Санный самосвальный прицеп

 

Полезная модель относится к области сельскохозяйственного машиностроения и может применяться для перевозки навоза, торфа и других грузов в зимних условиях. Новым в полезной модели является то, что у санного самосвального прицепа, содержащего тяговую платформу (ТП), состоящую из двух продольных лонжеронов (Л) с полозьями (П), поперечных брусьев и прицепного устройства, кузов (К), установленный задней частью шарнирно к ТП, механизм подъема К, К выполнен цельнометаллическим совкового типа с удлиненной наклонной задней стенкой, а механизм его подъема состоит из двух гидравлических подъемников телескопического типа, расположенных внутри Л с П, снабженными ребрами скольжения, и связанных штоками шарнирно с К. 1 с.п. ф-лы; 1 илл.

Предлагаемая полезная модель относится к области сельскохозяйственного машиностроения и может применяться для перевозки навоза, торфа и других грузов в зимних условиях.

Известен прицеп двухосный самосвальный, содержащий шарнирно установленный на раме кузов с опрокидывающимися боковыми и задним бортами, механизм подъема кузова, пневматический колесный ход и прицепное устройство /1/.

Недостатком данного устройства, предназначенного для транспортирования различных грузов, является высокая сила сопротивления передвижению в составе с трактором в зимних условиях по заснеженной дороге, в частности при вывозе навоза от животноводческого помещения по заснеженной целине на площадку компостирования, расположеную в непосредственной близости от поля. В результате этого снижается производительность тракторного поезда и возрастает расход топлива.

Кроме того, значительная высота погрузки прицепа ограничивает его функциональные возможности применения при ведении различных транспортных работ.

Наиболее близким по техническому решению и достигаемому результату к предлагаемой полезной модели относится санный самосвальный прицеп, содержащий тяговую платформу, состоящую из двух продольных лонжеронов с полозьями, поперечных брусьев и прицепного устройства, кузов, имеющий передний и боковые борта и установленный задней частью шарнирно к платформе, механизм подъема кузова с силовым гидравлическим цилиндром, закрепленным при помощи кронштейнов к поперечному брусу и связанным штоком через центральное упорное гнездо с кузовом /2/ - прототип.

Недостатком известного устройства является то, что при движении по скользкому участку дороги, покрытому льдом, возможен в поперечном направлении занос прицепа, в результате которого может произойти дорожно-транспортное происшествие.

Далее, выполнение кузова только с передним и боковыми бортами ограничивает функциональные возможности применения данного прицепа с целью транспортировки полужидкого навоза или сыпучих грузов.

Кроме того, расположение гидроцилиндра, предназначенного для подъема кузова с целью выгрузки груза, по оси симметрии прицепа обусловливает его повреждение при попадании посторонних предметов во время движения транспортного поезда по глубокому снежному покрову.

Сущность предлагаемой полезной модели состоит в том, что у известного санного самосвального прицепа, содержащего тяговую платформу, состоящую из двух продольных лонжеронов с полозьями, поперечных брусьев и прицепного устройства, кузов, установленный задней частью шарнирно к платформе, механизм подъема кузова, кузов выполнен цельнометаллическим совкового типа с удлиненной наклонной задней стенкой, а механизм его подъема состоит из двух гидравлических подъемников телескопического типа, расположенных внутри лонжеронов с полозьями, снабженными ребрами скольжения, и связанных штоками шарнирно с кузовом.

В результате анализа литературных источников не обнаружено идентичного выполнения предлагаемого устройства. При этом отличительные от прототипа признаки придают заявляемой совокупности новые свойства, проявляющиеся в положительном эффекте.

При выполнении кузова цельнометаллическим достигается жесткость его конструкции, простота изготовления и эксплуатации.

При изготовлении кузова совкового типа с удлиненной наклонной задней стенкой обеспечивается полная загрузка и полное его опорожнение

при разгрузке полужидких, сыпучих, кусковых и других грузов. При этом не требуется применение ручного труда для зачистки полости кузова.

При наличии двух гидравлических подъемников телескопического типа, связанных штоками шарнирно с кузовом, обеспечивается подъем кузова с наименьшими затратами времени на максимальный угол, при котором происходит сползание груза даже с наибольшим коэффициентом трения.

При расположении гидравлических подъемников внутри лонжеронов с полозьями исключается их повреждение в случае попадания между полозьев посторонних предметов при движении тракторного поезда по глубокому снежному покрову.

Снабжение полозьев ребрами скольжения предотвращает поперечный занос санного самосвального прицепа при движении по обледенелому участку дороги. В результате этого снижается вероятность попадания данного тракторного поезда в дорожно-транспортное происшествие.

