Кузов-фургон транспортного средства

 

Устройство относится к транспортному машиностроению, а именно к конструкции механизма раскрытия и закрытия створок фургона, устанавливаемого, как правило, на шасси автомобиля.

Кузов-фургон, содержащий основание (18), крышу (8) и вертикальные стенки, между которыми размещен хотя бы один раскладывающийся борт, продольно разделенный на нижнюю (7) и верхнюю (1) части. Нижняя часть (7) раскладывающего борта шарнирно закреплена на основании (18) фургона и откидывается вниз. Верхняя часть (1) борта связана с нижней (7) посредством шарнирно-рычажного механизма, и выполнена поднимающейся вверх с возможностью поворота вокруг своей продольной оси с одновременным перемещением под крышу (8) фургона. Нижняя (7) и верхняя (1) части борта имеют кинематическую связь с вертикальными элементами фургона, с образованием плоского рычажного механизма опорные рычаги (5) которого через шарнир (14) закреплены в вертикальных элементах фургона. Опорные рычаги (5) связывают между собой тяги (6) нижнего и коромысла (3) верхнего бортов. Коромысла (3) механизма также связаны с вертикальными элементами фургона посредством рычагов коромысел (2).

Заявляемая полезная модель относится к транспортному машиностроению, а именно к конструкции механизма раскрытия и закрытия створок фургона, устанавливаемого, как правило, на шасси автомобиля.

Известна конструкция кузова-фургона с раскрывающимися стенками при помощи тросовой системы с приводом от ручной лебедки /Якобашвили A.M. и др. Специализированный подвижной состав для грузовых автомобильных перевозок, М., Транспорт, 1979, с.241, рис.115/. Такая конструкция обеспечивает удобство проведения погрузочно-разгрузочных работ, однако отличается сложным и неудобным в работе механизмом привода.

Известна также конструкция автофургона фирмы «Moeyerons» (Германия), нижняя и верхняя части боковых бортов которого раскрываются соответственно вниз и вверх с помощью рычажно-реечно-шестеренчатого механизма привода. Механизм обеспечивает необходимую кинематику движения бортов, относительное равновесие системы «борта-механизм» при различных положениях бортов и управление ими усилием рук. Однако такой механизм достаточно сложен в изготовлении ввиду большого количества деталей, различных по технологии изготовления.

Известна также конструкция кузова - фургона (Патент РФ на полезную модель 70489) содержащая раскладывающийся борт, который раскрывается посредством шарнирно-рычажного механизма с образованием кривошипно-ползунных механизмов, ползуны которых размещены в вертикальных элементах фургона. Указанная конструкция также имеет ряд недостатков выявленных при эксплуатации: заклинивание и перекосы бортов при закрывании.

Наиболее близким является конструкция кузова-фургона фирмы «Автодизайн» (Патент РФ на полезную модель 91034), содержащая, связанные между собой силовым каркасом основание, крышу и вертикальные стенки, между которыми размещен раскладывающийся борт, продольно разделенный на нижнюю и верхнюю части, первая из которых откидывается вниз, а вторая выполнена поднимающейся вверх с образованием кривошипно-ползунных механизмов, крепление шарнира рычага-коромысла каждого механизма расположено на вертикальных элементах фургона выше верхнего положения ползуна.

Данная конструкция выбрана за прототип.

Прототипу присущи следующие недостатки. Во-первых, недостаточная надежность, обусловленная наличием перемещающего ползуна, и как следствие возможность его заклинивания и обрыва коромысла и рычага коромысла. Кроме того, механизм ползуна для снижения коэффициента трения требует частого ухода и смазки трущихся частей, что приводит к загрязнению внутренней поверхности раскладывающего борта.

Заявляемая полезная модель решает задачу по созданию кузова-фургона транспортного средства, лишенного указанных недостатков.

Для решения поставленной задачи предлагается кузов-фургон, содержащий основание, крышу и вертикальные стенки, между которыми размещен хотя бы один раскладывающийся борт, продольно разделенный на нижнюю и верхнюю створки, при этом нижняя створка шарнирно закреплена на основании фургона и откидывается вниз, верхняя связана с нижней с по меньшей мере, одним рычажным механизмом и выполнена поднимающейся вверх с возможностью поворота вокруг своей продольной оси с одновременным перемещением под крышу.

