Энергетическое средство со сменным кузовом
Полезная модель относится к области сельскохозяйственного машиностроения, в частности к автотракторной транспортной технике с системами мультилифт. Энергетическое средство со сменным кузовом, включает энергетическое средство с системой мультилифт и сменный кузов 1. Новым является то, что внутри кузова 1 смонтирован портальный погрузчик с гидравлическим приводом, установленные с возможностью демонтажа. Применение данного устройства обеспечивает расширении сферы использования автотракторной транспортной техники с системами мультилифт. 7 илл., 1 с.п. формула.
Полезная модель относится к области сельскохозяйственного машиностроения, в частности к автотракторной транспортной технике (автомобили, тракторы, прицепы и полуприцепы) с системами мультилифт.
Известны спецавтомобили с портальными самопогрузчиками. Например - НИИАТ П 404; ЦПКТБ А 853; автомобили-самосвалы с портальным съемником платформы - ЗИЛ ММ3-49521, ЗИЛ ММ3-49525. Эти автомобили обеспечивают заднюю загрузку-разгрузку. При этом портальный кран обеспечивает устойчивость транспортного средства без боковых опор.
Недостаток этих конструкций заключается в вынужденном уменьшении ширины кузова в виду установки портального погрузчика снаружи кузова с соблюдением предельной ширины транспортных средств равной 2500 мм.
Система мультилифт успешно внедряется в транспортное обеспечение агротехнологий [Межотраслевой технологический адаптер «Транспортное обеспечение агротехнологий» Минсельхоз РФ, РАСХН, ГНУ ВИМ; М. - 2008].
Известна транспортная спецтехника «ВИМЛИФТ», включающая энерегтическое средство с системой мультилифт и сменный кузов, которая характеризуется широким ассортиментом сменных кузовов [Проспект «Спецавтомобили с погрузочно-разгрузочным механизмом» E-mail:mzok@b.k.ru; www.mzok.ru].
Недостаток сменных кузовов заключается в сложности их загрузки. Для решения этой проблемы автотракторные транспортировщики или сами кузова оборудуются стреловыми подъемными кранами-манипуляторами. Манипуляторы устанавливаются только между кабиной транспортного средства и кузовом, что делает наиболее приемлемым боковую загрузку кузова и, как правило, наличие боковых опор (аутригеров) у транспортного средства или у кузова с манипулятором.
Данное техническое решение наиболее близко по своей сущности к решению поставленной проблемы и выбрано в качестве прототипа.
Технической задачей полезной модели является расширение сферы использования автотракторной транспортной техники с системами мультилифт.
Поставленная техническая задача достигается тем, что в энергетическом средстве со сменным кузовом, включающем энергетическое средство с системой мультилифт и сменный кузов, согласно полезной модели, внутри кузова смонтирован портальный погрузчик с гидравлическим приводом, установленный с возможностью демонтажа.
Сравнение заявляемого устройства с прототипом показывает, что новым является то, что внутри кузова смонтирован портальный погрузчик с гидравлическим приводом, установленный с возможностью демонтажа.
Портальный погрузчик с гидравлическим приводом устанавливается внутри высокобортных и низкобортных кузовов «ВИМЛИФТ». Указанная гидросистема имеет быстроразъемные соединения с гидросистемой автотракторной транспортной техники с системами мультилифт, а также с гидросистемами серийных тракторов. При этом портальный погрузчик предлагается в монтируемом исполнении, то есть, при сезонном использовании кузовов при уборке зерновых или овощных культур в качестве сменных, портальный погрузчик возможно частично или полностью демонтировать.
Предлагаемое устройство соответствует критерию «новизна».
Заявляемое техническое решение соответствует критерию «промышленная применимость», так как может использоваться в сельском хозяйстве и на транспорте.
Полезная модель поясняется чертежами.
На фиг.1 - показан автомобиль с системой мультилифт и высокобортным кузовом, оборудованный портальным погрузчиком в положениях погрузки-разгрузки (задний борт снят); на фиг.2 - показан автомобиль с системой мультилифт и низкобортным кузовом, оборудованным портальным погрузчиком в положениях погрузки-разгрузки; на фиг.3 - показан высокобортный кузов, оборудованный портальным погрузчиком, подключенным к гидросистеме трактора (задний борт снят); на фиг.4 - показан низкобортный кузов, оборудованный портальным погрузчиком, подключенным к гидросистеме трактора; на фиг.5 - показан высокобортный кузов, оборудованный портальным погрузчиком (вид сзади); на фиг.6 - показана тросовая крюковая подвеска; на фиг.7 - показано телескопическое устройство портального погрузчика.
