Катамаран (варианты)

 

Катамаран, в основе конструкции которого лежит U-образный или близкий по форме надувной контур, закрепленный сверху на двух надувных баллонах. Оснащается сидениями и упорами для ног, положенными на баллоны, за счет чего не нуждается в сплошном жестком дне. Способ крепления U-образного контура может быть различен: шнуровка, натяжные ремни или стропы с пряжками, пришивка, приклейка, приварка, застежка-молния и т.д. Другой варианты - катамаран, имеющий вид двух надувных баллонов, распираемых одной или несколькими надувными емкостями, притянутыми к баллонам и тканевой палубе. Возможно усиление баллонов-поплавков баллонами-сателлитами. Катамаран с пневматическим каркасом позволяет создать надувную байдарку в форме катамарана, что не только быстроходнее и устойчивее чем обычная надувная байдарка, но и обойтись при сборке без жесткого каркаса, чем достигается быстрота и простота транспортировки, сборки/разборки, отменяются поломки каркаса, уменьшается вес.

3.2.4.1. Область техники, к которой относится полезная модель.

Разборные катамараны с надувными баллонами: туристические сплавные, моторные и парусные, спортивно-туристические, прогулочные, рыбацкие.

3.2.4.2. Уровень техники.

Традиционно разборные туристические сплавные и парусные, а также рыбацкие катамараны состоят из надувных баллонов, соединенных жестким каркасом. Каркас состоит из продольных и поперечных балок. Чтобы придать каркасу диагональную жесткость, к продольным и поперечным балкам добавляют диагональные балки (укосины).

Типичный пример такого катамарана - катамаран системы Папуша. ("СНАРЯЖЕНИЕ ТУРИСТА-ВОДНИКА", Москва, Профиздат, 1986 - опубликовано на http://www.veslo.ru/2001/snaraga/kat2/kats.html)

В катамаране конструкции Кириллова роль укосин играют диагональные стяжки из тросиков на талрепах ("СНАРЯЖЕНИЕ ТУРИСТА-ВОДНИКА", Москва, Профиздат, 1986 - опубликовано на http://www.veslo.ru/2001/snaraga/kat2/kat5.html)

Эти тросики, натягиваемые талрепами, крепятся к каркасу на углах катамарана, к продольным или поперечным балкам каркаса, создавая там значительные точечные нагрузки и не решая проблему сидений.

Подобные катамараны выпускает фирма «Уралэкспедиция» - модель 1 и модель 2.

Для обеспечения диагональной жесткости в конструкции разборных катамаранов вместо укосин в настоящее время часто используют различного вида кницы (жесткие угловые элементы - фиксаторы каркаса) или угловые элементы рамы.

Кницы и жесткие угловые элементы каркаса трудоемки и недешевы в изготовлении и монтаже и не позволяют заменить продолину или поперечину, с целью экономии или в случае поломки, вырубленной из прибрежного леса жердью.

Типичный пример такой жесткой рамы - рама на стяжных болтах с синусоидными кницами. Жесткие детали, задающие строгое направление (обычно 90°) стягиваемым трубам. Например, синусоидная пластиковая кница и стяжное соединение «жесткой» рамы выполненное на ней катамарана «Тритон-2». () или литые металлические кницы продольной и поперечной труб катамаранов фирмы «Рафтмастер» ().

Кроме вышеназванных недостатков, такие кницы требуют сверления соединяемых балок каркаса (чтобы сохранять свое положение в месте соединения), что сильно снижает прочность балок в местах соединения.

Соединению балок каркаса (рамы) катамарана могут служить J или U-образные хомуты, натягиваемые винтами или барашками. «Ногами» при этом они вставляются в одну балку (обычно верхнюю) и хватающие «крючковой частью» другую. «Рамы сплавных катамаранов. Краткий обзор» Михалев Александр Георгиевич, зав. производством предприятия «Аква Спорт».

.ru/2006/snaraga/ramakat/rama.html

Другой способ придания жесткости конструкции катамарана - увеличение диаметра его надувных баллонов до 50 см и более. При этом увеличивается расстояние между продольными балками одного баллона, тем самым достигается относительная жесткость конструкции, позволяющая обойтись без укосин и книц, а связывать продольные и поперечные балки каркаса веревочными скрутками, резиновыми лентами или скотчем. Однако баллоны такой ширины не позволяют сделать катамаран достаточно быстроходным, ведь большая скорость достигается только при баллонах узких (~30 см) и длинных настолько, насколько их позволяют сделать таковыми соображения грузоподъемности (а она есть функция водоизмещения, а значит - диаметра корпусов).

Существенным недостатком катамаранов с жестким каркасом является немалый вес этого каркаса. А также его ломкость (опасность поломки особенно актуальна в 4-6 местных туристических сплавных катамаранах или 2-местных с посадкой друг-за-другом).

