Устройство для защиты агрегатов транспортного средства

 

Полезная модель относится к автомобильному транспорту, а именно к устройствам защиты от повреждений агрегатов, например, топливных баков большегрузных транспортных средств, эксплуатирующихся преимущественно в тяжелых дорожных условиях и перевозящих опасные грузы. Устройство для защиты агрегатов транспортного средства содержит кронштейны с элементами их крепления к транспортному средству, поддон, прикрепленный к кронштейнам. Каждый кронштейн выполнен в виде рамы замкнутой формы, причем устройство оснащено боковыми защитными панелями, прикрепленными к боковым сторонам кронштейнов, лицевой защитной панелью, прикрепленной к кронштейнам, а поддон выполнен в виде каркаса, к которому прикреплена сетчатая решетка, причем боковые и лицевая защитные панели, а также поддон, прикреплены к кронштейнам с возможностью съема, на каждом кронштейне имеется как минимум, одно ребро жесткости, а на лицевой панели выполнены два отогнутых участка. 3 з.п. ф-лы, 2 илл.

Полезная модель относится к автомобильному транспорту, а именно к устройствам защиты от повреждений агрегатов, например, топливных баков большегрузных транспортных средств, эксплуатирующихся преимущественно в тяжелых дорожных условиях и перевозящих опасные грузы.

В результате исследования уровня техники установлено, что конструкции устройств защиты агрегатов транспортных средств от ударных нагрузок не отличаются большим разнообразием. Как правило, они выполняются в виде профилированных металлических листов-поддонов или панелей, закрывающих агрегаты транспортного средства, имеющих элементы жесткости и прикрепляемых посредством кронштейнов к транспортному средству, (см., например, патенты РФ на изобретения /2325297, 2260539, 2140371, патенты РФ на полезные модели /89059, 61240, 52379, 2792 и др.).

Так известен защитный поддон для силового агрегата автомобиля, содержащий панель с элементами жесткости, вентиляционными и технологическими окнами, элементы крепления панели к автомобилю и жесткую накладную металлическую пластину, прикрепленную к панели под картером двигателя силового агрегата для повышения надежности его защиты. (см. патент СССР N 1704621, кл. В62D 25/20, 1989).

В результате анализа конструкции известного устройства необходимо отметить, что панель имеет сложную пространственную конфигурацию, что усложняет технологию его изготовления, особенно, если агрегат имеет большие размеры или выступающие элементы, поддон подвержен короблению, кроме того, он обеспечивает защиту агрегата только снизу и не обеспечивает защиту от боковых ударов, что значительно уменьшает эффективность его использования.

Известен поддон для защиты картера автомобиля, содержащий две скрепленные друг с другом металлические пластины, на которых установлены термостойкие амортизаторы и элементы крепления к автомобилю, на пластинах выполнены отверстия для доступа к сливному отверстию в картере и вентиляции.

Поддон устанавливают в стандартные места крепления находящиеся на кузове автомобиля. При наезде на препятствие поддон принимает нагрузку на металлические пластины, не позволяя деформироваться картеру автомобиля. Термостойкие амортизаторы поддона для защиты картера автомобиля не позволяют металлическим пластинам при сильном ударе и деформации повредить картер автомобиля, смягчая удар.

(см. патент РФ на полезную модель РФ 61240, кл. B62D 25/20, 2007 г.)

В результате анализ данного защитного устройства необходимо отметить, что он обеспечивает защиту только с одной стороны - со стороны днища и не обеспечивает защиты агрегатов автомобиля с их боковых сторон. Кроме того, конструкция данного поддона не отличается жесткостью, что не гарантирует надежной защиты.

Известно устройство для защиты бензобака автомобиля от повреждений, содержащее защитную панель с кронштейнами. В кронштейнах выполнены отверстия для крепления панели к транспортному средству. В панели выполнены отверстия для обеспечения доступа к агрегатам автомобиля и вентиляции.

(см. патент РФ на полезную модель 2792, кл. B62D 25/20, 1996 г.).

В результате анализа данного устройства необходимо отметить, что оно, как и приведенные выше, обладает невысокой жесткостью, обеспечивает защиту бензобака только снизу, что значительно снижает эффективность использования данного устройства.