Отличительной особенностью предлагаемого кузова-фургона является то, что обе створки борта имеют кинематическую связь с вертикальными элементами фургона, опорный рычаг и рычаг коромысла каждого рычажного механизма шарнирно закреплены в вертикальных элементах фургона и связывают между собой тяги нижнего и коромысло верхнего бортов, при этом коромысло и тяга имеют общий подвижный шарнир, размещенный в опорном рычаге. Кроме того, рычажный механизм оборудован амортизатором и пружиной. Выполнение кузова-фургона с указанными признаками позволяет упростить механизм, исключить из механизма открывания ползун, уменьшить коэффициент трения, снизить вероятность заклинивания и возможность обрыва деталей механизма. Таким образом, достигается технический результат.

На прилагаемом чертеже представлено заявляемое устройство в полуоткрытом положении, где 1 - верхняя створка, 2 - рычаг коромысла, 3 - коромысло, 4 - шарнир верхней створки, 5 - рычаг опорный, 6 - тяга, 7- нижняя створка, 8 - крыша фургона, 9 - опора верхней створки, 10 - направляющая опоры, 11 - шарнир рычага коромысла верхний, 12 - шарнир рычага коромысла нижний, 13 - шарнир рычага опорного верхний, 14 - шарнир рычага опорного нижний, 15 - каркас проема, 16 - шарнир тяги, 17 - шарнир нижней створки, 18 - основание фургона.

Устройство работает следующим образом. В исходном (закрытом) положении нижняя створка борта 7, верхняя створка 1, рычаг коромысла 2, опорный 5, тяга 6 и коромысло 3 уложены в каркас проема 15. При этом тяга 6 выполнена ступенчатой, что обеспечивает компактное складывание механизма. Верхняя створка 1 связана с нижней створкой борта 7 посредством, по меньшей мере, одного рычажного механизма. Обе створки борта имеют кинематическую связь с вертикальными элементами фургона. Нижняя створка борта 7 является ведущим звеном - кривошипом, который через шарнир 17 закреплен на основании фургона 18 и другим шарниром 16 соединен с тягой 6, передающей при воздействии на нее, вращательное движение коромыслу 3, приводящим в движение верхнюю створку 1, соединенную с коромыслом через шарнир 4. Верхняя створка 1 по траектории заданной опорным рычагом 5 и рычагом коромысла 2 поднимается вверх с одновременным поворотом и перемещением под крышу 8 фургона. Ось вращения коромысла закреплена в шарнире 12, расположенном на рычаге коромысла 2, который в свою очередь соединен через шарнир 11 с каркасом проема 15. Коромысло 3, и тяга 6 имеют общий подвижный шарнир 13 (верхний), размещенный в опорном рычаге 5. Нижний шарнир 14 опорного рычага 5 закреплен на каркасе проема. Таким образом, коромысло 3 каждого рычажного механизма шарнирно связано с вертикальными элементами фургона посредством рычага коромысла 2 и рычага опорного 5. Рычажный механизм оборудован амортизатором и пружиной (на чертеже не показаны). Верхняя створка 1, при движении вверх расположенной на ней опорой 9 соприкасается с направляющей 10 и перемещается по ней до полного открытия бортов. Закрывание бортов происходит в обратной последовательности.

1. Кузов-фургон транспортного средства, содержащий основание, крышу и вертикальные стенки, между которыми размещен хотя бы один раскладывающийся борт, продольно разделенный на нижнюю и верхнюю створки, при этом нижняя створка шарнирно закреплена на основании фургона и откидывается вниз, а верхняя связана с нижней рычажным механизмом и выполнена поднимающейся вверх с возможностью поворота вокруг своей продольной оси с одновременным перемещением под крышу фургона, отличающийся тем, что обе створки борта имеют кинематическую связь с вертикальными элементами фургона, опорный рычаг и рычаг коромысла рычажного механизма шарнирно закреплены в вертикальных элементах фургона и связывают между собой тягу нижней и коромысло верхней створок, при этом коромысло и тяга имеют общий подвижный шарнир, размещенный в опорном рычаге.

2. Кузов-фургон транспортного средства по п.1, отличающийся тем, что рычажный механизм оборудован амортизатором.

3. Кузов-фургон транспортного средства по п.1 или 2, отличающийся тем, что рычажный механизм оборудован пружиной.



 

Похожие патенты:

Грузовой кузов-фургон относится к транспортному машиностроению, а именно к конструкции механизма привода раскрывающегося бокового борта кузова-фургона грузового автомобиля, облегчающего погрузочно-разгрузочные работы.
Наверх