Патентуемая группа ПМ преодолевает вышеназванный недостаток - пневматический каркас не ломается.

Другим недостатком катамаранов с каркасом является сложность его транспортировки, вызванная изобилием длинномерных деталей (1 м и более) и значительным их весом. Сборка каркаса рыбацкого катамарана и соединение его с баллонами занимает 15-25 минут, у туристических катамаранов - 20 минут - час и более, и особенно долго, если каркас вырубается на месте и соединяется веревочными скрутками, резиновыми жгутами или скотчем.

Патентуемая группа ПМ не имеет сложносоставных жестких деталей каркаса, а при исполнении под байдарочную греблю и длинных (более 100-110 см). Поэтому процесс ее сборки сводится к накачиванию баллонов и самого каркаса, тоже надувного (удобство), а вес пневматического каркаса (надувного U-образного контура) значительно меньше веса каркаса металлического (дюралевого), а тем более деревянного, из подручных материалов.

Существуют сплавные катамараны, в которых каркас сведен к минимуму: катамараны «Кызыр» фирмы «ООО Пневмосибирь» (бывшее ООО «Кулик») ( content&view=article&id=54:-2&catid=8:2009-10-30-12-33-50&Itemid=12 и

http://www.kulikboat.ru/index.php?action=topics&page id=1132&menu id=1211).

В этих катамаранах жесткость баллонов достигается за счет множества перегородок (отсеков) внутри довольно широкого (65 см) баллона.

Поэтому, в отличие от патентуемой группы ПМ, конструкция «Кызыра» требует сложной и высокоточной, а значит дорогостоящей, склейки (или сварки). К тому же в случае прокола, (особенно нескольких камер-отсеков) такого сложносоставного баллона, ремонт его в полевых условиях проблематичен. В патентуемой же группе ПМ баллоны простые, а значит ремонтопригодные: если однослойные - они заклеиваются, если 2-слойные - внешняя часть (шкура) зашивается, а внутренняя (дутик) заклеивается легко, поскольку имеет плоскую форму и лишь надуваясь, обретает форму и объем, обусловленный формой шкуры. К тому же в катамаране «Кызыр» ничто не защищает седоков от захлестывания волнами, тогда как в патентуемой группе ПМ прикрепленные на баллоны-поплавки сверху U-образный надувной контур или баллоны-сателлиты, могут играть не только роль каркаса, но и защиты от волн и выпадения за периметр, особенно если патентуемая ПМ выполняется в размерениях подобных байдарочным или так называемой «Латвийской двойки» (катамаран с байдарочной посадкой и греблей, где сидят друг-за-другом). В таком случае гребец (или гребцы) возможно применение фартука вроде байдарочного.

Другим известным автору примером катамарана с минимальной рамой служит катамаран «Мустанг» и «Мустанг-У» латвийской фирмы «Альвидас» ( и =node/9). Здесь каркас сводится к 2-3 поперечным балкам, которые вставляются в баллон, точнее говоря, во втулку, вшитую в шкуру 2-слойного баллона. Однако, для прочной фиксации их в баллоне толщина последнего составляет 54 см. При такой ширине баллона его трение о воду весьма велико, а скорость - наоборот. Патентуемая группа ПМ служит созданию скоростного катамарана за счет уменьшения диаметра баллона, касающегося воды, до ~30 см в случае с U-образным контуром, поставленным на баллоны или вынесения связующей части баллонов вверх, в пространство над водой - в случае с распиранием баллонов надувными емкостями. В последнем случае дутик, связующий поплавки катамарана, может служить еще и спинкой (упором для ног).

То же касается модульных катамаранов фирмы «Акварон» ( и ), только их баллоны цельноклееные, а не 2-слойные, как у произведений фирмы «Альвидас». Поэтому специальные металлические трубки (муфты), куда вставляют поперечные балки, вклеены в баллон, а не вшиты, как у «Альвидас». Сложность изготовления и нагрузки на эти крепления велики и там и там. К тому же у «Акварона» жесткости катамарана и удобству пользователя кроме поперечных балок служат жесткие панели моста, что делает такой катамаран существенно дороже, тяжелее и увеличивает габариты в сложенном состоянии.

«Монобубер» латвийской фирмы «Альвидас» представляет собой 0-образный надувной контур, укрепленный двумя заглубленными в него перпендикулярно длинным сторонам контура, балками, на которых натянута тканевая плоскость, играющая роль грузовой палубы ( zvgi/naujos turistiniu laivu konstrukcijos). Похоже на патентуемую группу ПМ тем, что форму всего катамарана держит надувной контур. Но поскольку этот контур не «поставлен» на баллоны и имеет такую форму (0), лобовое сопротивление огромно, а скорость низка. К тому же в «Монобубере» сидят верхом на баллонах, как в катамаранах «Мустанг», тогда как у патентуемых ПМ сиденье (или несколько сидений) может находиться между баллонами, что позволяет защититься от волн и брызг при исполнении ПМ под байдарочную греблю.

