (патент RU 71988, Е01С 9/06, Е01В 21/00, приоритет от 17.12.2007). С указанной противоположной стороны фиксатора выполнен выступ для упора в верхнюю часть боковой поверхности плиты, в котором выполнена полость в виде продольного канала.

Предлагаемая конструкция фиксатора с одной стороны может улучшить уплотнение в верхней части стыка межу фиксатором и плитой при обеспечении достаточного сжимающего усилия в верхней части фиксатора, но с выдавливанием выступающей выпуклой верхней поверхности фиксатора, а с другой стороны, при снижении сжимающего усилия для предотвращения выдавливания, не гарантирует достаточного уплотнения стыка между фиксатором и плитой за счет смятия упомянутого выступа при установке плиты, из-за недостаточной жесткости выступа с продольным каналом в нем.

Технической задачей настоящей полезной модели является повышение эксплуатационной надежности покрытия за счет повышения качества стыка фиксатора с боковой поверхности железобетонной плиты и снижении трудоемкости при монтаже и замене покрытия.

Поставленная задача решается тем, что в известном фиксаторе для сборного железобетонного покрытия рельсовых путей, выполненным в виде размещаемого между рельсом и плитой покрытия бруса из резины, имеющего с одной стороны криволинейную поверхность в форме пазух рельсов, а с другой стороны - опорную поверхность для плиты, образованную сопрягающимися плоскими поверхностями, упирающимися в скосы боковых граней плиты, при этом в фиксаторе выполнена полость в виде продольного канала, новым является то, что поперечное сечение канала имеет форму прямоугольника со скругленными углами, у которого большие стороны прямоугольника параллельны продольному сечению рельса.

Выполнение продольного канала по форме прямоугольника со скругленными углами с одной стороны обеспечивает необходимую жесткость верхней части фиксатора по всему его сечению, исключает возможные смятия и выдавливания верхней части фиксатора, а с другой стороны обеспечивает надежное прилегание верхней части фиксатора к верхней части боковой поверхности плиты по всей длине фиксатора и, как следствие, повышает надежность герметизации стыка между фиксатором и плитой. Кроме того, размеры канала выбирают из соотношений:

1max+2max+3maxb>1min+2min+3min,

к-i>с

где:

b - ширина канала, мм;

1max - максимальный допуск на размеры плиты, мм;

1min - минимальный допуск на размеры плиты, мм;

2max - максимальный допуск на размеры фиксатора, мм;

2min - минимальный допуск на размеры фиксатора, мм;

3max - максимальный допуск на размеры рельса, мм;

3min - минимальный допуск на размеры рельса, мм;

с - высота канала, мм;

k - расстояние между верхней и нижней точками контакта плиты с брусом из резины по вертикали, мм;

i - минимально допустимая толщина стенки канала, мм;

Учет всех допусков на размеры плиты, фиксатора и рельса при выборе параметров канала позволяет оптимизировать величину сжимающего усилия, действующего на фиксатор, и обеспечить ее стабильность в заданных пределах для всех фиксаторов, используемых при монтаже покрытии, что повышает качество стыка фиксатора с боковой поверхности железобетонной плиты и, в целом, эксплуатационную надежность покрытия.

В необходимых случаях, для облегчения сборочных работ фиксатор может быть снабжен установочной пластиной, размещаемой при монтаже покрытия между брусом из резины и плитой и извлекаемой после установки бруса.

В этом случае размеры канала выбирают из соотношений:

1max+2max+3max+4b>1min+2min+3min+4,

к-i>ch

где:

b - ширина канала, мм;

1max - максимальный допуск на размеры плиты, мм;

1min - минимальный допуск на размеры плиты, мм;

2max - максимальный допуск на размеры фиксатора, мм;

2min - минимальный допуск на размеры фиксатора, мм;

3mах - максимальный допуск на размеры рельса, мм;

3min - минимальный допуск на размеры рельса, мм;

4 - толщина установочной пластины, мм

с - высота канала, мм;

k - расстояние между верхней и нижней точками контакта плиты с брусом из резины по вертикали, мм;

i - минимально допустимая толщина стенки канала, мм;

h - глубина погружения установочной пластины в зазор между плитой и брусом из резины, мм

Благодаря такому решению облегчается установка фиксатора при монтаже сборного железобетонного покрытия рельсовых путей без ухудшения качества стыка фиксатора с боковой поверхности железобетонной плиты и снижения эксплуатационной надежности покрытия.

Сущность настоящей полезной модели иллюстрируется чертежом, на котором изображено поперечное сечение фиксатора, установленного между рельсом и плитой.

Плиты 1, устанавливаемые в трамвайных путях, опираются на резиновые фиксаторы 2, уложенные в пазухи рельсов 3.

