Устройство для формирования навыков владения смычком (варианты) и наборы, содержащие указанное устройство

 

Предложено устройство для формирования навыков владения смычком, необходимых при игре на скрипке или альте, которое может быть использовано при обучении игре на скрипке или альте как детей, так и взрослых. Устройство содержит корпус, который выполнен с возможностью присоединия к смычку скрипки или альта и форма которого соответствует конфигурации пальцев, требуемой при их расположении на смычке. Корпус содержит выпуклость, профиль которой изменяется по меньшей мере в направлении, соответствующем направлению вдоль смычка при присоединении к нему корпуса, и которая имеет такую форму, что при захвате корпуса рукой обеспечено заполнение им пространства с внутренней стороны ладони с обеспечением изгиба ладони вокруг корпуса. Такая форма корпуса обеспечивает куполообразный изгиб ладони при захвате устройства рукой и способствует формированию навыка правильного хвата смычка.

Область техники, к которой относится полезная модель

Полезная модель относится к устройствам для формирования навыков владения смычком, необходимых при игре на скрипке или альте. Полезная модель может быть использована при обучении игре на скрипке или альте как детей, так и взрослых.

Уровень техники

При обучении игре па скрипке или альте для извлечения чистого и ровного звука из инструмента у обучаемого необходимо сформировать устойчивый навык правильных действий со смычком, удерживаемым одной рукой. Этот навык, в частности, включает правильное расположение кисти на смычке при его держании, в том числе правильное расположение пальцев и необходимый куполообразный изгиб ладони. Формирование такого навыка обычно занимает много времени и требует индивидуального контроля со стороны педагога. Необходимость такого контроля на начальном этане обучения затрудняет проведение групповых занятий, в частности ансамблевых. При этом концентрирование внимания обучаемого на хвате смычка и правильности выполняемых этим смычком действий затрудняет отработку других аспектов игры и удлиняет процесс обучения.

Из уровня техники известны различные устройства для формирования навыков владения смычком, направленные на решение вышеупомянутых проблем. В таких устройствах реализован подход, заключающийся в фиксации требуемого положения пальцев на смычке и/или индикации этого положения, что, с одной стороны, позволяет обучаемому не заострять внимание на правильности действий со смычком, а с другой автоматически формирует правильные навыки. Это обеспечивает облегчение обучения и повышение его эффективности.

В частности, из патентной заявки PCT/KR2005/004628, опубликованной 12 апреля 2007 г., известно устройство для обучения хвату смычка струнного музыкального инструмента. Корпус устройства жестко закреплен между колодкой и тростью смычка. Из боковой поверхности корпуса наружу выступают ножки, на концах которых выполнено по одному кольцу, в которые обучаемый вставляет пальцы своей руки.

Недостатком этого устройства является то, что благодаря ему фиксируют положение только пальцев, а не всей кисти. Между тем, правильный хват смычка включает не только соответствующее взаимное положение пальцев, но и куполообразный изгиб ладони, отсутствие которого в конечном итоге ухудшает технику игры. Кроме того, наличие колец, полностью охватывающих пальцы обучаемого, создает ощущения, отличные от испытываемых при хвате смычка, и может создать трудности при переходе на использование смычка без устройства. Кроме того, при продолжительном использовании этого устройства возможно возникновение неприятных ощущений в пальцах, продетых в кольца.

Из патента US 7595441 от 29 сентября 2009 г. известно приспособление для обучения игре на скрипке или альте, которое может быть прикреплено к смычку. Приспособление выполнено в форме цилиндра и имеет продольный канал для насаживания на смычок. В боковой поверхности приспособления выполнены отверстия для пальцев. Эти отверстия сообщаются с указанным каналом, благодаря чему могут служить осязательными индикаторами размещения пальцев, касающихся трости и колодки смычка. Приспособление выполнено из упругой губчатой резины.

