Держатель запасного колеса

 

Устройство для размещения и снятия запасного колеса (1) транспортного средства содержит направляющие (2), каретку (3) с держателем (4) запасного колеса. Каретка (3) установлена с возможность перемещения своими роликами (5) в направляющих (2), жестко закрепленных на раме (6). Устройство снабжено концевыми фиксаторами (7) и откидными фиксаторами (8). Фиксаторы (7) и (8) фиксируют положение каретки (3) в транспортируемом состоянии (положение I) и в выдвинутом состоянии при замене запасного колеса (положение II). Фиксаторы (7) установлены на концах направляющих (2), а фиксаторы (8) выполнены в виде болта с гайкой и установлены на оси (9) кронштейнов (10) рамы, размещенных в местах крепления направляющих (2) со стороны каретки (3), с возможностью поворота и фиксации в держателе (4). Держатель (4) запасного колеса прикреплен к торцевой части каретки (3), выполнен вертикальным и имеет откидной элемент (11) и кронштейн (12) крепления колеса в транспортном положении. Для фиксации откидного элемента (11) в транспортном положении на торцевой части каретки (3) установлен фиксатор (13), выполненный в виде откидного болта с гайкой. Устройство может быть снабжено двумя каретками (3), установленными с разных сторон рамы. Предлагаемой полезной моделью решается задача обеспечения удобства и облегчения процесса замены запасного колеса большой массы за счет снижения усилий, прилагаемых водителем при размещении и снятии запасного колеса. 7 ил.

Полезная модель относится к транспортному машиностроению, а именно к устройствам для крепления запасных колес, которые могут быть использованы при оборудовании грузовых автомобилей, прицепов и полуприцепов.

Известно устройство для крепления запасного колеса на транспортном средстве, содержащее жестко закрепленный на шасси транспортного средства неподвижный кронштейн, подвижный кронштейн, состоящий из шарнирно связанной с неподвижным кронштейном криволинейной, пустотелой направляющей и установленного в ней с возможностью перемещения держателя запасного колеса в виде двухколенного рычага с элементами крепления и жестко закрепленным на нем роликом для взаимодействия с основным колесом транспортного средства, и механизм фиксации запасного колеса на шасси в транспортном положении (а.с. СССР 1085879, MПK3 B62D 43/04, опубл. 15.04.84).

Наиболее близким по совокупности существенных признаков является держатель запасного колеса, конструкция которого раскрыта в способе монтажа запасного колеса автомобиля, состоящий из поворотной стойки, к верхнему концу которой прикреплен дополнительный откидной рычаг, имеющий кронштейн крепления запасного колеса и выполненный с возможностью крепления к стойке при помощи элементов крепления (патент РФ 2293681, МПК B62D 43/02, опубл. 20.02.07).

Данная конструкция узла позволила высвободить дополнительное пространство под держателем запасного колеса для размещения других узлов и агрегатов автомобиля.

Недостатком же известного устройства является то, что при подъеме запасного колеса необходимо приложить значительное усилие на выполнение подъема, а для большегрузных автомобилей, прицепов и полуприцепов, имеющих соответственно и более тяжелые колеса эта проблема особенно актуальна.

Предлагаемой полезной моделью решается задача обеспечения удобства и облегчения процесса замены запасного колеса за счет снижения усилий, прилагаемых водителем при размещении и снятии запасного колеса большой массы.

Кроме того, такое компоновочное решение обеспечивает вывод из рабочей зоны автомобиля элементов держателя запасного колеса, что позволяет использовать высвободившееся пространство для более эффективного и рационального расположения систем автомобиля.

Для достижения указанного технического результата в известном держателе запасного колеса, содержащем поворотную стойку, закрепленную с возможностью поворота вокруг неподвижной оси, и имеющую элементы крепления запасного колеса, поворотная стойка закреплена на каркасе основания держателя запасного колеса, кроме того, устройство снабжено гидравлическим цилиндром подъема запасного колеса, шарнирно соединенным одним концом с поворотной стойкой, а другим концом с жестко закрепленным на каркасе основания держателя вертикальным кронштейном.

При этом воображаемая ось между шарниром, соединяющим гидроцилиндр с вертикальным кронштейном, и осью поворотной стойки находится ниже оси гидравлического цилиндра во всех рабочих положениях.

Удобство и возможность снижения усилий, прилагаемых водителем при размещении и снятии запасного колеса большой массы, осуществляется за счет выполнения устройства с гидравлическим цилиндром подъема запасного колеса, шарнирно соединенным одним концом с поворотной стойкой, а другим концом с жестко закрепленным на каркасе основания держателя вертикальным кронштейном.

Заявителю не известны держатели запасного колеса с указанной совокупностью существенных признаков и заявленная совокупность существенных признаков не вытекает явным образом из современного уровня техники, что подтверждает соответствие заявляемого технического решения условию «новизна».

Полезная модель иллюстрируется чертежами, на которых представлено:

Фиг.1 - держатель запасного колеса в транспортном положении (запасное колесо поднято), общий вид;

Фиг.2 - то же, в рабочем положении (запасное колесо опущено).

Держатель запасного колеса содержит поворотную стойку 1, гидравлический цилиндр 2 подъема запасного колеса, вертикальный кронштейн 3. Поворотная стойка 1 имеет элементы 4 крепления запасного колеса 5 и установлена с возможностью поворота вокруг неподвижной оси 6. Ось 6 и вертикальный кронштейн 7 жестко закреплены на каркасе основания 8 держателя. Гидравлический цилиндр 2 с помощью шарнира 9 одним концом соединен с поворотной стойкой 1, а другим концом при помощи шарнира 10 - с вертикальным кронштейном 7.

Воображаемая ось 11 между верхним шарниром 10 гидравлического цилиндра 2 и осью 6 поворотной стойки 1 находится ниже оси гидравлического цилиндра 2 во всех рабочих положениях стойки 1.

Опускание и поднимание запасного колеса осуществляется с помощью гидравлического цилиндра 2, приводимого в действие от гидравлического насоса, что значительно облегчает процесс. Выдвигаясь, поршень гидравлического цилиндра 2 толкает стойку 1, которая начинает движение вниз, одновременно поворачиваясь вокруг оси 6 вместе с запасным колесом 5. В выдвинутом положении поршня запасное колесо 4 находится на земле. Процесс подъема запасного колеса производится в обратной последовательности.

Заявляемое устройство позволяет обеспечить удобство и облегчение процесса замены запасного колеса большой массы за счет снижения усилий, прилагаемых водителем при размещении и снятии запасного колеса.

Держатель запасного колеса может быть выполнен на стандартном оборудовании с применением современных материалов и технологий.

Держатель запасного колеса, содержащий поворотную стойку, закрепленную с возможностью поворота вокруг неподвижной оси и имеющую элементы крепления запасного колеса, отличающийся тем, что поворотная стойка закреплена на каркасе основания держателя запасного колеса, кроме того, устройство снабжено гидравлическим цилиндром подъема запасного колеса, шарнирно соединенным одним концом с поворотной стойкой, а другим концом - с жестко закрепленным на каркасе основания держателя вертикальным кронштейном.



 

Наверх