Четырехосное шасси автомобиля повышенной проходимости

 

Четырехосное шасси автомобиля повышенной проходимости, выполненное с колесной формулой 8×8, содержит откидную кабину (1), грузонесущую раму (2), образованную лонжеронами и поперечинами, выполненную с расширением в сторону кабины (1) и уменьшенной шириной в задней части. В передней части рамы (2) установлен двигатель. Первая ось (3) выполнена ведущей и управляемой, вторая (4) и третья (5) оси выполнены ведущими, неуправляемыми, подъемными, четвертая ось (6) выполнена ведущей, управляемой, подъемной. Все оси выполнены на односкатной ошиновке. Второй мост (4) выполнен проходным. Раздаточная коробка (7) выполнена с возможностью отключения общего привода второй (4) и третьей (5) осей, и привода четвертой оси (6), рулевая трапеция (8) первой оси (3) связана с рулевой трапецией (9) четвертой оси (6) переменным законом, параметры которого задает управляющее устройство.

Технический результат заключается в значительном повышении показателей проходимости, снижении удельного давления на грунт, улучшении маневренных качеств шасси, сокращении расхода топлива и износа шин, элементов трансмиссии подъемных второй и третьей осей, достижении лучшего распределения нагрузки на оси в зависимости от загрузки шасси и дорожных условий, лучших показателей плавности хода. 6 ил.

Полезная модель относится к транспортным средствам, предназначенным для установки на них различного технологического оборудования.

Известен автомобиль повышенной проходимости, содержащий, по меньшей мере, два ведущих моста с механическим приводом, выполненные с возможностью изменения их положения относительно рамы автомобиля (см. патент Великобритании 2317598, МПК B62D 21/04, опубл. 01.04.1998, автор BROWN DAVID JOHN BOWES), в котором имеется устройство отключения ведущих мостов в виде многодискового сцепления, установленного после раздаточной коробки. Основным недостатком известного автомобиля повышенной проходимости является повышенная сложность конструкции из-за наличия дополнительного многодискового сцепления и возможности только синхронного изменения положения задних или передних мостов, имеющих постоянный не отключаемый привод, а также ограниченность возможностей шасси.

Наиболее близким техническим решением к предлагаемому техническому решению по совокупности существенных признаков и достигаемому техническому результату является четырехосное шасси грузового автомобиля, выполненное с колесной формулой 8×6, содержащее откидную кабину, под которой размещен двигатель, раму из лонжеронов и поперечин, выполненную с расширением в сторону кабины и с уменьшенной шириной в задней части. Рама выполнена с увеличенным расстоянием между первой и второй осью. Первая ось выполнена ведущей и управляемой на односкатной ошиновке, вторая и третья оси выполнены ведущими на двускатной ошиновке, неуправляемыми, подъемными. Четвертая ось выполнена управляемой, ведомой на односкатной ошиновке, подъемной, связь между рулевыми трапециями первой и четвертой осей выполнена гибкой с помощью гидравлического контура. Второй мост выполнен проходным, раздаточная коробка выполнена с возможностью отключения общего привода на вторую и третью оси. (Заявка РФ на полезную модель 2010126535/11 (037800), МПК B62D 61/12, решение о выдаче патента на полезную модель от 28.12.2010 г.).

Недостатком известной конструкции является низкие показатели проходимости, отсутствие полного привода.

Технической задачей, на решение которой направлено предлагаемое техническое решение, является улучшение маневренных свойств за счет повышения проходимости и плавности хода шасси.

Поставленная техническая задача решается тем, что в четырехосном шасси автомобиля повышенной проходимости, выполненным с колесной формулой 8×8, содержащим откидную кабину, под которой размещен двигатель, раму из лонжеронов и поперечин, выполненную с расширением в сторону кабины и с уменьшенной шириной в задней части, рама выполнена с увеличенным расстоянием между первой и второй осью, первая ось выполнена ведущей и управляемой, вторая и третья оси выполнены ведущими, неуправляемыми, подъемными, четвертая ось выполнена управляемой, ведущей, подъемной, все оси выполнены на односкатной ошиновке, связь между рулевыми трапециями первой и четвертой осей выполнена гибкой с помощью гидравлического контура, управляемого специальным устройством в зависимости от режима движения, второй мост выполнен проходным, раздаточная коробка выполнена с возможностью отключения общего привода на вторую и третью оси и возможностью отключения привода четвертой оси.

Технический результат, реализация которого обеспечивается заявляемой совокупностью признаков, состоит в повышении проходимости шасси, снижении удельного давления на грунт, улучшении маневренных качеств шасси, при этом четвертая управляемая ось позволяет использовать его в ограниченном пространстве, а возможность подъема второй и третьей, или четвертой осей позволяет обеспечить оптимальное распределение нагрузки на оси в зависимости от степени загруженности и обеспечить экономию топлива наряду с сокращением износа шин поднятых осей.

Анализ известных технических решений по научно-технической и патентной документации показал, что совокупность существенных признаков заявляемого решения ранее не была известна, следовательно, оно соответствует условию патентоспособности «новизна».