Если же сделать баллоны катамаранов «Альвидас» и «Акварон», а также монобубера «Альвидас» неширокими, шириной 25-40 см, как то возможно в патентуемой группе ПМ, особенно в случае с U-образным каркасом, поперечные балки с ногами гребцов (а у «Акварона» и панели моста) соединяющие баллоны, оказались бы очень близки к воде, а значит, тормозили бы движение при волнении. Даже слабом.

В США фирмой "Jacks Plastic Welding INC" производится линейка безрамных так называемых катарафтов (http://www.ipwinc.com/index.php?page=products&item no=4313 а также http://www.jpwinc.com/index.php?page=products&item no=4314 и http://www.jpwinc.com/index.php?page=photo&photo id=335). Их конструкция включает 2 баллона большого диаметра (не менее 40 см, чем достигается продольная жесткость баллонов) соединенных друг с другом поперечными надувными емкостями большого диаметра, чем достигается поперечная и диагональная жесткость всей конструкции. В случае U-образного контура, поставленного на баллоны (в патентуемой группе ПМ), деформации катамарана противостоят и поплавки и U-контур, поэтому поплавки катамарана можно сделать диаметром 35 см и менее, для достижения большей скорости. В случае катамарана с надувной емкостью между баллонами-поплавками диаметр последних при наличии баллонов-сателлитов может также составлять 35 см и менее.

В вышеупомянутых катарафтах площадь контакта верхнего контура (поперечных баллонов) и нижнего контура (поплавков, продольных баллонов) в отличие от патентуемой группы ПМ, невелика1 (1 Ремни с точечным креплением снизу и линия приварки/пришивки/приклейки (на фото по ссылке дополненная, для разборности, люверсами на обеих сторонах) - у известных автору безрамных катарафтов.), поэтому нагрузки на точки приклейки/приварки/пришивки крепежных ремней, связывающих баллоны, значительны. К тому же поперечные надувные емкости крепятся к поплавкам катарафта за края, где сужаются, что снижает и жесткость конструкции и надежность крепления. В случае же патентуемых U-образного контура или одной либо нескольких емкостей между баллонами площадь контакта значительна, что позволяет увеличить жесткость конструкции и надежность крепления.

В случае катамарана из патентуемой группы ПМ, где баллоны-поплавки распираются одной либо несколькими надувными емкостями, вставленными между баллонами, ремни или куски ткани, связующие поплавки с этими емкостями, направлены по касательной к окружностям баллонов, что позволяет сделать их приварку/пришивку/приклейку весьма массивной, а оттого надежной.

Такой катамаран из группы патентуемых ПМ позволяет создать что-то вроде модели «Pack cat» вышеупомянутой фирмы, где 2 баллона соединяются металлическими каркасными элементами из нескольких не связанных между собой частей, разнесенных вдоль баллонов и обхватывающих баллоны изогнутыми частями, к которым баллоны притянуты ремнями (http://wwinc.com/index.php?page=photo&photo id=261, httр://www.jpwinc.com/index.php?page=photo&photo id=246). Только без тяжелых и громоздких металлических элементов каркаса. А в случае с баллонами-сателлитами - и уменьшить диаметр баллонов-поплавков до ~30 см, увеличив скорость.

Альтернативой туристическим сплавным и парусным, а также прогулочным и рыбацким катамаранам являются надувные лодки и байдарки. Они лишены проблем, вызванных наличием каркаса, но, как правило, имеют ширину не менее 90 см - куда входит ширина дна2 (2 Дно надувных лодок - приклеенный (приваренный) к бортам (бортовым баллонам) плоский кусок водонепроницаемой ткани (пример - большинство гребных надувных лодок). Как правило, у надувных байдарок это уже подобие надувного матраса, вклеенного/вшитого/приваренного между бортовыми баллонами или положенного на вышеупомянутый кусок водостойкой ткани, приделанной к бортам (пример - надувные байдарки, выпускаемые фирмой «Рафтмастер» и многими другими http://www.raftmaster.com/catalog.shtml?cat=3 - двуслойная конструкция корпуса или однослойные байдарки фирмы «Таймтриал» http://www.timetrial.ru/waterfly.html)), на котором расположено сидение (40-50 см) + ширина надувных баллонов, составляющих борта судна (2×25 см и больше) - что обуславливает большую площадь контакта с водой, а значит тихоходность.

Некоторым исключением из правила тихоходности надувных туристических гребных судов является байдарка «Щука», где расстояние между бортовыми баллонами диаметром 27 см составляет 31 см, поэтому гребец сидит не между, а над баллонами на специальном сидении. Баллоны распираются П- или Х-образной жесткой распоркой. Такая конструкция позволяет сделать «Щуку» узкой (85 см). Поэтому относительно других надувных лодок и байдарок она весьма быстроходна, но гораздо менее устойчива и обитаема. К тому же скорость при равной силе гребли меньше, чем была бы у катамарана с баллонами близких длины и ширины, поскольку такой катамаран не имеет дна, и трения этого дна о воду. Патентуемая группа ПМ и есть варианты такого катамарана.

