Транспортное средство для инвалидов

 

Транспортное средство для инвалидов, содержащие верхнюю и нижнюю полурамы, на одних концах которых имеются опорные колесные пары для перемещения по горизонтальным поверхностям, вторые концы спереди шарнирно, а сзади на качающихся рычагах соединены между собой по средством гусениц для преодоления лестничных ступеней, бордюров, подъемов и спусков. Механизм перевода транспортного средства из одного режима движения в другой состоит из вертикальных пластин в форме секторов с прорезями для упоров на верхней полураме и рычагов с подпружиненными упорами, входящими в прорези секторов и жестко закрепленных на нижней полураме. Полурамы связаны с друг с другом шарнирно с возможностью поворота вокруг главной горизонтальной оси, расположенной у вершин секторов и основания рычагов и размещенной между осями опорных колес и гусеницами. Отбор мощности осуществляется соосным зацеплением ведущих опорных колес с ведущими шкивами гусениц. Кроме того, имеется механизм «перелома» гусениц для исключения опрокидывания коляски назад на вершине лестницы и «клевка» вперед в начале лестницы. Технический результат - упрощение конструкции транспортного средства с обеспечением безопасности перемещения по ступеням лестничных маршей. 4 ил.

Полезная модель относится к креслам-коляскам для инвалидов, позволяет самостоятельно передвигаться, как по горизонтальной поверхности, так преодолевать ступени лестничных маршей.

Известно транспортное средство, преимущественно для перемещения человека по лестницам, патент РФ на изобретение 2368366, МПК А61G 5/06, 2008 г. Транспортное средство содержит кресло для размещения перемещаемого человека, раму, по крайней мере, с одной рукояткой для сопровождающе-управляющего человека, по меньшей мере, пару соосных колес, устройство обеспечения плавности спуска со ступени, механические тормоза и устройство перемещения по ступеням лестницы.

Недостатками данного решения являются конструктивная сложность, большая материалоемкость и обязательное наличие сопровождающе-управляющего человека.

Известно транспортное средство для инвалидов, патент РФ на изобретение 2306127, МПК А61G 5/06, 2005 г. Транспортное средство содержит верхнюю и нижнюю полурамы, каждая из которых снабжена опорными колесными парами для перемещения по горизонтальной поверхности и парами опорных элементов звездчатой формы для преодоления лестничных ступеней, бордюров, подъемов и спусков, Транспортное средство содержит также механизм перевода из одного режима движения в другой. Полурамы связаны друг с другом шарнирно с возможностью поворота. Транспортное средство имеет тормоз для предотвращения произвольного скатывания с лестницы. Механизм коррекции состоит из двух автономных подпружиненных рычагов. Транспортное средство снабжено опорными элементами, имеющими звездчатую форму с 3-6 лучами.

Наличие в конструкции транспортного средства опорных элементов звездчатой формы не обеспечивает безопасность и надежность перемещения по лестницам, особенно при попадании опорных элементов на разрушенную часть ступеней, а также при "перешагивании" через ступень, если они слишком узки. Кроме того, для различных габаритов транспортного средства требуется замена опорных элементов.

Известно также транспортное средство для инвалидов (патент Китая CN 2139437Y, МПК А61G 5/06, 1992 г.). Транспортное средство содержит верхнюю и нижнюю полурамы, на одних концах которых имеются опорные колесные пары для перемещения по горизонтальным поверхностям, вторые концы спереди шарнирно, а сзади на качающихся рычагах соединены между собой посредством гусениц для преодоления лестничных ступеней, бордюров, подъемов и спусков. Механизм перевода транспортного средства из одного режима движения в другой состоит из вертикальных пластин в форме секторов с прорезями для упоров на верхней полураме и рычагов с подпружиненными упорами, входящими в прорези секторов и жестко закрепленных на нижней полураме. Полурамы связаны друг с другом шарнирно с возможностью поворота вокруг главной горизонтальной оси, расположенной у вершин секторов и основания рычагов и размещенной между осями опорных колес и гусеницами.

Данное техническое решение по своему функциональному назначению и по своей технической сущности является наиболее близким к заявляемому техническому решению и принято за прототип.

Недостатки этого решения: конструктивная сложность, недостаточно обеспечена безопасность перемещения инвалида по лестничным маршам.

Задача заявленного технического решения - разработка транспортного средства для инвалидов упрощенной конструкции, которое обеспечит безопасность инвалидов при перемещении по ступеням лестничных маршей. За счет упрощения конструкции транспортного средства снижается и материалоемкость изделия.

