Подшипниковый узел

 

Предлагаемая полезная модель предназначена для применения в подшипниковых узлах со встроенными устройствами подпитки подшипников качения жидкой смазкой. Предлагаемое устройство снабжено центробежной крыльчаткой, всасывающий и нагнетательный участки которой сообщаются с выполненными на обойме отверстиями. За счет создаваемого центробежной крыльчаткой перепада давлений масло из отверстий обоймы поступает в виде воздушно-масляной смеси через лопаточный аппарат в объем между подшипником и обоймой. При этом осуществляется подпитка подшипника и частичный возврат масла в подпитывающее устройство через специальные отверстия в ней. Крыльчатка обеспечивает также снижение температуры в герметизированном объеме подшипникового узла за счет улучшения теплопередачи.

Предлагаемая полезная модель относится к области общего машиностроения и предназначена для применения в подшипниковых узлах со встроенными устройствами подпитки подшипников качения жидкой смазкой.

Известны подшипниковые узлы, в которых подшипники качения заполняют консистентной смазкой, а подпитку осуществляют жидкой дисперсионной средой, из которой приготовлена консистентная смазка, или приборным маслом, имеющим ту же природу, что и дисперсионная среда консистентной смазки [1]. Срок службы консистентной смазки увеличивается за счет образования зоны повышенного давления паров масла в области подшипника [2].

Известен также подшипниковый узел с герметизированной полостью подшипника качения, заполненной консистентной смазкой. В герметизированной полости рядом с подшипником установлена полая кольцевая перфорированная со стороны подшипника и охватывающая вал обойма, заполненная пористым материалом, пропитанным маслом. При работе электродвигателя пары масла через отверстия обоймы поступают в подшипник с интенсивностью, определяемой степенью нагрева узла [3].

Данное техническое решение наиболее близко по сущности к предлагаемой полезной модели.

Целью предлагаемого устройства является увеличение срока службы консистентной смазки и подшипникового узла.

Предлагаемое устройство снабжено центробежной крыльчаткой, обеспечивающей поступление жидкой смазки в полость подшипника уже в процессе пуска электродвигателя, независимо от степени нагрева узла. Интенсификация процесса подпитки с помощью крыльчатки способствует увеличению срока службы консистентной смазки и повышает долговечность подшипникового узла.

На фиг. показан пример возможного исполнения предлагаемого подшипникового узла.

Узел содержит корпус 1, подшипник 2 с консистентной смазкой, наружное кольцо 3 которого установлено в корпусе, а внутреннее кольцо 4 - на валу 5, и обойму 6 с пористым, или фитильным, материалом 7, пропитанным жидким маслом, входящим в состав консистентной смазки.

Между подшипником 2 и обоймой 6 размещена крыльчатка 8, закрепленная на втулке 9, поджимающей внутреннее кольцо подшипника. На уровне входа в радиальный лопаточный аппарат крыльчатки расположены по кругу ряд отверстий 10 обоймы, а на уровне выхода - ряд отверстий 11. При использовании в качестве пористого материала фитиля намотка шнура начинается от отверстий 10 и заканчивается у отверстий 11.

Объем подшипникового узла герметизирован от окружающего пространства с помощью беззазорных наборных кромочных уплотнений 12 и 13 во фланцах 14 и 15. Прилегающая к подшипнику полость фланца 14 заполнена консистентной смазкой. Фланец 15, конструктивно объединенный с обоймой 6, образует с втулкой 9 кольцевое щелевое уплотнения 16.

Всасывающие и нагнетательные участки крыльчатки разделены лабиринтным уплотнением 17.

Устройство подпитки работает следующим образом.

За счет создаваемого вращающейся крыльчаткой перепада давлений жидкое масло из обоймы 6 через отверстия 10 в виде капель поступает на лопаточный аппарат, из которого выбрасывается в виде капельно-воздушной смеси в объем между подшипником 2 и обоймой 6, тем самым обеспечивается подпитка подшипника. Перемешивание воздуха способствует улучшенному охлаждению подшипника, что наряду с подпиткой увеличивает срок службы консистентной смазки.

Благодаря повышенному давлению капельно-воздушной смеси часть масла поглощается пористым материалом через отверстия 11 в обойме 6, поддерживая таким образом режим непрерывного капиллярного движения жидкости от отверстий всасывания 11 до отверстий истечения 10.

Преимущества предлагаемого устройства:

- избыточное давление, создаваемое крыльчаткой в полости подшипника, снижает испарение жидкой фракции из консистентной смазки;

- повышенное давление капельно-воздушной смеси масла обеспечивает частичный возврат масла в пористый материал обоймы, поэтому срок службы подпиточного устройства существенно увеличен;

- крыльчатка обеспечивает снижение температуры в герметизированном объеме подшипникового узла за счет улучшенной теплопередачи на корпус.

Литература:

1. Приборные шариковые подшипники. Справочник под ред. К.Н.Явленского и др. - М.: Машиностроение 1981 г. - 351 с.

2. Г.А.Веркович. Узлы подпитки шарикоподшипников смазкой для электрических машин малой мощности. Труды ЛИАП, 1971, вып.73, с.117-121

3. «Подшипниковый узел». Авт. свид. СССР, 303459, 1971, Бюл. 16.

Подшипниковый узел с герметизированной полостью подшипника, заполненной консистентной смазкой, и обоймой с пористым материалом, пропитанным маслом, являющимся жидкой средой консистентной смазки, отличающийся тем, что между подшипником и обоймой размещена центробежная крыльчатка, всасывающий и нагнетательный участки которой разделены лабиринтным уплотнителем со стороны обоймы, перфорированной двумя концентричными рядами отверстий, расположенными напротив участков всасывания и нагнетания крыльчатки.



 

Наверх