К тому же, катамаранные обводы обеспечивают большую устойчивость по сравнению с лодочными, поскольку при одинаковом угле крена в катамаране больший объем корпуса погружается в воду, возникает большая архимедова сила при тех же ширине и длине корпуса.

Курсовая устойчивость катамарана тоже выше лодочной с подобными размерениями.

Автору известны прогулочные (рыболовные) одно- и двухместные гребные катамараны фирмы «Sea Eagle» (http://www.seaeagle.com/PaddleSki.aspx), где при подобном патентуемой ПМ диаметре баллонов (32 для 1-местного и 36 для 2-местного катамарана) жесткость достигается за счет очень высокого давления в них. Такой катамаран напоминает традиционную надувную лодку, роль дна играет палуба, натянутая, как и в некоторых патентуемых ПМ между баллонами выше ватерлинии, но ниже верха баллонов: баллоны скреплены носами, а сзади идут параллельно, будучи скреплены по всей длине поперечными балками, играющими роль упоров для сидений и ног. Однако, даже на некрутой волне такой катамаран прогибается под седоком (видео на странице http://www.seaeagle.com/PaddleSki.aspx), что говорит о недостаточной жесткости не усиленного ничем надувного баллона такого диаметра, а значит - о не применимости подобных катамаранов для сплава по порожистым рекам и хождения в крутую волну, (в отличие от патентуемой ПМ с U-контуром, положенном на поплавки и катамарана с надувной(надувными) емкостями между баллонами-поплавками, усиленными баллонами-сателлитами).

К тому же, у таких катамаранов («Sea Eagle»), как уже упоминалось, баллоны соединяются носами, поэтому при прохождении сквозь волну сопротивление значительно больше, чем у вариантов патентуемой ПМ, чьи баллоны (оси баллонов)3 ( 3 В оптимальном случае не только параллельны оси баллонов, но и внутренние борта баллонов делаются максимально невыпуклыми с целью минимизации межбалонной волны.) параллельны. К тому же надувные распорки-подушки в патентуемой ПМ - ужЕ готовые спинки и, в отличие от распорок в катамаране Sea Eagle крепятся во многих точках или объемно, что повышает надежность конструкции.

Новинка 2009 года той же фирмы, U-образный катамаран, имеет один надувной контур () который своей средней частью при движении тормозит об воду, поскольку находится в одной плоскости с поплавками, будучи их связкой-продолжением.

Катамараны с u-образными надувными контурами, усиленными надувными баллонами снизу ( boat cat.asp) в известных автору исполнениях требуют жесткого или надувного дна в u-образном контуре. Патентуемая ПМ с U-образным контуром и сиденьями, лежащими на баллонах позволяет обходиться без жесткого дна за счет сидений, положенных на баллоны и, как правило, висящих на U-образном контуре.

Полностью надувные катамараны-каяки марки «ВК 274 и ВК 365» (http://www.boatstogo.com/inflatable_kayaks_BK.asp) являют собой надувные каяки, где дно из надувной емкости типа "High-Pressure Air Deck" приварено (или приклеено) не к нижней части баллонов, а между ними (катамаран). Поскольку такое дно имеет значительную толщину (~5-10 см), то, вклеенное (или приваренное) между баллонами, находится над водой ниже, чем дно из ткани (пленки, сетки) как в патентуемой ПМ. Поэтому в патентуемой группе ПМ «клиренс» выше и тормозящее действие волны меньше.

К тому же в конструкции вроде «ВК 274 и ВК 365» отсутствует приспособление, способное защитить гребца от волн и от выпадения за периметр катамарана, что понижает обитаемость. В патентуемой ПМ эту роль играет в одном случае U-образный надувной контур, который ставится на баллоны (в таком случае дно и сиденье(-я) оказывается(-ются) на уровне верха поплавков). В другом случае эту роль играют баллоны-сателлиты.

Подобным образом (путем применения Севилоровской технологии жесткого надувного дна) жесткость конструкции достигается и на топ-ситере модели «Sea Eagle LongBoard 11» фирмы «Sea Eagle» и других подобных. ().

Однако размерения топ-ситера (3,35 см в длину и 76,2 см в ширину) таковы, что скорость его невелика, устойчивость мала для хождения по порогам и волнам, к тому же, гребец сидит почти на уровне воды и заливается даже волной в 10 см, что делает топ-ситер не пригодным для плавания по холодной воде и для туристических походов и рыбалки.