Благодаря тому, что фиксация положения пальцев в данном приспособлении обеспечена с помощью отверстий, ощущения обучаемого сходны с ощущениями при хвате смычка, что делает выработку правильного положения пальцев более эффективным. Кроме того, выполнение отверстий для пальцев сквозными позволяет обучаемому почувствовать смычок и улучшить технику владения им. Однако и в этом приспособлении с помощью отверстий фиксируют положение пальцев, а правильная постановка всей кисти также не обеспечена.

Из патентной заявки PCT/US 2009/033025, опубликованной 5 ноября 2009 г., известно устройство для обучению хвату смычка. Устройство содержит основной и дополнительный элементы, закрепляемые на трости смычка и служащие для правильного размещения на трости пальцев, держащих смычок. В корпусе основного элемента приспособления выполнено отверстие для размещения большого пальца.

Внутренние стенки отверстия служат направляющими для правильного размещения большого пальца на трости возле колодки. Корпус основного элемента приспособления также служит пальцевым разделителем для размещения указательного и среднего пальцев на расстоянии друг от друга и под определенным углом по отношению к трости во время держания смычка. В дополнительном элементе устройства выполнена контактная площадка с углублением для размещения мизинца.

В этом устройстве благодаря пальцевому разделителю дополнительно обеспечено взаимное положение среднего и указательного пальцев, максимально приближенное к требуемому при держании смычка.

Однако недостатками этого устройства являются слабая фиксация среднего и безымянного пальцев, отсутствие учета утолщения на трости, возникающего при закреплении на ней металлической канители и отсутствие средств для поддержки куполообразного положения кисти. Кроме того, способ крепления дополнительного элемента устройства ставит расстояние между указательным пальцем и мизинцем в зависимость от длины колодки.

Наиболее близким аналогом заявляемой полезной модели является приспособление для обучения захвату трости смычка музыкального инструмента, известное из авторского свидетельства SU 1208580 от 15 апреля 1983 г. Приспособление содержит колодочку, которая установлена на трости, на нижней плоскости которой имеется одно углубление для упора большого пальца, а на верхней плоскости которой - несколько углублений для остальных пальцев. Колодочка имеет площадку, выполненную по форме ладони. На торцевой плоскости колодочки выполнена выемка для размещения основания большого пальца.

Недостатком этого приспособления, в частности, является фиксированное расстояние от трости до места упора основания большого пальца, не учитывающее возможные различия в размере и строении кисти руки обучаемого. Кроме того, так как площадка выполнена почти плоской с небольшим изгибом в направлении от основания ладони к пальцам, приспособление, препятствуя слишком глубокому захвату смычка пальцами, оставляет, однако, возможность сохранения при держании смычка практически прямой ладони.

Таким образом, несмотря на известность разнообразных устройств и приспособлений для формирования правильного хвата смычка струнных инструментов, ни одно из них при использовании не обеспечивает полного соответствия положения кисти на смычке требуемому, а значит, и формирование правильной техники владения смычком. В частности, ни одно из известных устройств не обеспечивает куполообразный изгиб ладони при держании смычка. Кроме того, некоторые из известных устройств неудобны при использовании и могут обусловливать неприятные ощущения в пальцах. Следовательно, имеется потребность в улучшенных устройствах для формирования навыков владения смычком.

Раскрытие полезной модели

Задачей заявляемой полезной модели является создание устройства для формирования навыков владения смычком, которое при использовании обеспечивает правильное положение кисти на смычке, включая расположение пальцев и куполообразный изгиб ладони, и обеспечивает таким образом формирование указанного навыка. Также задачей полезной модели является создание модификаций устройства, обеспечивающих разнообразие учебных упражнений, что особенно востребовано при обучении детей.

Поставленная задача решена благодаря тому, что в устройстве для формирования навыков владения смычком, необходимых при игре на скрипке или альте, содержащем корпус, который выполнен с возможностью присоединения к смычку скрипки или альта и форма которого соответствует конфигурации пальцев, требуемой при их расположении на смычке, корпус содержит выпуклость, профиль которой изменяется по меньшей мере в направлении, соответствующем направлению вдоль смычка при присоединении к нему корпуса, и которая имеет такую форму, что при захвате корпуса рукой обеспечено заполнение им пространства с внутренней стороны ладони с обеспечением изгиба ладони вокруг корпуса.

