Гребной винт

 

Полезная модель относится к области судостроения и касается сборных гребных винтов в основном судов с многовальной судовой установкой, а также учебно-парусных судов с одновальной судовой установкой. Гребной винт содержит поворотные лопасти с фланцами, установленными в расточках ступицы. Поворотные лопасти выполнены с возможностью взаимодействия с демпфирующим элементом, деформирующимся в жестко-упругом режиме. Демпфирующий элемент выполнен в виде пружины сжатия, размещенной в цилиндрической выемке, выполненной из полости расточки ступицы, в плоскости пересекающей ее продольную ось, при этом торец кромки ступицы снабжен пазом. Один конец пружины уперт в паз, а другой уперт в дно выемки. Технический результат выражается в упрощении конструкции и повышении надежности. 2 ил.

Полезная модель относится к области судостроения и касается сборных гребных винтов в основном судов с многовальной судовой установкой, а также учебно-парусных судов с одновальной судовой установкой.

Известен гребной винт, в котором съемная лопасть с цилиндрическим хвостовиком и фланцем установлена в расточках с гарантированным натягом. Известное соединение съемных лопастей гребного винта со ступицей осуществлено с помощью фланцев на концах комлей лопастей, выполненных с попарно расположенными центрирующими отверстиями, соответствующими различному угловому положению лопасти, (см. а.с. СССР N 330604, кл. В63Н 1/20, 1969.

К недостаткам гребного винта относится невозможность разворота его лопастей под воздействием набегающего потока.

Известен также гребной винт Савицкого содержащий поворотные лопасти с фланцами, установленными в расточках ступицы, фланец каждой лопасти выполнен с упорами, а ступица снабжена разъемными втулками, каждая из которых установлена в расточке ступицы, при этом каждая втулка выполнена с вырезами под соответствующие упоры на фланце (см. патент РФ 2031048, МПК В63Н 3/00, 1995 г.).

Задачей, на решение которой направлено предлагаемое техническое решение, является повышение надежности.

Технический результат, который достигается при решении поставленной задачи, выражается в упрощении конструкции и повышении надежности.

Поставленная задача решается тем, что гребной винт, содержащий поворотные лопасти с фланцами, установленными в расточках ступицы, отличается тем, что каждая поворотная лопасть выполнена с возможностью взаимодействия с демпфирующим элементом, деформирующимся в жестко-упругом режиме. Кроме того демпфирующий элемент выполнен в виде пружины сжатия, размещенной в цилиндрической выемке, выполненной из полости расточки ступицы, в плоскости пересекающей ее продольную ось, при этом торец кромки ступицы снабжен пазом, причем один конец пружины уперт в паз, а другой уперт в дно выемки.

На фиг.1 изображен продольный разрез по ступице; на фиг.2 - вид сверху ступицы (остальные лопасти условно не показаны).

Гребной винт содержит поворотные лопасти 1 с фланцами 2, установленными в расточках ступицы 3. Поворотные лопасти 2 выполнены с возможностью взаимодействия с демпфирующим элементом 4, деформирующимся в жестко-упругом режиме. Демпфирующий элемент 4 выполнен в виде пружины сжатия, размещенной в цилиндрической выемке 5, выполненной из полости расточки ступицы 3, в плоскости пересекающей ее продольную ось 6, при этом торец кромки ступицы 3 снабжен пазом 7, причем один конец пружины 4 уперт в паз 7, а другой уперт в дно выемки 5.

Гребной винт установлен на центральном двигателе или на двигателе одновальной силовой установки судна.

Поворотные лопасти 1 в зависимости от режима работы двигателей (экономичный, форсажный) занимают соответствующее положение исходное или "рабочее"). При движении на сравнительно небольших скоростях (при сравнительно малых оборотах вала двигателя), когда давление потока воды на лопасть 1 не превышает величины усилия достаточного для начала сжатия пружины 4, лопасти 1 находятся в исходном состоянии и винт работает «как единая жесткая конструкция.

«Исходное состояние» лопастей 1 определяется расчетным и экспериментальным путем, как оптимальное для низкоскоростных параметров движения судна. При увеличении числа оборотов вала двигателя, когда давление потока воды на лопасть 1 начинает превышать величину усилия достаточного для начала сжатия пружины 4, набегающий поток, воздействующий на опорную поверхность части лопасти 1 винта, создает давление начинающее сжимать пружину 4. Вследствие этого лопасть 1, разворачивается вокруг своей продольной оси 6 и остается в таком положении при постоянстве скорости движения судна. При дальнейшем увеличении скорости угол поворота лопасти 1 также увеличивается. Увеличение угла разворота лопасти 1 продолжается до «выбора» запаса растяжения пружины 4. При падении скорости угол поворота лопасти 1 соответственно уменьшается и так продолжается до возврата лопасти 1 в исходное положение. Далее все повторяется.

1. Гребной винт, содержащий поворотные лопасти с фланцами, установленными в расточках ступицы, отличающийся тем, что поворотные лопасти выполнены с возможностью взаимодействия с демпфирующим элементом, деформирующимся в жестко-упругом режиме.

2. Гребной винт по п.1, отличающийся тем, что демпфирующий элемент выполнен в виде пружины сжатия, размещенной в цилиндрической выемке, выполненной из полости расточки ступицы, в плоскости, пересекающей ее продольную ось, при этом торец кромки ступицы снабжен пазом, причем один конец пружины уперт в паз, а другой уперт в дно выемки.



 

Наверх