Турбореактивный двигатель с вращающимися камерами сгорания

 

Полезная модель относится к двигателестроению, в частности, к конструкции газотурбинных двигателей. Технической задачей полезной модели является повышение экономических (по КПД) и экологических показателей турбореактивного двигателя (ТРД), снижение весовых и габаритных параметров. Двигатель содержит расположенное на валу привода первой ступени компрессора реактивное колесо с камерами сгорания, осевой и радиальные смесеподводящие каналы. Последние из каналов образуют вторую ступень компрессора. Двигатель содержит также топливную форсунку, свечу зажигания, турбинное колесо и вал отбора мощности. Смесеподводящий канал на входе в камеру сгорания выполнен в виде спирали, создающей угол закрутки потока топливовоздушной смеси, а выход камеры сгорания выполнен в виде расширяющегося сопла, при этом радиальные смесеподводящие каналы спрофилированы в виде лопаточного колеса. 1 ил.

Полезная модель относится к двигателестроению, в частности, к конструкции газотурбинных двигателей.

Известные одноступенчатые газотурбинные двигатели (ГТД), например авиационные, содержат одно или двухступенчатый компрессор, камеру сгорания, направляющий аппарат и газовую турбину, приводящую компрессор и вал отбора мощности (1. Пчелкин Ю.М. Камеры сгорания газотурбинных двигателей / Ю.М.Пчелкин - М.: Машиностроение, 1984. - 150 с.). КПД такого двигателя, определяемый максимальной температурой рабочего тела - Тmax и гидравлическими потерями в проточной части лопаток турбинных колес, зависящими от агрегатной мощности и оцениваемыми гидравлическими КПД - r, невелик. При максимально допустимой для современных материалов лопаток температуре, (Т=1100-1200 К), КПД двигателя мощностью Ne=200-1500 кВт не превышает 20-25%, что не позволяет им конкурировать с поршневыми двигателями по экономичности, а организация послойного способа смесеобразования и сгорания в камере сгорания предопределяет достаточно высокую токсичность по оксидам азота и сажи.

Недостатками известных ГТД малой мощности для транспортных машин, являются низкая допустимая температура рабочего тела, большие гидравлические потери и токсичность рабочего тела.

Применение новых термостойких монокристаллических материалов, регенерация и охлаждение лопаток, ведущие к усложнению конструкции, увеличению веса и габаритов двигателя, не дали большого эффекта в повышении КПД двигателей малой мощности.

Известен реактивный двигатель (РД) с вращающимися камерами сгорания, в котором испарение топлива, смесеобразование и горение смеси осуществляется в объеме камеры сгорания, а теплоперепад «срабатывается» в сопловой части (2. Planted Feb. 17, 1953. 2.628.473. Stationary power plant having radially and axially displayed jet engines). Недостатками такого двигателя являются: - низкий КПД одноступенчатого РД; - невозможность создания многоступенчатого турбореактивного двигателя (ТРД), а значит и невозможность реализации большого теплоперепада и получения высокого КПД; - введение нескольких вращающихся камер сгорания для увеличения мощности РД лишь делит известную стационарную камеру сгорания на несколько камер, не ведет к увеличению КПД, но ведет к созданию дополнительной центробежной силы от массы камер, а значит и увеличивает напряжения в материале подводящего радиального воздушного канала и вес; - повышение КПД в таком РД за счет повышения температуры рабочего тела при послойном способе смесеобразования и сжигания топлива (с коэффициентами избытка воздуха <1 в зоне обратных токов и >1 при последующем «разбавлении» газа вторичным воздухом), обеспечивая дожигание СО и СnНm до СО2 и Н2О, не снижает содержания наиболее токсичных оксидов азота - NOx и требует охлаждения стенок камеры сгорания. Следовательно, повышение КПД и снижение токсичности по NOx в таком двигателе невозможно без решения проблемы повышения температуры и изменения способа сжигания топлива с <1. Предлагаемое решение ведет лишь к ухудшению массогабаритных показателей и усложнению конструкции.

Известен турбореактивный двигатель (ТРД), содержащий турбинное колесо и реактивный ротор с вращающимися камерами сгорания, в котором камера сгорания также расположена на радиусе R от оси и выполнена в виде эжектора, в котором топливо является рабочим телом, подсасывающим воздух (3. Osterreisches Planetamt Patentschrift. Kl. 46f. 12 Nr.239606). Такая конструкция позволяет использовать воздухоподводящие радиальные каналы и эжекторы реактивной ступени в качестве компрессора для повышения давления в камере сгорания и позволяет создавать многоступенчатые ТРД, но не решает проблемы повышения максимальной температуры рабочего тела в камере сгорания выше достигнутой в известных ГТД, то есть проблемы улучшения экономических и экологических параметров двигателя. Кроме того, такая конструкция требует охлаждения камер, увеличивает вес и габариты, необходимые для организации выравнивания скорости (и давления) в эжекторе до соплового аппарата и установку нейтрализатора NOx.