Наличие в корпусе выпуклости, профиль которой изменяется в направлении вдоль смычка, обеспечивает при использовании наличие куполообразного изгиба ладони, необходимого для формирования правильной техники владения смычком.

Корпус может включать разделитель указательного и среднего пальцев.

Корпус предпочтительно содержит отверстия, обеспечивающие при работе устройства соприкосновение с тростью смычка по меньшей мере одного из таких пальцев, как большой палец, указательный палец и мизинец.

Корпус может содержать тактильные индикаторы положения среднего и безымянного пальцев.

В предпочтительном варианте реализации корпус выполнен с возможностью отсоединения от смычка.

Устройство как правило содержит губчатую резину.

Поставленная задача также решена благодаря тому, что в устройстве для формирования навыков владения смычком, необходимых при игре на скрипке или альте, содержащем корпус, снабженный сквозным отверстием и содержащий но меньшей мере одно гнездо для приема по меньшей мере одного пальца руки, этот корпус содержит выпуклость, профиль которой изменяется но меньшей мере в направлении вдоль сквозного отверстия и которая имеет такую форму, что при захвате корпуса рукой обеспечено заполнение им пространства с внутренней стороны ладони с обеспечением изгиба ладони вокруг корпуса.

Через это устройство, благодаря наличию сквозного отверстия, может быть пропущена нить или проволока, что позволяет применять его для отработки навыков владения смычком без использования смычка до начала занятий, включающих действия со смычком, или совместно с такими занятиями. Это обеспечивает разнообразие занятий, что особенно важно при работе с детьми, с увеличением эффективности обучения. Наличие в корпусе выпуклости, профиль которой изменяется в направлении вдоль сквозного отверстия, обеспечивает при захвате устройства образование куполообразного изгиба ладони и формирование правильной техники владения смычком.

Устройство может быть выполнено из пластмассы.

Корпус предпочтительно выполнен полым, а в этот корпус может быть помещен по меньшей мере один компонент, обычно предствавляющий собой шар.

Указанный по меньшей мере один компонент как правило выполнен из пластмассы.

Поставленная задача также решена благодаря тому, что предложен набор для формирования навыков владения смычком, необходимых при игре на скрипке или альте. Набор включает устройство для формирования навыков владения смычком, необходимых при игре на скрипке или альте, содержащее корпус, снабженный сквозным отверстием и содержащий по меньшей мере одно гнездо для приема по меньшей мере одного пальца руки и выпуклость, профиль которой изменяется по меньшей мере в направлении вдоль сквозного отверстия и которая имеет такую форму, что при захвате корпуса рукой обеспечено заполнение им пространства с внутренней стороны ладони с обеспечением изгиба ладони вокруг корпуса. Кроме того, набор включает нить, выполненную с возможностью продевания в сквозное отверстие корпуса устройства и образования замкнутой нити.

Указанная нить может быть выполнена из резины.

Поставленная задача также решена благодаря тому, что предложен еще один набор для формирования навыков владения смычком, необходимых при игре на скрипке или альте. Набор содержит устройство для формирования навыков владения смычком, необходимых при игре на скрипке или альте, содержащее корпус, снабженный сквозным отверстием и содержащий по меньшей мере одно гнездо для приема по меньшей мере одного пальца руки и выпуклость, профиль которой изменяется по меньшей мере в направлении вдоль сквозного отверстия и которая имеет такую форму, что при захвате корпуса рукой обеспечено заполнение им пространства с внутренней стороны ладони с обеспечением изгиба ладони вокруг корпуса. Кроме того, набор включает крепежные средства, выполненные с возможностью закрепления на подставке скрипки или альта, и проволоку, один из концов которой выполнен с возможностью закрепления в крепежных средствах и которая выполнена с возможностью продевания в сквозное отверстие корпуса устройства.