Для решения поставленной задачи в транспортном средстве для инвалидов, содержащем верхнюю и нижнюю полурамы, на одних концах которых имеются опорные колесные пары для перемещения по горизонтальным поверхностям, при этом вторые концы спереди шарнирно, а сзади на качающихся рычагах соединены между собой по средством гусениц для преодоления лестничных ступеней, бордюров, подъемов и спусков. Полурамы связаны друг с другом шарнирно с возможностью поворота вокруг главной горизонтальной оси, расположенной у вершин секторов и основания рычагов и размещенной между осями вращения опорных колес и гусеницами. Механизм перевода транспортного средства из одного режима движения в другой выполнен в виде рычагов, жестко скрепленных, предпочтительно под прямым углом, с боковыми элементами одной из полурам, у точки расположения главной горизонтальной оси рычаги снабжены упорами, установленными с возможностью взаимодействия с криволинейной направляющей поверхностью вертикальных пластин, снабженных отверстиями и жестко скрепленных с боковыми поверхностями второй полурамы, по бокам от кресла. Упоры подпружинены вдоль продольной оси рычагов, а направляющие поверхности вертикальных пластин снабжены прорезями для фиксации в них упоров. Вертикальная пластина выполнена в форме сектора, у вершины которого выполнено отверстие для размещения главной горизонтальной оси, а противоположная вершине кромка выполнена в виде криволинейной направляющей, взаимодействующей с упором рычага. Отбор мощности осуществляется за счет зацепления выступов втулки ведущих опорных колес с ведущими шкивами гусениц. Транспортное средств дополнительно снабжено механизмом «перелома» гусениц для исключения опрокидывания коляски назад на вершине лестницы и «клевка» вперед в начале лестницы.

Новизна заявляемого технического решения обусловлена тем, что отбор мощности обеспечивается зацеплением выступов втулки ведущих опорных колес с ведущими шкивами гусениц и, кроме того, наличием механизмом «перелома» гусениц для исключения опрокидывания коляски назад на вершине лестницы и «клевка» вперед в начале лестницы.

1ехническии результат, получаемый при решении поставленной задачи, выражается в упрощении конструкции транспортного средства с обеспечением безопасности перемещения по ступеням лестничных маршей.

В заявленном транспортном средстве для инвалидов общими признаками для него и для его прототипа являются:

- наличие верхней и нижней полурам;

- наличие на одних концах полурам опорных колесных пар для перемещения по горизонтальным поверхностям, при этом вторые концы спереди шарнирно, а сзади на качающихся рычагах соединены между собой посредством гусениц для преодоления лестничных ступеней, бордюров, подъемов и спусков;

- механизм перевода транспортного средства из одного режима движения в другой, состоящий из вертикальных пластин в форме секторов с прорезями для упоров на верхней полураме и рычагов с подпружиненными упорами, входящими в прорези секторов и жестко закрепленных на нижней полураме;

- полурамы связаны друг с другом шарнирно с возможностью поворота вокруг главной горизонтальной оси, расположенной у вершин секторов и основания рычагов и размещенной между осями опорных колес и гусеницами.

Сопоставительный анализ заявляемого технического решения и прототипа показывает, что первое имеет в отличие от прототипа следующие существенные признаки:

- отбор мощности осуществляется соосным зацеплением ведущих опорных колес с ведущими шкивами гусениц;

- наличие механизма «перелома» гусениц.

Совокупность существенных признаков заявленной полезной модели имеет причинно-следственную связь с достигаемым техническим результатом. Заявляемое техническое решение обладает новизной и промышленно применимо.

Сущность полезной модели поясняется чертежами, где на фиг.1 показан вид устройства сбоку при движении на колесах; на фиг.2 показан вид устройства с боку при движении на гусеницах; на фиг.3 - вид верхней полурамы, снабженной креслом; на фиг.4 - вид нижней полурамы.

На чертежах показаны: верхняя полурама 1, нижняя полурама 2, вертикальные пластины 3, каждая из которых выполнена в форме сектора, рычаги 4, выполненные в виде рукояток и снабжены кнопками 5 нажимных рычажных механизмов, прорези 6, выполненные на искривленных кромках секторов, главная горизонтальная ось 7, ведущая колесная пара 8, кольцеобразные элементы 9, втулки 10 ведущих колес, одетые на оси «для каждого колеса своя ось», ведомая колесная пара 11, качающиеся рычаги 12, упоры 13, шестерня 14, зубья гусеницы 15, гусеница 16, ведущий шкив гусеницы 17, шарнир 18.