Технической задачей полезной модели является повышение экономических (по КПД) и экологических показателей турбореактивного двигателя (ТРД), снижение весовых и габаритных параметров.

Указанная задача решается тем, что турбореактивный двигатель с вращающимися камерами сгорания, содержащий, расположенное на валу привода первой ступени компрессора реактивное колесо с камерами сгорания, осевой и радиальные смесеподводящие каналы, последние образующие вторую ступень компрессора, а также содержащий топливную форсунку, свечу зажигания, турбинное колесо и вал отбора мощности, характеризуется тем, что смесеподводящий канал на входе в камеру сгорания выполнен в виде спирали, создающей угол закрутки потока топливовоздушной смеси, а выход камеры сгорания выполнен в виде расширяющегося сопла, при этом радиальные каналы спрофилированы в виде лопаточного колеса второй ступени компрессора.

Повышение экономичности турбореактивного двигателя достигается за счет:

- срабатывания части теплоперепада в сопле вращающейся камеры сгорания - h=Срmax-T1), где Tmax>T1) на 200-250°С до допустимой для лопаток первой ступени турбины температуры Tl, что ведет к повышению термического КПД t на 10-15%;

- снижения механических потерь за счет использования смесеподводящих каналов в качестве лопаток второй ступени компрессора, что снижает гидравлические потери и повышает гидравлический КПД t.

Малые габариты и вес вращающихся камер сгорания достигаются за счет:

- ограничения функции камеры сгорания только процессом сгорания топлива. Процесс приготовления смеси осуществляется в подводящих каналах;

- исключения регистров, стабилизаторов и жаровой трубы из конструкции камеры сгорания и нейтрализаторов из конструкции двигателя.

Улучшение экологии достигается переходом с послойного способа сжигания топлива в известных камерах сгорания современных ГТД на пленочно-вихревое, при котором отсутствует зона обратных токов с коэффициентом избытка воздуха <1 (высокой температурой Т2000°С и максимальным образованием оксидов азота NO x и С) с последующим «разбавлением» токсичных компонентов (NOx и С) вторичным воздухом и снижением температуры газа Тmax до допустимой из условий жаропрочности материала лопаток первой турбинной ступени.

При пленочно-вихревом испарительном смесеобразовании коэффициент избытка воздуха больше единицы (Тmax=f()), температуру Тmax можно понизить до уровня допустимого из условий надежности материала лопаток до Т max1400-1500° К, при которых окисление азота до NO x еще не происходит. Снижается и процесс образования сажи.

Защита стенок камеры сгорания от нагрева при пленочно-вихревом смесеобразовании достигается закручиванием топливовоздушной смеси на вводе ее во вращающуюся камеру сгорания, вход которой выполнен в виде спирали, сепарацией топлива на стенку камеры сгорания, снижением температуры за счет теплоты испарения и образования защитного парового слоя над пленкой, имеющего высокое термосопротивление. Это позволяет повысить максимальную температуру рабочего тела во вращающейся камере сгорания без нагрева ее стенок, сработать часть теплоперепада h в реактивном колесе (РК) реактивной ступени так, чтобы на входе газа на лопатки первого газотурбинного колеса (ТК) ступени температура Tl его не превышала допустимую для лопаток двигателя величину.

Сущность полезной модели поясняется чертежом, где дана принципиальная схема турбореактивного двигателя с вращающимися камерами сгорания.

Турбореактивный двигатель содержит корпус 1, расположенное на валу 2 привода первой ступени компрессора реактивное колесо 3 с вращающимися камерами сгорания 4. Осевой смесеподводящий канал 5 соединен с радиальными смесеподводящим каналом 6, переходящим в смесеподводящий канал 7, который на входе в камеру сгорания выполнен в виде спирали 8, создающей угол закрутки потока топливовоздушной смеси. Выход камер сгорания выполнен в виде кольцевых расширяющихся сопел 9. Турбинное колесо 10 двигателя с лопатками 11 установлено на валу 12 отбора мощности. Радиальные смесеподводящие канала каналы выполнены в виде лопаток колеса второй ступени компрессора 13. Форсунка 14 и свеча зажигания 15 расположены в осевом смесеподводящем канале.