Известен защитный поддон для силового агрегата автомобиля, содержащий панель из синтетического материала, в частности, стеклопластика "кевлар" с кронштейнами для крепления панели к автомобилю и жесткую накладную пластину из прочного износостойкого материала, в частности стали, съемно прикрепленную к панели под картером двигателя. Таким образом, поддон представляет собой составную комбинированную конструкцию. При этом пластина расположена под панелью и полностью экранирует подлежащую защите часть силового агрегата автомобиля.

Панель в зоне сопряжения с пластиной имеет окно. В панели предусмотрены вентиляционные и технологические окна. В пластине также предусмотрено по крайней мере, одно технологическое окно для безразборного доступа к сливной пробке картера двигателя. В ней могут быть выполнены вентиляционные отверстия. Пластина выполнена профилированной, с положительным лобовым углом атаки, т.е. с загнутым вверх передним концом. На ее поверхность нанесено износостойкое покрытие.

Панель имеет корытообразную форму и оснащена элементами жесткости в виде периферийной отбортовки.

Места расположения отверстий и др. посадочных мест под элементы крепления панели соответствуют штатным для каждой марки автомобиля.

Поддон монтируют на автомобиле посредством элементов крепления на силовых элементах автомобиля.

При наезде автомобиля на профильное препятствие ударные и касательные нагрузки воспринимаются наиболее изностойкой частью поддона - его пластиной. Деформация поддона происходит в пределах зазора между пластиной и картером двигателя. Нагрузки на пластину передаются панели и за счет ее высокой жесткости, усиленной отбортовкой, достаточно равномерно распределяются по ее местам крепления.

Вентиляционные окна обеспечивают свободу конвективного теплообмена между силовым агрегатом и двигательным отсеком в целом и окружающей средой. (см. патент РФ 2140371, кл. B62D 25/20, 1999 г.) - наиболее близкий аналог.

В результате анализа данного устройства необходимо отметить, что его использование позволяет обеспечить довольно надежную защиту агрегатов автомобиля и оснастить им автомобили зарубежного производства, используемые в условиях малопроходимых дорог, особенно дорогих марок с большой колесной базой. Однако оно пригодно только для защиты небольших по размерам агрегатов, так как вытяжка панели для придания ей корытообразной формы весьма сложна технологически и требует использования материалов с довольно большим пределом текучести и незначительной толщины, то есть, пониженной прочности, что не позволяет осуществлять надежную защиту агрегатов. Кроме того, при использовании данного устройства затруднено удаление загрязнений из полости между панелью и защищаемой ей агрегатом автомобиля.

Задачей настоящей полезной модели является разработка устройства для защиты агрегатов транспортного средства, обеспечивающего надежную защиту агрегата как снизу, так с боковых и лицевой его сторон, исключающего скопление пыли и грязи, а также паров топлива в местах защиты, имеющего небольшой вес и легко монтируемого на транспортное средство, а также обладающего высокой ремонтопригодностью.

Поставленная задача обеспечивается тем, что в устройстве для защиты агрегатов транспортного средства, содержащем кронштейны с элементами их крепления к транспортному средству, поддон, прикрепленный к кронштейнам, новым является то, что каждый кронштейн выполнен в виде рамы замкнутой формы, причем устройство оснащено боковыми защитными панелями, прикрепленными к боковым сторонам кронштейнов, лицевой защитной панелью, прикрепленной к кронштейнам, а поддон выполнен в виде каркаса, к которому прикреплена сетчатая решетка, причем боковые и лицевая защитные панели, а также поддон, могут быть прикреплены к кронштейнам с возможностью съема, а на каждом кронштейне может быть выполнено как минимум, одно ребро жесткости, на лицевой панели могут быть выполнены два отогнутых участка.

Сущность заявленной полезной модели поясняется графическими материалами, на которых:

на фиг.1 - устройство защиты агрегатов транспортного средства, общий вид;

на фиг.2 - устройство в раздеталированном виде.

