Шина транспортного средства повышенной проходимости

 

Полезная модель относится к области транспортного машиностроения и может быть использовано преимущественно при создании колесных движителей для транспортных средств повышенной проходимости. Одной из проблем создания высокопроходимых движителей используемых, например, в сельском хозяйстве является проблема создания шины колеса, к которой предъявляется противоречивые требования. С одной стороны она должна минимальным образом взаимодействовать на почвенно-растительном покрове, чтобы не травмировать посевы, а с другой - сцепление должно быть достаточно надежным, чтобы нести (или тянуть) сельхозоборудование и обеспечивать его функционирование. Целью предлагаемой полезной модели является повышение проходимости транспортного средства при снижении травмирования им почвенно-растительного слоя при движении по сельскохозяйственным посевам. Указанная цель достигается тем, что в известном техническом решении, содержащем рабочую поверхность, выполненную в виде центральной и двух симметричных периферийных зон, причем в центре центральной зоны расположена направляющая беговая дорожка, от которой к ее периферии отходят периферийные почвозацепы, которые в периферийных зонах расположены под прямым углом к беговой дорожке, согласно полезной модели, к периферийным почвозацепам примыкают клиновидные почвозацепы боковины длиной в 2-8 раз превышающие высоту периферийных, а минимальная высота клина которых равна 0,1-0,9 их первоначальной высоты, причем угол наклона почвозацепов боковины относительно диаметра шины находится в пределах 1-15 градусов, 1 нзпф, 1 илл.

Полезная модель относится к области транспортного машиностроения и может быть использовано преимущественно при создании колесных движителей для транспортных средств повышенной проходимости.

Одной из проблем создания высокопроходимых движителей используемых, например, в сельском хозяйстве является проблема создания шины колеса, к которой предъявляется противоречивые требования. С одной стороны она должна минимальным образом взаимодействовать на почвенно-растительный покров, чтобы не травмировать посевы, а с другой - сцепление должно быть достаточно надежным, чтобы нести (или тянуть) сельхозоборудование и обеспечивать его функционирование.

Известно техническое решение, используемое на транспортных средствах повышенной проходимости в т.ч. и вездеходах (см. патент РФ 2402560, кл. МПК B62D 61/100, 1995).

Недостатком данного устройства является недостаточная проходимость при движении по грунтам с несущей способностью менее 0,05 МПа.

Известно техническое решение (см. патент РФ 2122504, МПК B62D 57/00, публ. 27.11.1998) - пневматическая шина с шириной профиля превышающей его высоту, содержащая боковые стенки, беговую часть и борта. Внутреннее давление в шине составляет 0,005-0,05 МПа.

Недостатком известного решения является значительная деформация поверхности почвенно-растительного слоя в связи со значительной деформацией грунта и образованием колеи при движении.

Известно техническое решение (см. патент РФ на изобретение 2399499, кл. В60С 11/00, от 02.07.2009 г. - прототип.) - содержащее рабочую поверхность выполненную в виде центральной и двух симметричных периферийных зон, причем в центре центральной зоны расположена направляющая беговая дорожка, от которой к ее периферии отходят периферийные почвозацепы, которые в периферийных зонах расположены под прямым углом к беговой дорожке.

Недостатком известного технического решения является недостаточно надежное сцепление с грунтом, что снижает проходимость транспортного средства. Кроме того, его использование при сельхоз работах на полях может приводить к значительным деформациям, как шины, так и грунта и повреждению почвенно-растительного слоя.

Целью предлагаемой полезной модели является устранение указанных недостатков, а именно повышение проходимости транспортного средства при снижении травмирования им почвенно-растительного слоя при движении по сельскохозяйственным посевам.

Указанная цель достигается тем, что в известном техническом решении, содержащем рабочую поверхность, выполненную в виде центральной и двух симметричных периферийных зон, причем в центре центральной зоны расположена направляющая беговая дорожка, от которой к ее периферии отходят периферийные почвозацепы, которые в периферийных зонах расположены под прямым углом к беговой дорожке, согласно полезной модели, к периферийным почвозацепам примыкают клиновидные почвозацепы боковины длиной в 2-8 раз превышающие высоту периферийных, а минимальная высота клина которых равна 0,1-0,9 их первоначальной высоты, причем угол наклона почвозацепов боковины относительно диаметра шины находится в пределах 1-15 градусов.