Заявляемая полезная модель поясняется чертежами:

фиг.1 - четырехосное шасси автомобиля повышенной проходимости, все оси опущены, вид слева;

фиг.2 - то же, вид сверху;

фиг.3 - четырехосное шасси автомобиля повышенной проходимости, поднята четвертая ось, вид слева;

фиг.4 - четырехосное шасси автомобиля повышенной проходимости, подняты вторая и третья оси, вид слева;

фиг.5 - четырехосное шасси автомобиля повышенной проходимости, подняты вторая и третья оси, противофазная схема рулевого управления, вид сверху;

фиг.6 - четырехосное шасси автомобиля повышенной проходимости, подняты вторая и третья оси, синфазная схема рулевого управления, вид сверху;

Четырехосное шасси автомобиля повышенной проходимости, выполненное с колесной формулой 8×8, содержит кабину (1), грузонесущую раму (2), образованную лонжеронами и поперечинами. Рама (2) выполнена с расширением в сторону кабины (1), а в задней части ширина рамы (2) уменьшена для обеспечения установки колес.

Первая ось (3) выполнена ведущей и управляемой.

Вторая (4) и третья (5) оси выполнены ведущими, подъемными и неуправляемыми.

Четвертая ось (6) выполнена ведущей и управляемой.

Второй мост (4) выполнен проходным, раздаточная коробка (7) имеет один выходной вал на первый мост (3), один общий выходной вал на второй (4) и третий мосты (5), а также один вал привода четвертой оси (6).

Раздаточная коробка (7) имеет возможность отключения общего привода на вторую (4) и третью (5) оси, отключения привода четвертой оси (6).

Углы поворота колес одного борта первой и четвертой оси связаны законом, который меняется в зависимости от режима эксплуатации, и задается управляющим устройством. Обеспечение гибкой связи рулевой трапеции (8) первой оси (3) и рулевой трапеции (9) четвертой оси (7) реализуется гидравлическим контуром.

При полной нагрузке на шасси подняты вторая (4) и третья (5) оси, опорными являются первая (3) и четвертая (6) оси, в раздаточной коробке (7) реализуется привод на первую (3) и четвертую (6) оси или только на первую (3) ось. Все опорные оси (3), (6) являются управляемыми, что позволяет с учетом отсутствия жесткой связи между рулевыми трапециями (8) и (9) этих осей изменять положение полюса рулевого управления. Помещение полюса на поперечную ось, равноудаленную от первой (3) и четвертой (6) оси, обеспечивает минимально возможный радиус разворота, первая (3) и четвертая (6) оси управляются противофазно. Смещение полюса в бесконечность достигается синфазном управлением первой (3) и четвертой (6) осями, углы поворота управляемых колес разных осей одинаковы, шасси двигается параллельным переносом («крабовый ход»).

В случаях обеспечения повышенной проходимости шасси все оси (3), (4), (5), (6) опущены и являются опорными, в раздаточной коробке (7) реализуется привод на все оси. Полюс рулевого управления находится на оси симметрии двухосной тележки, образованной из второй (4) и третьей (5) осей.

При необходимости длительного обеспечения повышенной проходимости вне критических режимов следует поднять четвертую ось (6), в этом случае опорными и ведущими являются оси (3), (4), (5), в раздаточной коробке (7) реализуется привод на первую (3), вторую (4) и третью (5) оси. Полюс рулевого управления находится на оси симметрии двухосной тележки, образованной из второй (4) и третьей (5) осей.

На режимах погрузки и разгрузки (например, ссыпание груза из самосвального кузова) в случае необходимости подъемные устройства поднимают вторую (4), третью (5) и четвертую (6) оси в неподвижном состоянии, в результате балки поднимаемых мостов будут опираться через ограничители хода на лонжероны рамы (2), что позволит временно заменить упругую связь осей с рамой на практически жесткую.

Предлагаемая полезная модель соответствует требованию промышленной применимости и может быть реализована на стандартном технологическом оборудовании.

Предлагаемая полезная модель позволяет обеспечить значительное повышение проходимости, улучшение показателей маневренности шасси, сократить расход топлива и износ шин, элементов трансмиссии подъемных второй, третьей и четвертной осей, достичь лучшего распределения нагрузки на оси в зависимости от загрузки шасси и дорожных условий, лучших показателей плавности хода.

Четырехосное шасси автомобиля повышенной проходимости, выполненное с колесной формулой 8×8, содержащее откидную кабину, под которой размещен двигатель, раму из лонжеронов и поперечин, выполненную с расширением в сторону кабины и с уменьшенной шириной в задней части, отличающееся тем, что первая ось выполнена ведущей и управляемой, вторая и третья оси выполнены ведущими, неуправляемыми, подъемными, четвертая ось выполнена управляемой, ведущей, подъемной, все оси выполнены на односкатной ошиновке, связь между рулевыми трапециями первой и четвертой осей выполнена гибкой с помощью гидравлического контура, управляемого специальным устройством в зависимости от режима движения и дорожных условий, второй мост выполнен проходным, раздаточная коробка выполнена с возможностью отключения общего привода на вторую и третью оси и возможностью отключения привода четвертой оси.



 

Наверх