В итоге при работе предлагаемого устройства достигается положительный эффект, превышающий эффект прототипа. Новая совокупность признаков заявляемого устройства, обеспечивающая получение положительного эффекта, обладает существенными отличиями.

На фигуре представлена схема санного самосвального прицепа.

Санный самосвальный прицеп содержит тяговую платформу 1, кузов 2 и механизм подъема кузова с двумя гидравлическими подъемниками 3 телескопического типа. Тяговая платформа 1 представляет собой сварную конструкцию, состоящую из двух продольных лонжеронов 4 прямоугольного сечения и поперечных брусьев 5. К внешней поверхности лонжеронов 4 приварены полозья 6, снабженные ребрами скольжения 7. Тяговая платформа 1 имеет также прицепное устройство 8. Кузов 2 выполнен цельнометаллическим совкового типа с удлиненной наклонной задней стенкой 9 и установлен задней частью шарнирно к платформе 1. Гидравлические подъемники 3 расположены внутри лонжеронов 4 и связаны штоками 10

шарнирно с кузовом 2. Механизм подъема кузова приводится в действие от гидросистемы трактора. Технологический процесс использования санного самосвального прицепа заключается в следующем.

Санный самосвальный прицеп, агрегатируемый трактором, при вывозке бесподстилочного (полужидкого) навоза загружается им при помощи скребкового наклонного транспортера во время удаления экскрементов животных из внутреннего помещения фермы. После заполнения кузова 2 прицеп, скользя полозьями 6 по снежному покрову, транспортируется трактором к месту разгрузки. При этом во время движения по ледяным участкам ребра скольжения 7, приваренные к внешней поверхности полозьев 6, внедряются в толщину льда такой дороги, в результате которой исключается занос агрегата. Прибыв на место разгрузки, тракторист устанавливает прицеп на ровной площадке и включает гидросистему трактора для разгрузки кузова 2. Кузов 2, установленный шарнирно задней частью к платформе 1, под действием двух гидравлических подъемников 3 телескопического типа поднимается передней частью и груз сползает с него назад. После опорожнения кузов 2 возвращается в исходное положение под действием собственной силы тяжести.

Экспериментальная проверка санного самосвального прицепа проводилась в ФГУП «Чистые пруды» оптыного хозяйства ФГОУ ВПО «Вятская государственная сельскохозяйственная академия» при вывозке навоза от животноводческого комплекса. Вместимость кузова 2 составляет 6,5 м 3, грузоподъемность - 6000 кг, а транспортная скорость агрегата при этом - до 11 км/ч. При разгрузке навоза максимальный угол подъема кузова 2 составляет 70°, а время его подъема - 18 сек. Габаритные размеры прицепа - 5000×2400×1600 мм, масса - 2100 кг. Применение предлагаемого санного самосвального прицепа позволяет производить вывозку навоза в зимний период на полевую площадку компостирования, исключая промежуточное хранение его на площадке прифермской территории, чем достигается снижение потерь и исключается загрязнение окружающей среды.

Экономический эффект от применения данного прицепа при транспортировке навоза в зимний период составляет 40,17 руб/т, снижение затрат труда - на 68,9%, эксплуатационных затрат - на 59,6%, капиталовложений - на 52,1%. Данный прицеп может использоваться также для перевозки песка, камней» торфа и других грузов в зимних условиях.

Преимуществом предлагаемой полезной модели в сравнении с прототипом является повышение производительности и снижение эксплуатационных затрат при перевозке различных грузов в зимних условиях.

Литература

1. Каталог тракторов, сельскохозяйственных, землеройных и мелиоративных машин, транспортных средств, машин и оборудования для механизации животноводческих ферм. - М.: Союзсельхозтехника, 1973. - с.147.

2. Игнатов В.Д. Организация перевозки грузов в колхозах и совхозах. - М.: Россельхозиздат, 1978. - с.178 - прототип.

Санный самосвальный прицеп, содержащий тяговую платформу, состоящую из двух продольных лонжеронов с полозьями, поперечных брусьев и прицепного устройства, кузов, установленный задней частью шарнирно к платформе, механизм подъема кузова, отличающийся тем, что кузов выполнен цельнометаллическим совкового типа с удлиненной наклонной задней стенкой, а механизм его подъема состоит из двух гидравлических подъемников телескопического типа, расположенных внутри лонжеронов с полозьями, снабженными ребрами скольжения, и связанных штоками шарнирно с кузовом.



 

Наверх