Указанная совокупность признаков проявляет новые свойства, заключающиеся в том, что благодаря вышеуказанному выполнению протектора шины возрастает общее сцепление колеса с почвой, а травмирование почвенно-растительного слоя снижается даже при движении транспортного средства на значительных скоростях. Предлагаемое техническое решение представлено на фиг.1, где:

1 - протектор;

2 - шина;

3 - рабочая поверхность;

4 - выступы рабочей поверхности;

5 - впадины рабочей поверхности;

6 - центральная зона рабочей поверхности;

7 - направляющая беговая дорожка;

8 - периферийная зона рабочей поверхности;

9 - почвозацепы;

10 - почвозацепы боковины;

- угол наклона почвозацепов боковины.

Протектор 1 является той составляющей шины 2, поверхность которой непосредственно контактирует с грунтом при движении транспортного средства. Протектор 1 включает рабочую поверхность 3 с выступами 4 и впадинами 5. В центральной зоне рабочей поверхности 6 расположена направляющая беговая дорожка 7. С центральной зоной 6 контактируют две периферийные зоны 8. От беговой дорожки 7 к периферийным зонам 8 отходят под углом 50° почвозацепы 9, которые в периферийных зонах 8 расположены под прямым углом к беговой дорожке 7. К периферийным почвозацепам 9 примыкают клиновидные почвозацепы боковины 10, длиной в 7 раз превышающие высоту периферийных, а минимальная высота клина которых равна 0,25 их первоначальной высоты, причем угол наклона а почвозацепов боковины 10 относительно диаметра шины равен 10 градусам.

Беговая дорожка 7 выполнена в виде последовательности прямоугольных параллелепипедов.

После монтажа шины с протектором 1 на транспортное средство, оно готово к движению в т.ч. и по сельхозхозяйственным угодьям. При движении по полю, рабочая поверхность 3 протектора 1 шины 2 контактирует с почвенно-растительным слоем. При этом прямолинейная устойчивость и управляемость транспортного средства обеспечивается за счет наличия центральной зоны 6 рабочей поверхности протектора, а именно - направляющей беговой дорожке 7 выполненной в виде прямоугольных параллелепипедов.

Улучшение тягово-сцепных качеств достигается за счет применения почвозацепов, которые отходят от беговой дорожке 7 под углом 50°, а в периферийных зонах 8 расположены под прямым углом к ней, причем поскольку к периферийным почвозацепам 9 примыкают клиновидные почвозацепы боковины 10 длиной в 2-8 раз превышающие высоту периферийных, а минимальная высота клина которых, равна 0,1-0,9 их первоначальной высоты, причем угол наклона почвозацепов боковины 10 относительно диаметра шины находится в пределах 1-15 градусов, то шина при нагрузке не подвергается гофрированию, неизбежно возникающему при отсутствии почвозацепов боковины 10. Кроме того, в данном случае, наряду с удовлетворительными тягово-сцепными качествами происходит минимальное травмирование почво-растительного слоя, что повышает экологичность эксплуатации транспортного устройства.

Таким образом, использование предлагаемого технического решения позволит повысить проходимость транспортного средства и снизить травмирование почвенно-растительного слоя при его движении и тем самым повысить его экологичность.

Шина транспортного средства повышенной проходимости, содержащая рабочую поверхность, выполненную в виде центральной и двух симметричных периферийных зон, причем в центре центральной зоны расположена направляющая беговая дорожка, от которой к ее периферии отходят периферийные почвозацепы, отличающаяся тем, что к периферийным почвозацепам примыкают клиновидные почвозацепы боковины, длиной в 2-8 раз превышающие высоту периферийных, а минимальная высота клина которых равна 0,1-0,9 их первоначальной высоты, причем угол наклона почвозацепов боковины относительно диаметра шины находится в пределах 1-15°.



 

Наверх