Энергетическое средство со сменным кузовом включает трактор или автомобиль с системами мультилифт и кузов 1. Внутри кузова 1 с возможностью их демонтажа монтируется портальный погрузчик с гидравлической системой. Портальный погрузчик, включает две телескопические стойки 2 соединенные вверху трубой 3 и шарнирно укрепленные на платформе кузова. Наклон стоек 2 погрузчика выполняется двумя гидроцилиндрами 4, которые также шарнирно крепятся к платформе кузова 1 и к стойкам 2. Телескопические стойки 2 состоят из подвижного 5 и направляющего 6 трубчатых профилей соединяемых расположенными внутри гидроцилиндрами 7. На трубе 3 подвешивается тросовая крюковая подвеска 8, которую вручную можно установить в центральное положение и боковое, напротив продольных опорных лонжеронов 9 кузова 1. Для предотвращения соскальзывания подвески по трубе 3 на ней крепятся три кольца 10. Для обеспечения управлением гидросистемой погрузчика на кузовах 1 прикрепляется распределитель 11. Для удобства работы с распределителем на кузовах 1 кроме лестницы прикрепляется откидная площадка 12.
На высокобортных кузовах задний борт снимается, на низкобортных задний борт 13 при работе погрузчика откидывается, в транспортном положении закрывается. Соответственно габаритам и виду груза кузов 1 снабжается грузо-захватными устройствами 14. Для работы погрузчика в автономном состоянии кузов 1 снабжается гидрошлангами 15 для присоединения распределителя кузова к гидросистеме трактора или универсального энергетического средства.
Работает устройство следующим образом.
Работает устройство в двух вариантах - непосредственно на транспортной технике с системой мультилифт и в автономном состоянии.
В первом случае транспортная техника с кузовом 1 подъезжает задом к погружаемому объекту или к месту выгрузки его, если объект находится уже в кузове 1. У высокоборнтных кузовов 1 борт предварительно демонтируется, у низкобортных откидывается. Включается привод гидросистемы транспортной техники, которая соединена с распределителем 11 кузова 1. Водитель становится на откидную площадку 12 и производит установку портального погрузчика в положение удобное для перестановки тросовой крюковой подвески 8 и навешивает на нее грузозахватное устройство 14. Операцию выполняет строповщик. Затем при помощи строповщика производится захват объекта. Манипулируя наклоном и выдвижением портала производят погрузку-разгрузку объекта с последующим отсоединением грузозахватного устройства. В случае автономной работы, т.е. когда кузов 1 сгружен и отсоединен от транспортной техники, работа с портальным погрузчиком производится следующим способом. В основном этот способ рационален при погрузке объектов. Груз подводится также к задней части бункера. Распределитель 11 бункера подсоединяется гидрошлангами 15 к трактору или универсальному энергетическому средству, находящимся на данном объекте. Включают привод гидросистемы трактора и производят необходимые манипуляции портальным погрузчиком распределителем 11. Груз после загрузки закрепляют в кузове 1, портал устанавливают в транспортное положение, гидросистему разъединяют. Погрузку бункера с грузом на транспортную технику осуществляют системой мультилифт.
При выполнении сезонных работ по технологии сменных кузовов с зерновыми и овощными культурами (как с насыпным грузом), портальный погрузчик можно демонтировать. Возможно, и не демонтировать, т.к. он фактически не уменьшает внутренний объем кузова. В этом случае у высокобортных кузовов устанавливается задний борт.
Экономический эффект от использования кузовов с портальным погрузчиком заключается в расширении сферы использования автотракторной транспортной техники с системами мультилифт.
Энергетическое средство со сменным кузовом, включающее энергетическое средство с системой мультилифт и сменный кузов, отличающееся тем, что внутри кузова смонтирован портальный погрузчик с гидравлическим приводом, установленный с возможностью демонтажа.