В ряде стран Атлантического региона многими фирмами выпускаются кресла для рыбаков или так называемые плотики (Float Tube), управляемые ластами. Они похожи на патентуемый катамаран тем, что не содержат жестких деталей (за исключением сидений, как и у патентуемой группы ПМ) а значит, легки и быстро собираемы (надул - и на воду). Однако функционально все известные автору кресла рыбаков представляют собой именно кресла - гребец сидит ногами в воде, а значит, ему необходимы вейдерсы (сапоги-штаны), а также ласты, да и скорость при такой посадке ограничена - слишком велико сопротивление.

Среди кресел для рыбаков есть так называемые «U-boat» или «"U" Shaped Float Tube/Kickboat» (U-образные лодки/рыбацкие лодки), представляющие собой или

1) один надувной контур U-образной формы, скользящий по воде, нередко приподнятый и утолщенный на изгибе (Например, или кресло рыбака «Outcast Prowler Float Tube», предлагаемый компанией «The Fly Fishing Shop» (http://www.microsofttranslator.com/BV.aspx?ref=Iriternal&a=http://www.flyfishusa.com/float-tubes/outcast-prowler.htm)

2) 2 надувных баллона, по форме похожие на надувные бананы, соединенные узкими частями за спиной рыбака, а параллельные, части баллонов соединяются сиденьем. Таковы кресла рыбака, продаваемые фирмой «Kodiak Outback Inc» http://www.kodiakoutback.com/detail.aspx?id=217 или торговой марки "Outcastboats" (фирма «AIRE Inc»)

(http://www.outcastboats.com/outcast/products/default.aspx?tvpe=9

(деталировка показана на http://www.outcastboats.com/outcast/products/default.aspx?id=25) )

3) 2 надувных баллона, на которые поставлен надувной U-образный контур, внутри которого оборудовано сиденье (например, "Day tripper - LP model lpft5719" фирмы "Original water skeeter sports innovation INC" (http://www.waterskeeter.com)

Однако автору не известны катамараны с надувным каркасом в виде поставленного на баллоны U-образного контура или состоящие из U-образного контура с достаточно поднятой над водой средней частью, где гребец сидел бы целиком, а не «ногами в воде» - то есть конструкции достаточной длины, позволяющие ехать быстро и сухому.

3.2.4.3. Раскрытие и осуществление полезной модели «Катамаран с пневматическим каркасом (пневматической рамой)».

Катамаран, в основе конструкции которого лежит U-образный надувной контур, закрепленный сверху на двух надувных баллонах.

U-образный или близкий к нему по форме надувной контур (2) крепится сверху на два надувных баллона (1).

Размеры надувного контура и баллонов задаются предназначением конструкции. Если катамаран с пневматическим каркасом планируется использовать под байдарочную греблю, общая ширина конструкции составляет примерно 1 м, а надувной контур делается таким, чтобы внутри мог сидеть 1 или несколько человек (друг за другом). Если планируется подобие рафта (или катамарана с греблей веслами типа канойных (1 лопасть)) или под распашную греблю - размеры изменяются с учетом необходимости обеспечения жесткости конструкции, дизайна, а также защиты путешественников от волн и брызг.

Причем диаметр трубы надувного U-образного контура (1) может быть разным - как правило, в месте его крепления к баллонам он делается несколько меньшим, чем над пространством между баллонами (спереди или сзади).

Баллоны (1) и U-образный контур (2) соединяются шнуровкой или ремнями (7) с пряжками (8) (в последнем случае упрощается регулировка положения контура на баллонах и натяжения крепления). При обоих способах крепления внутренние ремни проходят через специальные отверстия в палубе, а внешние - натянуты на бортах.

Возможно и изготовление патентуемой ПМ как единого целого, где баллоны пришиты/приклеены/приварены к U-образному контуру. Автор не исключает возможности соединения баллонов и U-контура путем пристегивания, например на застежке типа «молния».

Расстояние между ремнями крепления или шнурами в шнуровке берется таким, чтобы обеспечить хорошую сплоченность несущих баллонов и надувного U-образного контура и снизить нагрузки на каждый регулировочный ремень (лямку шнура). Обычно это 15-25 см, хотя может быть и другим.

За счет большой их общей толщины и плотного крепления друг к другу обеспечивается продольная жесткость катамарана, а за счет палубы (дно, (11)), а также поперечин сиденья (4) и самого сиденья (3) и упоров для ног (5), и значительной толщины носовой и кормовой частей надувного U-образного контура сам катамаран обретает диагональную и поперечную жесткость.

И, в отличие от известных подобных катамаранов с U-образным контуром, поставленным на надувные баллоны) возможностью обходиться без жесткого дна (надувного, фанерного, или air-deck).

Со стороны обратной загибу U-образный контур может быть оснащен жестким транцем (9) для установки подвесного мотора (фиг.2).