Работа двигателя. Воздух из первой ступени компрессора подводится через пустотелый вал 2 реактивного колеса 3 в коллектор 16. По радиальным смесеподводящим каналам 6, образующим вторую ступень компрессора, и подается в тангенциально расположенные вращающиеся камеры сгорания 4.

Топливо впрыскивается форсункой 14 в коллектор 16 (общий для всех камер), а зажигание осуществляется свечей 15. За время задержки воспламенения смесь со скоростью >30-40 м/с выносится в камеры сгорания, где при увеличении сечения камеры осевая скорость снижается, а абсолютная - увеличивается за счет тангенциальной скорости закрученного воздушного потока, увеличивая время пребывания топлива во вращающейся камере сгорания.

Вход смеси в камеру сгорания из радиального канала осуществляется по спирали под углом 90° к оси камеры и обеспечивает закрутку смеси под углом 55-60°. Топливо под действием центробежных сил в закрученном потоке воздуха сепарируется на стенку камеры сгорания в виде тонкой пленки, охлаждая ее за счет теплоты испарения. Толщина пленки уменьшается до нуля на входе в сопло 9, в котором происходит преобразование теплоперепада h в кинетическую энергию продуктов сгорания (в виде массового расхода m скорости V), создающую реактивную силу P=mV и вращающий момент М=PR. С поверхности пленки происходит испарение топлива в воздушный поток. Продукты сгорания из сопел со сниженной T1 температурой поступают на лопатки турбинного колеса и далее через газосборник 17 на выхлоп или глушитель. Наличие паров топлива в слое над пленкой увеличивает термосопротивление слоев: пары - пленка - стенка.

Наличие жидкостной и паровой фаз топлива в пристеночном слое камеры обеспечивает защиту ее стенки от высокой температуры, а закрученный над пленкой поток воздуха смешивается с парами топлива, образуя кольцевую зону смеси с >>1. В камере сгорания имеет место пленочно-вихревое (точнее испарительное) смесеобразование и сгорание топлива со средним значением коэффициента избытка воздуха а, обеспечивающим после преобразования части теплоперепада h в сопле 9, снижение температуры Тmax (в камере сгорания) до температуры T1, определяемой термостойкостью материала лопаток 11 турбинного колеса 10. Для промышленных ГТД (Ковецкий В.М. Газотурбинные двигатели в енергетике: достижения, особенности, возможности / Ковецкий В.М., Ковецкая Ю.Ю. // Проблемы загальноi енергетики. - Киев: 17/2008, с.24-30) величина а определяется в диапазоне >1 так, чтобы Тmax не превышала температуру начала активации реакции окисления азота воздуха кислородом с образованием оксидов азота (N22=NO x) и крекинга неиспарившихся капель топлива с образованием сажи.

Использование турбореактивного двигателя с вращающимися камерами сгорания предлагаемой конструкции обеспечит повышение экономических и экологических показателей при снижении веса и уменьшении габаритных параметров. Это сделает их более конкурентноспособными по сравнению с современными поршневыми двигателями, позволит использовать не только в качестве силовой установки для тяжелой техники мощностью Ne=1000 кВт, но и сделает перспективными для автотракторной техники.

Турбореактивный двигатель с вращающимися камерами сгорания, содержащий расположенное на валу привода первой ступени компрессора реактивное колесо с камерами сгорания, осевой и радиальные смесеподводящие каналы, последние из которых образуют вторую ступень компрессора, а также содержащий топливную форсунку, свечу зажигания, турбинное колесо и вал отбора мощности, отличающийся тем, что смесеподводящий канал на входе в камеру сгорания выполнен в виде спирали, создающей угол закрутки потока топливовоздушной смеси, а выход камеры сгорания выполнен в виде расширяющегося сопла, при этом радиальные смесеподводящие каналы спрофилированы в виде лопаточного колеса.



 

Похожие патенты:

Компрессор для увеличения мощности газотурбинного двигателя с низкой стоимостью установки и ремонта относится к области машиностроения, в частности к конструкции рабочих лопаток газовых турбин, осевых компрессоров, а также лопаток других роторных машин, применяемых в авиационной и наземной техники.

Технический результат снижение температуры охлаждающей жидкости на входе в цилиндр компрессора

Изобретение относится к авиадвигателестроению, в частности к регулируемым соплам воздушно-реактивных двигателей, выполненных с возможностью отклонения вектора тяги

Полезная модель относится к области энергетического машиностроения

Турбина // 99540

Полезная модель относится к области теплоэнергетики и может быть использована на паровых микротурбинных установках малой мощности, от 5 до 40 кВт электрической мощности и от 20 до 270 кВт тепловой
Наверх