Устройство для защиты агрегатов транспортного средства содержит два кронштейна 1 и 2, каждый из которых выполнен в виде рамы замкнутой формы. Кронштейны выполняются, как правило из уголков или профиля квадратной или прямоугольной формы, неразъемно соединенных друг с другом, например, сваркой. К каждому кронштейну прикреплен (приварен) элемент для крепления устройства к транспортному средству, например, пластина 3 с отверстиями под крепежные элементы (позицией не обозначены) для крепления устройства на транспортном средстве. Для повышения жесткости кронштейнов они могут иметь, как минимум, одно ребро жесткости 4. Все элементы кронштейнов выполняются, как правило, из стали.

По одной из боковых сторон к каждому кронштейну прикреплена боковая защитная панель 5. К кронштейнам также прикреплена лицевая защитная панель 6. Боковые и лицевая панели выполнены в виде листов из металла, например, алюминия (рифленого алюминиевого листа типа «Квинтет»). Наиболее целесообразно лицевую панель выполнять корытообразной формы, для чего на панели могут быть образованы отогнутые участки «а» и «б». Это повышает жесткость панели. На лицевой панели могут быть образованы ребра жесткости (не показаны). На верхнем (в плоскости чертежа) отогнутом участке «а» имеется технологический вырез «с» для горловины топливного бака. Боковые панели 5 и лицевая защитная панель 6 могут быть прикреплены к кронштейнам различным известным образом, например, сваркой. Наиболее целесообразно панели крепить к кронштейнам с возможностью съема, например, посредством винтов 7. Это облегчает монтаж устройства на транспортное средство и позволяет заменять панели в случае их повреждения. В принципе, установка панелей на кронштейны может быть осуществлена посредством замковых элементов.

К нижней части кронштейнов прикреплен поддон 8. Поддон представляет собой каркас «д», выполненный сварным из профилей, например, из уголка. К каркасу прикреплена, например, сваркой, сетчатая решетка «е». Для обеспечения крепления к кронштейнам на каркасе закреплены, например, сваркой планки 9 с проушинами (позициями не обозначены) под винты, которые при установке поддона заводятся в проушины и ввинчиваются в отверстия (не обозначены) кронштейнов. Наличие сетчатого поддона обеспечивает удаление грязи из пространства между внутренними стенками панелей и агрегатом транспортного средства, защищаемого устройством и предотвращает скопление взрывоопасных газов.

Функционирование устройства рассмотрим на примере его использования для защиты топливного бака большегрузного автомобиля.

Технология установки устройства на транспортное средство может быть различной.

Так устройство может быть полностью собрано и установлено таким образом, чтобы топливный бак находился в полости, образованной боковыми, лицевой защитными панелями и поддоном. Крепление устройства осуществляется к раме автомобиля крепежными элементами, пропускаемыми через отверстия пластин 3 и штатные отверстия рамы автомобиля.

Устройство может быть собрано непосредственно на транспортном средстве. Для этого, сначала к раме транспортного средства крепят кронштейны 1 и 2, после чего к боковым поверхностям кронштейнов прикрепляют боковые защитные панели 5, крепят лицевую защитную панель 6 и поддон 8.

Устройство закрывает и надежно защищает топливный бак от механических воздействий с лицевой и боковых сторон, а также снизу.

Ударные нагрузки воспринимаются панелями или поддоном, а также кронштейнами, которые имеют достаточно высокую жесткость. Деформированные в результате воздействия ударных нагрузок панели и поддон легко могут быть заменены на новые.

1. Устройство для защиты агрегатов транспортного средства, содержащее кронштейны с элементами их крепления к транспортному средству, поддон, прикрепленный к кронштейнам, отличающееся тем, что каждый кронштейн выполнен в виде рамы замкнутой формы, причем устройство оснащено боковыми защитными панелями, прикрепленными к боковым сторонам кронштейнов, лицевой защитной панелью, прикрепленной к кронштейнам, а поддон выполнен в виде каркаса, к которому прикреплена сетчатая решетка.

2. Устройство для защиты агрегатов транспортного средства по п.1, отличающееся тем, что боковые и лицевая защитные панели, а также поддон прикреплены к кронштейнам с возможностью съема.

3. Устройство для защиты агрегатов транспортного средства по п.1, отличающееся тем, что на каждом кронштейне имеется как минимум одно ребро жесткости.

4. Устройство для защиты агрегатов транспортного средства по п.1, отличающееся тем, что на лицевой панели выполнены два отогнутых участка.



 

Наверх