Снизу надувной контур может быть оснащен палубой (дном) из ткани (сетки, пленки) (11), тогда он становится похож на классическую надувную лодку. Палуба может быть выполнена из материала как непроницаемого, так и проницаемого для воды (даже из сетки). Палуба не только защищает путешественников от волн и брызг, а также несет грузы и страхует от потери мелкие вещички, но и (!самое главное!) помогает держать форму, не давая U-образному контуру расходиться или сдвигаться по диагонали.

Той же цели поддержания формы U-образного контура помогают сиденья, упоры для ног и специальные поперечины и/или транец для подвесного мотора, если таковые предусмотрены (фиг.1, 2, 3, 4, 5, 6). Если предусмотрены сиденья (или несколько), оно (они) может (могут) быть положено (положены) на баллоны, и при этом подвешено (подвешены) на надувном U-образном контуре на ремнях с пряжками или шнурах (веревках) или притянуты ремнем (7) к ремням крепления баллонов-поплавков к U-образному контуру (фиг.3).

Сиденья могут быть как цельные - прямоугольные или близкие по форме из водостойкой фанеры, пластика или подобного материала, так и в виде кусков ткани (3), натянутых на 2 поперечные балки (4).

Если предусмотрен(ы) упор (упоры) для ног (5), он(и) могут быть вставлен(ы) в карманы в баллонах, которые стягиваются друг с другом натяжными ремнями. Или закреплены как вышеупомянутые сиденья: положены на поплавки и, одновременно, подвешены на U-образном контуре, к которому и притянуты ремнями или притянуты ремнем к ремням крепления баллонов-поплавков к U-образному контуру (фиг.4).

И палуба и баллоны могут делаться и 1-слойными, как классическая надувная лодка, и 2-слойными. В случае однослойности конструкции соответствующие части крепежных ремней на баллоны /на контур или сами баллоны и контур приклеиваются/привариваются.

Если конструкция 2-слойная, (внешняя силовая оболочка негерметичная, а в нее вставляется внутренняя - герметичная камера, которая, надуваясь, придает баллону форму, заданную внешней оболочкой) то соответствующие части крепежных ремней на свои места или сами баллоны к контуру могут быть не только приклеены/приварены, но и пришиты.

Катамаран, имеющий вид двух надувных баллонов-поплавков, распираемых одной или несколькими надувными емкостями, притянутыми к палубе, усиленной поперечными балками-распорками.

2 надувных баллона-поплавка (1) соединяются между собой палубой (11) (кусок ткани или сетки). Палуба пришита (приварена, приклеена, пристегнута, пришнурована) к баллонам ниже, чем к самому верху, но выше нижней части. На палубу сверху положена одна или несколько надувная емкость (13), пришитая (приклеенная/приваренная), пристегнутая, притянутая на стропах или шнурах (7) (или плоскими кусками материала), которые натягиваются: а) от верхней, передней или боковой части надувной емкости к палубе или припалубной части баллонов-поплавков и, возможно, б) от передней и(или) задней и(или) верхней части надувной емкости к верхней части баллонов-поплавков. Причем крепления обеих типов могут идти и вперед и назад от надувной емкости.

В палубу катамарана (13) такой конструкции могут быть вставлены жесткие, например, трубчатые распорки (4, 5, 15), которые могут играть роль упоров для ног (5), быть основой сидений (4) или находиться под надувной емкостью (15), не позволяя ей при надувании сильно прогибаться, продавливая палубу.

Палуба такого катамарана ближе к носу и корме может крепиться выше для улучшения защиты от волн.

Ремни, шнуры, куски ткани, стропы, соединяющие верхнюю или боковую части надувной емкости с палубой или припалубной частью баллонов, могут быть приклеены (пришиты, приварены) и сверху и снизу, а могут нижней частью переходить в шнуры, соединенные с вышеупомянутыми поперечинами-распорками, вставленными в палубу. В простейшем случае - быть пропущенными в эти поперечины-распорки.

Поперечины-распорки могут находится под надувной емкостью, тогда они увеличивают жесткость системы и не дают емкости продавить дно, могут служить упорами для ног и основой сидений.

На фиг.9 и 10 (вид сверху) видно, что при надувании межбалонной емкости палуба натягивается по обе стороны от этой емкости, не давая баллонам катамарана принять положение иное, чем параллельное друг другу. Помогают ей в этом распорки (5), вставленные в нее (или иным способом прикрепленные к ней) ближе к носу и корме катамарана, не давая им сойтись.

На фиг.13 показан поперечный разрез такого катамарана с баллонами-поплавками, усиленными дополнительными продольными баллонами-сателлитами (14). Такое усиление позволяет уменьшить диаметр баллонов-поплавков до ~30 см для увеличения скорости движения катамарана. Баллоны-сателлиты могут быть пришиты, приварены/приклеены или пристегиваться к баллонам-поплавкам на застежке типа «молния». Другим вариантом крепления баллонов-сателлитов служит шнуровка и притягивание на ремнях (7) с пряжками (8).