Резиновые фиксаторы 2, в виде брусьев соответствующего сечения и конструкции, выполняют в данном случае следующие функции:

- являются несущим элементом, воспринимающим нагрузки от проходящего автотранспорта и передающим их через рельс на шпалы и основание;

- фиксируют плиты относительно рельса, обеспечивая необходимое расстояние между рельсом и плитой;

- уплотняют пространство между рельсами и боковыми гранями плит;

- гасят вибрацию, упругие деформации рельса и шум при прохождении подвижного состава.

Фиксаторы изготавливаются из специально разработанной резины в базовых типоразмерах, в зависимости от типа рельса и места установки. Характеристика резины позволяет эксплуатацию фиксаторов в диапазоне температур от -40 °С до +90 °С без ограничений циклов смены температур.

Заявленный фиксатор 2 для сборного железобетонного покрытия рельсовых путей размещают между рельсом 3 и плитой покрытия 1. Фиксатор 2 имеет с одной стороны криволинейную поверхность в форме пазух рельсов, а с другой стороны - опорную поверхность для плиты, образованную сопрягающимися поверхностями, упирающимися в скосы боковых граней плит. В фиксаторе выполнена полость в виде продольного канала 4. Поперечное сечение продольного канала 4 имеет форму прямоугольника со скругленными углами, у которого большие стороны параллельны продольному сечению рельса.

Фиксатор может быть снабжен установочной пластиной 5, размещаемой при монтаже покрытия между брусом из резины и плитой и извлекаемой после установки бруса.

Размеры канала могут быть выбраны из следующих соотношений:

1max+2max+3maxb>1min+2min+3min,

к-i>с,

где:

b - ширина канала, мм;

1max - максимальный допуск на размеры плиты, мм;

1min - минимальный допуск на размеры плиты, мм;

2max - максимальный допуск на размеры фиксатора, мм;

2min - минимальный допуск на размеры фиксатора, мм;

3max - максимальный допуск на размеры рельса, мм;

3min - минимальный допуск на размеры рельса, мм;

с - высота канала, мм;

k - расстояние между верхней и нижней точками контакта плиты с брусом из резины по вертикали, мм.

При использовании установочной пластины размеры канала могут быть выбраны из следующих соотношений:

1max+2max+3max+4b>1min+2min+3min+4,

к-i>ch,

где:

4 - толщина установочной пластины, мм;

h - глубина погружения установочной пластины в зазор между плитой и брусом из резины, мм.

Применение предлагаемой полезной модели позволяет повысить эксплуатационную надежность покрытия за счет повышения качества стыка фиксатора с боковой поверхности железобетонной плиты, а также облегчить процесс установки фиксатора при монтаже сборного железобетонного покрытия рельсовых путей без ухудшения качества стыка.

1. Фиксатор для сборного железобетонного покрытия рельсовых путей, выполненный в виде размещаемого между рельсом и плитой покрытия бруса из резины, имеющего с одной стороны криволинейную поверхность в форме пазух рельсов, а с другой стороны - опорную поверхность для плиты, образованную сопрягающимися плоскими поверхностями, упирающимися в скосы боковых граней плиты, при этом в фиксаторе выполнена полость в виде продольного канала, отличающийся тем, что поперечное сечение канала имеет форму прямоугольника со скругленными углами, у которого большие стороны прямоугольника параллельны продольному сечению рельса.

2. Фиксатор по п.1, отличающийся тем, что размеры канала выбирают из соотношений:

к-i>с,

где b - ширина канала, мм;

- максимальный допуск на размеры плиты, мм;

- минимальный допуск на размеры плиты, мм;

- максимальный допуск на размеры фиксатора, мм;

- минимальный допуск на размеры фиксатора, мм;

- максимальный допуск на размеры рельса, мм;

- минимальный допуск на размеры рельса, мм;

с - высота канала, мм;

k - расстояние между верхней и нижней точками контакта плиты с брусом из резины по вертикали, мм;

i - минимально допустимая толщина стенки канала, мм;

3. Фиксатор по п.1, отличающийся тем, что он снабжен установочной пластиной, размещаемой при монтаже покрытия между брусом из резины и плитой и извлекаемой после установки бруса.

4. Фиксатор по п.1, 3 отличающийся тем, что размеры канала выбирают из соотношений:

к-i>ch,

где b - ширина канала, мм;

- максимальный допуск на размеры плиты, мм;

- минимальный допуск на размеры плиты, мм;

- максимальный допуск на размеры фиксатора, мм;

- минимальный допуск на размеры фиксатора, мм;

- максимальный допуск на размеры рельса, мм;

- минимальный допуск на размеры рельса, мм;

4 - толщина установочной пластины, мм

с - высота канала, мм;

k - расстояние между верхней и нижней точками контакта плиты с брусом из резины, мм;

i - минимально допустимая толщина стенки канала, мм;

h - глубина погружения установочной пластины в зазор между плитой и брусом из резины, мм.



 

Наверх