Предложенные наборы, содержащие один из вариантов разработанного устройства, обеспечивают возможность отработки навыков владения смычком без использования смычка, что может быть использовано как на начальном этапе обучения, так и в дальнейшем для разнообразия процесса обучения и повышения его эффективности благодаря концентрированию внимания на отдельных аспектах техники игры, в частности техники владения смычком.

Крепежные средства предпочтительно содержат сквозное отверстие, а проволока выполнена с возможностью продевания в указанное отверстие таким образом, что один из ее концов пропущен через всю длину отверстия, и содержит две насадки, выполненные с возможностью расположения по разные стороны отверстия и фиксации у границ отверстия после продевания в него проволоки.

Проволока может содержать третью насадку, выполненную с возможностью расположения на втором конце проволоки.

Насадки целесообразно выполнять из резины.

В предпочтительных вариантах реализации изобретения сквозное отверстие крепежных средств при их закреплении на подставке скрипки или альта соответствует наклону смычка при его движении по струне «ля» или «ре».

Поставленная задача также решена благодаря тому, что предложен еще один набор для формирования навыков владения смычком, необходимых при игре на скрипке или альте. Указанный набор включает корпус, снабженный сквозным отверстием и содержащий по меньшей мере одно гнездо для приема по меньшей мере одного пальца руки, и дополнительно введенное в него пишущее и/или красящее устройство в виде стержня, выполненного с возможностью прохождения через сквозное отверстие корпуса.

Предложенный набор направлен на использование устройства для формирования навыков владения смычком, обеспечивающим формирование правильного хвата смычка, совместно с пишущим и/или красящим устройством, что позволяет использовать этот набор без смычка, разнообразить процесс обучения и придавать занятиям игровую форму, что особенно важно при обучении детей.

По меньшей мере одно из таких гнезд, как гнездо для приема большого пальца, гнездо для приема указательного пальца и гнездо для приема мизинца предпочтительно сообщается со сквозным отверстием.

Корпус набора может быть выполнен из пластмассы и полым.

Пишущее и/или красящее устройство обычно представляет собой карандаш.

Пишущее и/или красящее устройство в виде стержня в некоторых вариантах реализации выполнено таким образом, что корпус может быть насажен на него.

Краткое описание чертежей

Далее полезная модель описана более подробно со ссылками на нижеследующие сопроводительные чертежи.

Фиг.1 изображает вид в перспективе одного из вариантов реализации устройства в соответствии с настоящей полезной моделью, установленного на трости смычка.

Фиг.2 изображает вид сбоку варианта реализации устройства в соответствии с настоящей полезной моделью, представленного на фиг.1.

Фиг.3 изображает еще один вид сбоку варианта реализации устройства в соответствии с настоящей полезной моделью, представленного на фиг.1.

Фиг.4 изображает вид сбоку еще одного варианта реализации устройства в соответствии с настоящей полезной моделью.

Фиг.5 изображает перспективный вид варианта реализации, представленного на фиг.4. при его использовании.

Фиг.6 изображает вид снизу варианта реализации, представленного на фиг.4, при его использовании.

Фиг.7 изображает вид сбоку одного из наборов для формирования навыков владения смычком, необходимых при игре на скрипке или альте, в соответствии с настоящей полезной моделью.

Фиг.8 изображает еще один вид сбоку набора по фиг.7 для формирования навыков владения смычком, необходимых при игре на скрипке или альте.

Осуществление полезной модели

На фиг.1 изображено устройство 1 для формирования навыков владения смычком при игре на скрипке или альте, установленное на трости 2 смычка. Устройство содержит корпус, выполненный в виде накладки 3. Накладка 3 содержит края 4 и 5 (фиг.2), которые при ее наложении на трость 2 плотно охватывают эту трость, обеспечивая закрепление накладки на трости. Накладка 3 выполнена из упругой губчатой резины, что обеспечивает ее упругие свойства, достаточные для возможности разведения краев по отношению друг к другу при приложении внешней силы и их последующего схождения после прекращения действия этой силы, что и обеспечивает возможность закрепления накладки 3 на трости 2. Форма накладки 3 соответствует конфигурации пальцев, требуемой при их расположении на смычке. Это обеспечено наличием площадок с гнездами 6 и 7 для большого пальца и мизинца соответственно, а при необходимости также разделителя 8 указательного и среднего пальцев, который обеспечивает необходимую пронацию руки.