Задача, на решение которой направлена заявляемая полезная модель.

Конструкция катамарана с пневматическим каркасом позволяет создать надувной катамаран без жесткого каркаса (чем достигается простота и легкость транспортировки, сборки-разборки и надежность (нечему ломаться)).

В случае с U-образным каркасом или каркасом, где между баллонами-поплавками вставляется надувная емкость, а на баллоны-поплавки крепятся баллоны-сателлиты, баллоны-поплавки могут быть весьма узкими (~30 см), чем достигается высокая скорость движения такого катамарана. К тому же, U-образный или близкий ему по форме контур и баллоны-сателлиты защищают гребцов от волн и брызг и повышают надежность (позволяя держаться на плаву в случае прокола).

В случае надувного катамарана, чьи поплавки притянуты к надувной емкости (емкостям) между баллонами, создается надувной катамаран без каркаса (за исключением легких трубок, вставленных в дно). Оригинальный способ крепления межпоплавковой емкости к поплавкам весьма надежен и позволяет создать очень жесткий надувной катамаран без жесткого каркаса.

3.2.4.4. Краткое описание чертежей.

Чертежи патентуемой полезной модели:

Фиг.1. Катамаран с U-образной пневматической рамой. Общий вид.

Изображен надувной катамаран с пневматической U-образной рамой (2), прикрепленной к надувным баллонам-поплавкам (1). Крепления на схеме не показаны. Показаны сиденье (3), его поперечины (4), упор для ног (5) и раскрепляющая поперечина (6). Дно, пришитое (приклеенное/приваренное) к нижней части пневморамы, показано штриховкой (11).

Фиг.2. Катамаран с U-образной пневматической рамой, оснащенной транцем. Общий вид.

Показано то же, что на предыдущей фигуре, но вместо раскрепляющей поперечины транец для подвесного мотора (9)

Фиг.3. Поперечное сечение 1-1 катамарана с U-образной пневморамой.

Натяжные ремни (7) и натягивающие их пряжки (8), крепят надувные баллоны-поплавки (1) к пневматической раме (2). Поперечина сиденья (4) проходит в отверстие в дне (11) и стягивает натяжным ремнем (7), натянутым пряжкой (8) баллоны пневморамы (2). На поперечину сиденья (4) натянуто сиденье (3).

Фиг.4. Сечение 2-2. Упор для ног катамарана с U-образной пневморамой.

Крепление упора для ног (5) к пневматической раме (2) подобно креплению поперечины сиденья (4) на фиг.3.

Фиг.5. Раскрепляющая поперечина катамарана с U-образной пневморамой.

Раскрепляющая поперечина катамарана с U-образной пневморамой (6) обхватывает баллоны пневматической рамы (2) натяжными ремнями (7), пропущенными в отверстия в дне (11) и натягиваемыми пряжками (8).

Фиг.6. Сечение 4-4. Раскрепляющий транец катамарана с U-образной пневморамой.

Жесткий транец (9) для подвесного мотора жестко закреплен в креплениях (10), приклеенных (приваренных/пришитых) к баллонам пневматической рамы (2).

Фиг.7. Сечение 5-5. Крепление сиденья и поперечин сиденья катамарана с U-образной пневморамой.

Сиденье (3) имеет карманы, куда вставлены поперечины сиденья (4). Натяжные ремни (7) пришиты ко дну (11) одним концом, а другим образуют петлю, которая затягивается на пряжке (8). При этом сиденье (3) натягивается.

Фиг.8. Вид А. Каркас с U-образной пневматической рамой. Вид сбоку.

Надувной баллон-поплавок (1) крепится к пневматической раме (2) натяжными ремнями (7), что могут быть усилены стропой (12), и натянуты на пряжках (8).

Фиг.9. Катамаран, имеющий вид двух баллонов-поплавков, распираемых одной или несколькими надувными емкостями, притянутыми ремнями к баллонам. Общий вид.

Между надувными баллонами-поплавками (1) вшито дно (11), на которое опирается упор для ног (5) и надувная емкость (13), что распирает их и может служить спинкой для гребца. Надувная емкость (13) притянута к баллонам-поплавкам (1) и ко дну (11) натяжными ремнями (7) с пряжками (8).

Фиг.10. Катамаран, имеющий вид двух баллонов-поплавков, распираемых одной или несколькими надувными емкостями, притянутыми ремнями к баллонам, усиленным баллонами-сателлитами. Общий вид.

На этой фигуре изображено то же, что на фигуре 9, но поверх надувных баллонов-поплавков (1) положены баллоны-сателлиты (14), крепление которых к баллонам-поплавкам не показано.

Фиг.11. Поперечное сечение 6-6 катамарана, имеющего вид двух баллонов-поплавков, распираемых одной или несколькими емкостями, притянутыми ремнями к баллонам.

