Соединение трубопровода

 

Соединение трубопровода относится к гидравлическим и пневматическим системам, в частности, к конструкции соединений между корпусными деталями и трубопроводами и может применяться во многих областях машиностроения. Наибольший эффект от применения устройства может быть получен в авиационной технике, например, в газотурбинных двигателях, где от конструкции требуются минимальные габариты и вес и высокая надежность.

Соединение трубопровода содержит корпусную деталь с отверстием, в котором установлен конец трубопровода с возможностью поворота вокруг оси отверстия, снабженный элементом фиксации от осевого перемещения, и уплотнительный элемент. Элемент фиксации от осевого перемещения конца трубопровода выполнен в виде выступа на наружной поверхности трубопровода, заведенного в паз, выполненный в корпусной детали, а другой конец трубопровода соединен с ответной деталью с возможностью поворота вокруг оси вращения первого соединения.

Полезная модель относится к гидравлическим и пневматическим системам, в частности, к конструкциям соединений между корпусными деталями и трубопроводами. Устройство может применяться во многих областях машиностроения. Наибольший эффект от применения предлагаемого устройства может быть достигнут в авиационной технике, например, в газотурбинных двигателях, где от конструкции требуется минимальный вес, минимальные габариты и высокая надежность.

Известно подвижное соединение трубопровода, содержащее корпусную деталь с отверстием, в котором остановлен трубопровод с возможностью поворота вокруг оси, снабженный элементом фиксации от осевого перемещения, и уплотнительный элемент (см. Т.М.Башта, «Гидравлические приводы летательных аппаратов», рис.305а, стр.375, изд. «Машиностроение», Москва, 1967 г.). Это соединение допускает угловое перемещение трубопровода вокруг корпусной детали как при монтаже, так и во время работы соединения.

Недостаток данной конструкции в том, что она работоспособна только при наличии, как минимум, двух уплотнительных элементов, расположенных по обе стороны от проходного канала в стыке данного соединения. Это требует достаточного габарита для данной конструкции. Кроме того, в данной конструкции необходим конструктивный элемент для фиксации от осевого перемещения. Эту роль выполняет стопорная шайба, что в данном соединении (с учетом углового поворота трубопровода) может оказаться недостаточно надежным.

Задачей настоящей полезной модели является создание легкой и малогабаритной конструкции с сохранением возможности углового поворота трубопровода.

Указанная задача решается тем, что в известном соединении трубопровода, содержащем корпусную деталь с отверстием, в котором установлен конец трубопровода с возможностью поворота вокруг оси отверстия, снабженный элементом фиксации от осевого перемещения, и уплотнительный элемент, согласно полезной модели, элемент фиксации от осевого перемещения конца трубопровода выполнен в виде выступа на наружной поверхности трубопровода, заведенного в паз, выполненный в корпусной детали, а другой конец трубопровода соединен с ответной деталью с возможностью поворота вокруг оси вращения первого соединения.

Такое устройство позволяет вписаться в гораздо меньшие габариты, качественно упростить конструкцию и отказаться от таких крепежных деталей, как стопорные кольца, или от других элементов крепежа, например, винтов, гаек, шпилек, что позволяет снизить вес конструкции, а это также важно для авиационного применения. При этом сохраняется возможность углового перемещения трубопровода вокруг места подсоединения к корпусной детали, как при сборке, так и при работе. Конструкция устройства позволяет применить всего один уплотнительный элемент в соединении между корпусной деталью и трубопроводом, в отличие от прототипа, конструкция которого не позволяет применить менее двух уплотнительных элементов. Кроме того, повышается надежность данного соединения из-за уменьшения количества деталей в конструкции.

На фиг.1 показан продольный разрез предлагаемого устройства;

на фиг.2 - вид справа на устройство по фиг.1;

на фиг.3 - положение трубопровода относительно корпусной детали при сборке устройства.

Соединение трубопровода содержит корпусную деталь 1 с отверстием 2, в котором установлен конец трубопровода 3 с возможностью поворота вокруг оси отверстия и снабженный выступом 4 на его наружной поверхности. Выступ 4 трубопровода заведен в паз 5, выполненный в корпусной детали 1. Уплотнительный элемент 6 служит для герметизации данного соединения. Другой конец трубопровода 7 соединен с ответной деталью 8 с возможностью поворота вокруг оси вращения первого соединения.

При сборке соединения конец трубопровода 3 с выступом 4 заводится в отверстие 2 корпусной детали, выступ на трубопроводе 4 совмещается с пазом 5 в корпусной детали; далее трубопровод поворачивается в направлении Б на угол до рабочего положения (фиг.3). Второй конец 7 трубопровода 3 устанавливается в ответной детали 8.

При работе устройства жидкость или газ проходят через корпусную деталь 1 и далее по трубопроводу 3. При этом другой конец 7 трубопровода имеет возможность изменять свое угловое положение, например, из-за температурных перемещений или каких-то других условий работы. Трубопровод при этом поворачивается вокруг оси отверстия 2 в корпусной детали 1 на заданный по расчету угол за счет перемещения выступа 4 на трубопроводе в пазу 5 корпусной детали. Герметичность стыка при всех положениях трубопровода обеспечивает уплотнительный элемент 6.

Предложенное выполнение соединения трубопровода позволяет добиться минимальных габаритов, минимального веса, универсальности в применении (с учетом возможности углового поворота) и высокой надежности, что особенно важно при применении предлагаемого устройства в авиационной технике.

Соединение трубопровода, содержащее корпусную деталь с отверстием, в котором установлен конец трубопровода с возможностью поворота вокруг оси отверстия, снабженный элементом фиксации от осевого перемещения, и уплотнительный элемент, отличающееся тем, что элемент фиксации от осевого перемещения конца трубопровода выполнен в виде выступа на наружной поверхности трубопровода, заведенного в паз, выполненный в корпусной детали, а другой конец трубопровода соединен с ответной деталью с возможностью поворота вокруг оси вращения первого соединения.



 

Наверх