Следует отметить, что соответствие формы накладки 3 конфигурации пальцев, требуемой при их расположении на смычке, может быть достигнута и другими способами, например выполнением на накладке 3 отдельных гнезд для каждого пальца или гнезд, предназначенных для приема двух и более пальцев.

Гнезда выполнены таким образом, что при приеме ими соответствующих пальцев обеспечена их относительная свобода, необходимая для корректирования их положения при движении смычка по струнам от колодки к концу и обратно. По меньшей мере одно гнездо оканчивается отверстиями, через которые обучаемый может касаться трости 2 соответствующим пальцем, например большим пальцем, указательным пальцем и/или мизинцем. Через соответствующие тактильные ощущения это обеспечивает чувство смычка, необходимое для совершенствования техники игры.

Для индикации положения среднего и безымянного пальцев накладка 3 может содержать тактильные индикаторы (не показаны), например в виде насечек.

Накладка 3 также содержит выпуклость 9. При захвате накладки 3 рукой форма этой выпуклости обеспечивает заполнение пространства с внутренней стороны ладони с обеспечением изгиба ладони вокруг корпуса с приданием ей куполообразной формы. Для достижения требуемого изгиба ладони профиль выпуклости 9 изменяется в направлении, соответствующем направлению вдоль смычка при присоединении к нему накладки.

При использовании накладки 3 сначала ее устанавливают на колодке смычка таким образом, чтобы положение гнезд для пальцев и разделителя соответствовало правильному положению пальцев при хвате смычка, а изгиб выпуклости 9 был направлен вдоль смычка. Для установки края накладки раздвигают, помещают накладку на колодку смычка в требуемое положение, после чего отпускают края, что приводит к охвату накладкой колодки смычка благодаря тому, что она выполнена из упругой губчатой резины. Далее берут в руки смычок, размещая пальцы в соответствующих гнездах и располагая разделитель 8 между указательным и средним пальцами, что обеспечивает необходимую пронацию руки, и охватывают накладку таким образом, что накладка 3 благодаря профилю выпуклости 9 заполняет пространство с внутренней стороны ладони. После этого используют смычок с накладкой обычным образом для игры на скрипке. Наличие гнезд для размещения пальцев обеспечивает требуемое положение пальцев, а с помощью разделителя 8 и профиля выпуклости 9, изменяющегося в направлении вдоль смычка, обеспечены необходимая пронация руки и куполообразный изгиб ладони, характерные для правильного хвата смычка. При движении смычка по струнам пальцы свободно меняют свое положение в гнездах, что необходимо для корректирования положения пальцев по отношению к смычку при движении последнего по струнам.

После использования накладка 3 может быть отсоединена от колодки смычка путем раздвигания ее краев и последующего ее снятия с колодки.

На фиг.4 изображен еще один вариант реализации устройства 10 для формирования навыков владения смычком, необходимых при игре на скрипке или альте. Устройство 10 представляет собой изделие обтекаемой формы, имеющее корпус 11 с выпуклостью 12. Корпус 11 содержит гнезда 13, 14, 15, 16 и 17 для приема указательного, среднего, безымянного пальцев, мизинца и большого пальца соответственно. Гнезда выполнены таким образом, что при размещении в них соответствующих пальцев фиксируют их в положении, аналогичном тому, в котором их следует располагать на смычке. Корпус 11 выполнен из пластмассы и является полым. Корпус 11 также содержит отверстия 18 и 19, задающие сквозное отверстие 20, а выпуклость 12 имеет профиль, изменяющийся в направлении вдоль указанного отверстия 20. Внутри корпуса помещены пластмассовые шарики, диаметр которых превышает диаметр отверстий 18 и 19.