При этом верхняя полурама 1 снабжена ведомой колесной парой 11, каждое из колес которой является поворотным. У колена полурамы 1 по обеим сторонам от кресла закреплены вертикальные пластины 3, у вершины которой выполнено отверстие для размещения главной горизонтальной оси 7, а противоположная вершине кромка криволинейна и снабжена прорезями 6. Нижняя полурама 2 снабжена ведущей колесной парой 8, на заднем углу полурамы 2 шарнирно закреплены качающиеся рычаги 12, а на переднем конце полурамы 2 размещен шарнир 18, соединяющий полураму 2 с гусеницами 16. К ободам колес ведущей колесной пары 8, соосно с ними с внешней стороны транспортного средства прикреплены кольцеобразные элементы 9, воздействуя на которые человек придает вращение ведущей колесной паре 8. Продольные ребра полурамы 1 имеют прямолинейную форму. К продольным ребрам полуоси перпендикулярно им, у точки расположения главной горизонтальной оси 7 жестко прикреплены рычаги 4, снабженные упорами 13, установленными с возможностью взаимодействия с криволенейнной направляющей поверхностью вертикальных пластин 3. Когда транспортное средство находится в сборе, т.е. полурамы 1 и 2 шарнирно скреплены друг с другом посредством главной горизонтальной оси 7, пропущенной через отверстия в ребрах полурам и вертикальных пластинах 3. Упоры 13 подпружинены вдоль продольной оси рычагов 4, а искривленные ребра секторов снабжены прорезями 6 для фиксации в них упоров 13. Свободные концы, рычагов 4 выполнены в виде рукояток и снабжены кнопками 5 нажимных рычажных механизмов, обеспечивающих «выключение» подпружиненности упоров 13 и их извлечение из прорезей 6.

Заявленное транспортное средство для инвалидов работает следующим образом.

Движение по плоской поверхности. Упоры 13 рычагов 4 нижних полурам 2 фиксированы в задних прорезях 6 секторов 3 верхних полурам 1, при этом гусеницы 16 не контактируют с опорной поверхностью и коляска опирается на колеса - ведущие 8 и ведомые 11 неуправляемые и свободно вращающиеся вокруг вертикальных осей. Поворот осуществляется за счет разности усилий, прикладываемых к ободам 9.

Движение по лестнице. Для изменения режима движения инвалид слегка подтягивает рычаги 4 к себе (для ослабления давления прорезей 6 на упоры 13) и, нажимая на кнопки 5, высвобождает упоры 13 из прорезей 6. Затем отдает рычаги 4 от себя до защелкивания упоров 13 в передних прорезях 6, предварительно отпустив кнопки 5. Коляска опирается на гусеницы 16, а колеса ведущей пары 8 и ведомой пары 11 приподнимаются над опорной поверхностью. Одновременно выступы втулки 10 колес ведущей пары 8 приходят в зацепление с выступами ведущего шкива гусеницы 17. Вращая колеса ведущей пары 8 за ободы 9, инвалид без особых усилий получает возможность передвигаться по лестнице. Подъем по лестнице совершается спиной вперед. Преодолев ступени, инвалид слегка отдает рычаги 4 от себя (для ослабляя давление прорези на упоры), нажимает на кнопки 5, тем самым высвобождая упоры 13 из прорезей 6, а затем притягивает их к себе до защелкивания упоров 13 в задних прорезях 6 секторов 3, предварительно отпустив кнопки 5. Коляска опирается на колеса ведущей пары 8 и на колеса ведомой пары 11, гусеницы 16 поднимаются, втулки 10 колес ведущей пары 8 расцепляются с ведущими шкивами 17 гусениц 16.

Таким образом, разработано транспортное средство для инвалидов с использованием соосного зацеплением колес ведущей пары с ведущими шкивами гусениц. Более простая конструкция транспортного средства позволяет увеличить выпуск транспортных средств для инвалидов с обеспечением безопасности перемещения по ступеням лестничных маршей.

Транспортное средство для инвалидов, содержащее верхнюю и нижнюю полурамы, на одних концах которых имеются опорные колесные пары для перемещения по горизонтальным поверхностям, при этом вторые концы спереди шарнирно, а сзади на качающихся рычагах соединены между собой посредством гусениц для преодоления лестничных ступеней, бордюров, подъемов и спусков, механизм перевода транспортного средства из одного режима движения в другой, состоящий из вертикальных пластин в форме секторов с прорезями для упоров на верхней полураме и рычагов с подпружиненными упорами, входящими в прорези секторов и жестко закрепленными на нижней полураме, при этом полурамы связаны друг с другом шарнирно с возможностью поворота вокруг главной горизонтальной оси, расположенной у вершин секторов и основания рычагов, размещенной между осями опорных колес и гусеницами, отличающееся тем, что отбор мощности осуществляется соосным зацеплением ведущих опорных колес с ведущими шкивами гусениц, кроме того, транспортное средство дополнительно снабжено механизмом «перелома» гусениц.



 

Похожие патенты:

Технический результат улучшение технико-эксплуатационных характеристик инвалидной коляски-подъемника за счет обеспечения возможности надежной ее фиксации на эскалаторной или стационарной лестнице в положении устойчивого равновесия без ассистента на время подъема и/или спуска, и амортизации динамических воздействий со стороны лестницы

Пандус // 76044
Наверх