Показана надувная емкости (13), притянутая ремнями (7) на баллоны-поплавки (1) и дно (11). Чтобы емкость не прогибала дно (11), ее ограничивают поперечины (на фигуре не видны), лежащие под ней, параллельно поперечине сиденья (4). Поперечина сиденья (4) обхватывается ремнем (7), пришитым к надувной емкости (13) и притянутом к ней на пряжке (8).

Фиг.12. Продольное сечение 7-7 катамарана, имеющего вид двух баллонов-поплавков, распираемых одной или несколькими надувными емкостями, притянутыми ремнями к баллонам.

Ремни (7) с пряжками (8), притягивающие надувную емкость (13) к поперечинам сиденья (4), обхватывают эти поперечины (4) петлями. Поперечины (15) не дают надувной емкости (13) продавить дно (11). Упор для ног (5) служит распоркой баллонов-поплавков (1), удерживая их от схождения.

Фиг.13. Поперечное сечение 8-8 катамарана, имеющего вид двух баллонов-поплавков, распираемых одной или несколькими надувными емкостями, притянутыми ремнями к баллонам, усиленным баллонами-сателлитами.

Фигура показывает то же, что фиг.11, но к надувным баллонам-поплавкам (1) сверху крепятся баллоны-сателлиты (14). Крепление их не показано.

Фиг.14. Продольное сечение 9-9 катамарана, имеющего вид двух баллонов-поплавков, распираемых одной или несколькими надувными емкостями, притянутыми ремнями к баллонам, усиленным баллонами-сателлитами.

Фигура показывает то же, что фиг.12, но к надувным баллонам-поплавкам (1) сверху крепятся баллоны-сателлиты (14). Крепление их не показано.

1. Катамаран, в основе конструкции которого лежит U-образный надувной каркас с однослойным дном из ткани (пленки, сетки), закрепленный сверху на двух надувных баллонах, причем крепление может быть различным: шнуровка, натяжные ремни (стропы) с пряжками, пришивка, приклейка, приварка, застежка-молния.

2. Катамаран по п.1, отличающийся тем, что предусмотрено жесткое сиденье (или несколько), положенное(ые) на баллоны-поплавки.

3. Катамаран по п.1, отличающийся тем, что предусмотрено сиденье (или несколько) образованное лентой ткани, натянутой на двух и более трубах, положенных на баллоны-поплавки.

4. Катамаран по п.1, 2 или 3, отличающийся тем, что предусмотрен(ы) трубчатый упор (упоры) для ног, притянутые ремнями (стропами) или шнурами (веревками), продетыми в эти трубчатые упоры, или к U-образному каркасу в обхват его, или к ремням крепления U-образного надувного каркаса к баллонам-поплавкам.

5. Катамаран, имеющий вид двух надувных баллонов-поплавков, распираемых одной или несколькими надувными емкостями, опирающимися нижней частью на палубу из ткани (сетки, пленки), пришитую (приваренную, приклеенную, пришнурованную, пристегнутую) к баллонам-поплавкам с внутренней стороны ниже их верхней части, но выше нижней части и усиленную жесткими поперечинами-распорками.

6. Катамаран по п.5, отличающийся тем, что распирающая(ие) надувная(ые) емкости выполнены как единое целое с баллонами-поплавками, пришиты, приварены, приклеены к ним.

7. Катамаран по п.5 или 6, отличающийся тем, что одна или несколько поперечин-распорок находятся под надувными емкостями, распирающими баллоны-поплавки.

8. Катамаран по п.5 или 6, отличающийся тем, что баллоны-поплавки усилены дополнительными продольными баллонами-сателлитами, способ крепления которых может быть различным: шнуровка, натяжные ремни (стропы) с пряжками, пришивка, приклейка, приварка, застежка-молния.

9. Катамаран по п.5 или 6, отличающийся тем, что ремни, шнуры, куски ткани, стропы, притягивающие надувную емкость к палубе или припалубной части баллонов, приклеены (пришиты, приварены, пристегнуты) верхним концом к этой емкости, а нижним концом переходят в шнуры, или веревки, или стропы, соединенные с вышеупомянутыми распорками, усиливающими палубу.



 

Похожие патенты:

Лучший надежный недорогой профессиональный сварочный аппарат инверторного типа относится к ручной дуговой сварке и пайке металлов. В частности, эта полезная модель относится к сварочным аппаратам для ручной сварки покрытым штучным электродом.

Полезная модель относится к ручному инструменту и может быть использована для ремонта замков-молний. Технический результат, на достижение которого направлена разработка ручного инструмента для ремонта застежки замок-молния, заключается в обеспечении ремонта своими руками застежки замок-молния без ее замены в изделии (чемодане, сумке, куртке, сапогах и другой одежде и обуви) и тем самым позволяющего сохранить изделие и продлить срок его службы.
Наверх