Устройство 10 может быть использовано в составе набора для сформирования навыков владения смычком, необходимых при игре на скрипке или альте, который, кроме устройства 10, включает резиновую нить, продеваемую в отверстие 20 и запаянную или завязанную с образованием замкнутой нити. При этом длина нити подобрана в зависимости от роста обучаемого и длины его рук.

Для сформирования навыков владения смычком выполняют следующие действия. Обучаемый, находясь в положении сидя, просовывает ноги в кольцо, образованное замкнутой нитью таким образом, чтобы нить проходила под коленями. Пальцами левой руки он обхватывает резиновую нить и, поднимая руку вверх, натягивает эту нить. При этом, в случае если концы нити завязаны, узел расположен внизу или слева. Располагая пальцы правой руки в соответствующих гнездах 13-17 корпуса 11, обучаемый обхватывает этот корпус таким образом, что он благодаря форме выпуклости 12 заполняет пространство с внутренней стороны ладони между образующей купол ладонью и скругленными пальцами, что обеспечивает изгиб ладони вокруг корпуса, как показано на фиг.5 и 6. Далее обучаемый продвигает корпус 11 вправо вниз и влево вверх по траектории, обусловленной направлением натянутой резиновой нити, аналогичным направлению движения смычка по струне. При этом при резком перемещении корпуса расположенные в корпусе пластмассовые шарики, ударяясь о корпус, издают звуки в такт движениям, что позволяет развивать чувство ритма.

Использование такого набора позволяет разнообразить обучение при сформировании у обучаемого навыков владения смычком, что особенно важно при обучении детей.

Устройство 10 также может быть использовано в составе еще одного набора для сформирования навыков владения смычком, необходимых при игре на скрипке или альте, который не представлен на чертежах. Кроме устройства 10, этот набор включает тонкую, но жесткую проволоку, длина которой превышает длину смычка, и крепежные средства для закрепления одного из концов проволоки, закрепляемые на подставке скрипки или альта. Толщину проволоки выбирают много меньшей диаметра отверстий 18 и 19.

Крепежные средства представляют собой зажим, напоминающий сурдинку с утолщенной верхней частью и надеваемый на верхушку подставки скрипки или альта с закреплением на этой подставке. В утолщенной части выполнено сквозное отверстие, которое, когда зажим надет на подставку, имеет уклон, соответствующий наклону смычка, направляемого по струне «ля» или «ре». Один из концов указанной проволоки продевают в это отверстие, так что он пропущен через всю длину отверстия. Далее на проволоку нанизывают с натягом две резиновые насадки, которые располагают вблизи отверстия по разные его стороны и таким образом неподвижно закрепляют проволоку в крепежных средствах.

Этот набор используют следующим образом.

После надевания крепежных средств на верхушку подставки и закрепления в них одного из концов проволоки, как описано выше, на проволоку нанизывают устройство 10, пропуская проволоку через отверстие 20, после чего на противоположный по отношению к подставке конец проволоки также нанизывают с натягом резиновую насадку, препятствующую соскальзыванию устройства с проволоки.

После этого обучаемый становится в игровую позицию, берет в левую руку скрипку и водит устройством 10, взятым в правую руку, по проволоке в направлении к подставке и обратно, имитируя ведение смычка по струне «ре» или «ля». Благодаря тому, что диаметр проволоки существенно меньше диаметра отверстий 18 и 19, устройство 10 можно легко перемещать вдоль проволоки. Использование при обучении этого набора приучает обучаемого к игровой позиции и при этом за счет устройства 10 формирует правильный хват смычка.

