Воздухораспределитель системы управления коробкой перемены передач
Предлагаемая полезная модель относится к автомобилестроению и может быть использована в механизмах управления КПП большегрузных автомобилей (например: «КАМАЗ»). Техническая задача, поставленная перед полезной моделью, решается в воздухораспределителе системы управления перемены коробки передач, содержащем корпус и подпружиненный золотник, размещенный во втулке, и управляющий поршень, взаимодействующий с золотником, отличающемся тем, что подпружиненная часть золотника размещена внутри управляющего поршня, расположенного с возможностью перемещения внутри цилиндра, а рабочая часть золотника находится во втулке, которая выполнена в виде пакета уплотнительных и проставочных колец.
Предлагаемая полезная модель относится к автомобилестроению и может быть использована в механизмах управления КПП большегрузных автомобилей (например: «КАМАЗ»).
Известен воздухораспределитель системы управления коробкой перемены передач, содержащий корпус и подпружиненный золотник, размещенный в цельной втулке с радиальными отверстиями, запрессованной в корпус, а также управляющий поршень, взаимодействующий с золотником (патент РФ 59490, МПК В60К 23/00, опубл. 27.12.2006 г.).
К недостаткам этого устройства следует отнести относительную сложность конструкции, а также высокую чувствительность к чистоте воздуха. Схема нагружения золотника пружинами и управляющим поршнем не оптимальна, так как возможно возникновение радиальных сил, что нежелательно.
Техническая задача, поставленная перед полезной моделью, состоит в упрощении конструкции воздухораспределителя и повышении его эксплуатационной надежности.
Поставленная задача решается в воздухораспределителе системы управления перемены коробки передач, содержащем корпус и подпружиненный золотник, размещенный во втулке, и управляющий поршень, взаимодействующий с золотником, отличающемся тем, что подпружиненная часть золотника размещена внутри управляющего поршня, расположенного с возможностью перемещения внутри цилиндра, а рабочая часть золотника находится во втулке, которая выполнена в виде пакета уплотнительных и проставочных колец.
Преимущества предлагаемого воздухораспределителя состоят в том, что:
1) за счет совмещения подпружиненной части золотника с управляющим поршнем исключается возможность возникновения радиальных сил на золотнике, что уменьшает износ пакета колец и золотника;
2) за счет изменения конструкции втулки и золотника исключается возможность заклинивания золотника при работе на воздухе невысокой степени очистки.
Все это повышает эксплуатационную надежность предлагаемого устройства при упрощении его конструкции.
Предлагаемый воздухораспределитель изображен на фигуре 1 и состоит из корпуса 1, в котором установлены пробка 2, уплотнительные кольца 3, проставочные кольца 4, золотник 5, который пружиной 6 поджимает поршень 7 с манжетой 8 к дну цилиндра 9, который поджимает кольцо 10 к корпусу 1, обеспечивая фиксацию пакета колец 3 и 4. В корпусе 1 имеются отверстия:
А - для подвода воздуха от пневмосистемы автомобиля;
В - для подачи воздуха в штоковую полость пневмоцилиндра механизма переключения делителя передач (не показан);
Г - для подачи воздуха в поршневую полость пневмоцилиндра механизма переключения делителя передач;
Д - для выпуска отработанного воздуха в атмосферу.
В дне цилиндра 9 имеются отверстия Б для подвода сжатого воздуха, выполняющего функцию управляющего сигнала.
Воздухораспределитель работает следующим образом. Под действием пружины 6 золотник 5 и поршень 7 находятся в крайнем левом положении (фигура 1). От пневмосистемы автомобиля сжатый воздух постоянно подается к отверстию А и периодически, при переключении передач, к отверстию Б. Воздух, подведенный к отверстию А, поступает к золотнику 5 и далее через отверстие В направляется в штоковую полость пневмоцилиндра механизма переключения делителя передач.
При подаче воздуха в отверстие Б поршень 7, сжимая пружину 6, перемещает золотник 5 в крайнее правое положение. Сжатый воздух из отверстия А через золотник 5 поступает в отверстие Г, соединенное с поршневой полостью пневмоцилиндра механизма переключения делителя передач. Поршень пневмоцилиндра перемещается, выполняя свою работу.
При отключении подачи воздуха в отверстие Б, пружина 6 перемещает поршень 7 с золотником 5 в исходное крайнее левое положение. В результате переадресации каналов сжатый воздух поступает в штоковую полость пневмоцилиндра, а поршневая полость соединяется с атмосферой.
Воздухораспределитель системы управления коробкой перемены передач, содержащий корпус и подпружиненный золотник, размещенный во втулке, и управляющий поршень, взаимодействующий с золотником, отличающийся тем, что подпружиненная часть золотника размещена внутри управляющего поршня, расположенного с возможностью перемещения внутри цилиндра, а рабочая часть золотника находится во втулке, которая выполнена в виде пакета уплотнительных и проставочных колец.