На фиг.7 и 8 изображен еще один набор для сформирования навыков владения смычком, необходимых при игре на скрипке или альте. Набор включает устройство для формирования навыков владения смычком, необходимых при игре на скрипке или альте, содержащее корпус 21, снабженный сквозным отверстием 22 и гнездами 23-27 для приема указательного, среднего, безымянного пальцев, мизинца и большого пальца соответственно. Расположение гнезд таково, что положение пальцев при размещении в них соответствует положению пальцев при хвате смычка. Гнезда 23, 26 и/или 27 сообщаются с отверстием 22. При этом корпус может содержать гнезда для размещения не всех пальцев, а только одного или только некоторых из них. Корпус выполнен из пластмассы и является полым.

Кроме того, набор включает заточенный карандаш 28 или другое пишущее и/или красящее устройство в виде стержня, диаметр которого позволяет проходить ему через отверстие 22.

Этот набор используют следующим образом.

Сначала вставляют карандаш 28 в отверстие 22, после чего обучаемый берет в правую руку корпус 21, размещая пальцы в соответствующих гнездах. Благодаря тому, что гнезда сообщаются с отверстием 22, обучаемый может удерживать карандаш 28 и одновременно воспитывать тактильные ощущения, которые возникают при соприкосновении со смычком.

После этого обучаемый начинает водить карандашом по бумаге, рисуя заданные или произвольные изображения или раскрашивая картинки. Обучаемый также может производить с карандашом различные манипуляции в воздухе. Все эти действия развивают гибкость и плавность мелких движений, необходимые при управлении движениями смычка, одновременно приближая ученика к ощущению хватки смычка.

Еще в одном варианте реализации полезной модели диаметры отверстия 22 и карандаша 28 могут быть примерно одинаковыми, так что корпус 21 может быть насажен на этот карандаш. Такая конфигурация набора целесообразна на начальном этапе обучения, когда имеющихся у обучаемого навыков еще не хватает для препятствования выскальзыванию карандаша из корпуса в случае, когда диаметр карандаша меньше диаметра отверстия.

Использование вышеописанных устройств и наборов не только приучает к правильному хвату смычка, но и позволяет освоить динамику ведения смычка, а также развить необходимую гибкость мышц, участвующих в процессе звукоизвлечения на скрипке. При этом обеспечено разнообразие обучающих упражнений, что особенно важно при обучении детей.

На основе применения представленных устройств и наборов для формирования навыков владения смычком может быть впервые разработана методика начального освоения скрипки посредством групповых занятий. Использование указанных устройств и наборов позволяют избежать излишнего напряжения пальцев и кисти правой руки, а также всей руки в целом, особенно у детей.

Освобожденное от контроля за правильной постановкой руки, внимание обучаемого, особенно ребенка, способно обратиться к решению творческих задач, в частности к совершению синхронных ансамблевых действий.

Несмотря на то, что полезная модель описана с привлечением конкретных примеров реализации, для специалиста очевидно, что возможны и другие варианты реализации этой полезной модели без отклонения от ее сущности и объема.

1. Устройство для формирования навыков владения смычком, необходимых при игре на скрипке или альте, содержащее корпус, который выполнен с возможностью присоединения к смычку скрипки или альта и форма которого соответствует конфигурации пальцев, требуемой при их расположении на смычке, отличающееся тем, что корпус содержит выпуклость, профиль которой изменяется по меньшей мере в направлении, соответствующем направлению вдоль смычка при присоединении к нему корпуса, и которая имеет такую форму, что при захвате корпуса рукой обеспечено заполнение им пространства с внутренней стороны ладони с обеспечением изгиба ладони вокруг корпуса.

2. Устройство по п.1, отличающееся тем, что корпус включает разделитель указательного и среднего пальцев.

3. Устройство по п.1, отличающееся тем, что корпус содержит отверстия, обеспечивающие при работе устройства соприкосновение с тростью смычка по меньшей мере одного из таких пальцев, как большой палец, указательный палец и мизинец.

4. Устройство по п.1, отличающееся тем, что корпус содержит тактильные индикаторы положения среднего и безымянного пальцев.

5. Устройство по п.1, отличающееся тем, что корпус выполнен с возможностью отсоединения от смычка.

6. Устройство по любому из пп.1-5, отличающееся тем, что оно содержит губчатую резину.

7. Устройство для формирования навыков владения смычком, необходимых при игре на скрипке или альте, содержащее корпус, снабженный сквозным отверстием и содержащий по меньшей мере одно гнездо для приема по меньшей мере одного пальца руки, отличающееся тем, что корпус содержит выпуклость, профиль которой изменяется по меньшей мере в направлении вдоль сквозного отверстия и которая имеет такую форму, что при захвате корпуса рукой обеспечено заполнение им пространства с внутренней стороны ладони с обеспечением изгиба ладони вокруг корпуса.

8. Устройство по п.7, отличающееся тем, что оно выполнено из пластмассы.

9. Устройство по п.7, отличающееся тем, что корпус выполнен полым.

10. Устройство по п.9, отличающееся тем, что в корпус помещен по меньшей мере один компонент.

11. Устройство по п.10, отличающееся тем, что указанный по меньший мере один компонент представляет собой шар.

12. Устройство по п.10 или 11, отличающееся тем, что указанный по меньшей мере один компонент выполнен из пластмассы.

13. Набор для формирования навыков владения смычком, необходимых при игре на скрипке или альте, содержащий устройство по любому из пп.7-12 и нить, выполненную с возможностью продевания в сквозное отверстие корпуса устройства и образования замкнутой нити.

14. Набор по п.13, отличающийся тем, что нить выполнена из резины.

15. Набор для формирования навыков владения смычком, необходимых при игре на скрипке или альте, содержащий устройство по любому из пп.7-12; крепежные средства, выполненные с возможностью закрепления на подставке скрипки или альта; проволоку, один из концов которой выполнен с возможностью закрепления в крепежных средствах и которая выполнена с возможностью продевания в сквозное отверстие корпуса устройства.

16. Набор по п.15, отличающийся тем, что крепежные средства содержат сквозное отверстие, а проволока выполнена с возможностью продевания в указанное отверстие таким образом, что указанный один из концов пропущен через всю длину отверстия, и содержит две насадки, выполненные с возможностью расположения по разные стороны отверстия и фиксации у границ отверстия после продевания в него проволоки.

17. Набор по п.15, отличающийся тем, что проволока содержит третью насадку, выполненную с возможностью расположения на втором конце проволоки.

18. Набор по п.16 или 17, отличающийся тем, что насадки выполнены из резины.

19. Набор по п.16, отличающийся тем, что сквозное отверстие крепежных средств при их закреплении на подставке скрипки или альта соответствует наклону смычка при его движении по струне «ля» или «ре».

20. Набор для формирования навыков владения смычком, необходимых при игре на скрипке или альте, содержащий устройство для формирования навыков владения смычком, необходимых при игре на скрипке или альте, включающее корпус, снабженный сквозным отверстием и содержащий по меньшей мере одно гнездо для приема по меньшей мере одного пальца руки, отличающееся тем, что он дополнительно включает пишущее и/или красящее устройство в виде стержня, выполненного с возможностью прохождения через сквозное отверстие корпуса.

21. Набор по п.20, отличающийся тем, что по меньшей мере одно из таких гнезд, как гнездо для приема большого пальца, гнездо для приема указательного пальца и гнездо для приема мизинца сообщается со сквозным отверстием.

22. Набор по п.20, отличающийся тем, что корпус выполнен из пластмассы.

23. Набор по п.20, отличающийся тем, что корпус выполнен полым.

24. Набор по п.20, отличающийся тем, что пишущее и/или красящее устройство представляет собой карандаш.

25. Набор по п.20, отличающийся тем, что пишущее и/или красящее устройство в виде стержня выполнено таким образом, что корпус может быть насажен на него.



 

Похожие патенты:

Полезная модель относится к области медицины и спорта, а именно медицинской и спортивной технике и может быть использовано для тренировки спортсменов или реабилитации людей с заболеваниями или травмами опорно-двигательного аппарата.
Наверх