Гидроклапан стояночного тормоза

 

Полезная модель относится к средствам для управления исполнительными механизмами машин, в частности, к гидроклапанам стояночного тормоза, и может быть использована в гидроприводах автогрейдеров, скреперов, погрузчиков и других мобильных строительных и дорожных машин для управления стояночными тормозами. Заявленный гидроклапан стояночного тормоза, содержит корпус, в котором последовательно и соосно установлена гильза с расположенным в ней подпружиненным запорным клапаном и толкатель с приводом, установленный с возможностью взаимодействия через нажимную и возвратную пружины с обращенным к нему торцом запорного клапана, у подпружиненного торца запорного клапана выполнена рабочая полость, сообщенная с гидролинией тормоза, а у обращенного к толкателю торца запорного клапана выполнена сливная полость, причем запорный клапан установлен с возможностью продольного перемещения из исходной позиции, в которой гидролиния тормоза через рабочую полость и каналы в запорном клапане соединена со сливной полостью, в рабочую позицию, в которой гидролиния тормоза через рабочую полость и зазор между запорным клапаном и гильзой соединена с линией подвода рабочей жидкости и обратно за счет того, что в запорном клапане содержится встроенный обратный клапан, установленный с возможностью отсоединения рабочей линии тормоза от полости слива под действием усилия нажимной пружины на запорный элемент обратного клапана. В частном случае выполнения запорный клапан может быть клапаном седельного типа. Гидроклапан стояночного тормоза, имея простую и технологичную конструкцию, обеспечивает высокую надежность и эффективность работы.

Полезная модель относится к средствам для управления исполнительными механизмами машин, в частности, к гидроклапанам стояночного тормоза, и может быть использована в гидроприводах автогрейдеров, скреперов, погрузчиков и других мобильных строительных и дорожных машин для управления стояночными тормозами.

Из уровня техники известен гидроклапан стояночного тормоза [1], включающий соединенный с рычагом тормоза подпружиненный плунжер, размещенный в расточке корпуса, а также впускной клапан, взаимодействующий с пружиной плунжера.

Данное устройство имеет значительные размеры и вес, что нежелательно при использовании в современных тормозных системах, и кроме того обладает низкой эффективностью из-за наличия большого количества вспомогательных элементов, не влияющих непосредственно на работоспособность.

Также известен принятый в качестве прототипа гидроклапан стояночного тормоза фирмы Rexroth типа LT 08 серии 2Х [2], включающий последовательные соосно расположенные в корпусе гильзу с установленными в ней подпружиненным запорным клапаном, а также подпружиненный привод, имеющий возможность взаимодействия с запорными клапанами.

Данное устройство имеет сложную конструкцию, что снижает надежность, и, кроме того, нетехнологичен в изготовлении.

Задачей полезной модели является создание гидроклапана стояночного тормоза, который бы обеспечивал высокую надежность и эффективность работы, обладая при этом технологичной конструкцией.

Поставленная задача решается предлагаемым гидроклапаном стояночного тормоза, содержащим корпус, в котором последовательно и соосно установлена гильза с расположенным в ней подпружиненным запорным клапаном и толкатель с приводом, установленный с возможностью взаимодействия через нажимную и возвратную пружины с обращенным к нему торцом запорного клапана, у подпружиненного торца запорного клапана выполнена рабочая полость, сообщенная с гидролинией тормоза, а у обращенного к толкателю торца запорного клапана выполнена сливная полость, причем запорный клапан установлен с возможностью продольного перемещения из исходной позиции, в которой гидролиния тормоза через рабочую полость и каналы в запорном клапане соединена со сливной полостью, в рабочую позицию, в которой гидролиния тормоза через рабочую полость и зазор между запорным клапаном и гильзой соединена с линией подвода рабочей жидкости и обратно за счет того, что в запорном клапане содержится встроенный обратный клапан, установленный с возможностью отсоединения рабочей линии тормоза от полости слива под действием усилия нажимной пружины на запорный элемент обратного клапана.

В частном случае запорный клапан может быть клапаном седельного типа.

Достоинства и преимущества заявляемого гидроклапана стояночного тормоза будут рассмотрены ниже на одном из возможных предпочтительных, но не ограничивающих примеров реализации со ссылкой на позиции чертежа, на котором изображен:

Фиг.1 - продольный разрез гидроклапана стояночного тормоза.

Гидроклапан стояночного тормоза включает корпус 1, в котором последовательно и соосно установлены гильза 2 с расположенным в ней запорным клапаном 3. Клапан имеет возможность продольного перемещения в корпусе за счет того, что его торец поджат пружиной 4 к гильзе 2, причем клапан 3 взаимодействует через нажимную пружину 5 с толкателем 6, усилие на который передается от привода 7. Толкатель 6 в исходном состоянии удерживается возвратной пружиной 8. При этом в запорный клапан 3 встроен обратный клапан 9, соединяющий торцы запорного клапана 3. Конструкцией корпуса у подпружиненного торца запорного клапана 3 образована рабочая полость А. Полость А при подключении к тормозному приводу постоянно сообщена с гидролинией тормозной системы. Полость слива С сформирована у взаимодействующего с толкателем 6 торца запорного клапана 3 и в исходной позиции соединена через выполненные в запорном клапане 3 каналы с рабочей полостью А. К запорному клапану 3 подведена гидравлическая линия Р, по которой к гидроклапану подводится рабочая жидкость. Конструкция запорного клапана 3 и гильзы 2 позволяет образовать между ними перекрываемый зазор, открытие-закрытие которого осуществляется продольным смещением клапана в неподвижно установленной гильзе. В исходной позиции (без воздействия нажимной пружины 5) запорный клапан 3 отсекает гидравлическую линию Р от рабочей полости А, а следовательно и от гидролинии тормозной системы.

Гидроклапан стояночного тормоза работает следующим образом.

Гидролинию тормозной системы соединяют с рабочей полостью А, а линию гидравлического подвода Р подключают к источнику подачи под давлением рабочей жидкости. В исходной позиции усилие на нажимную пружину 5 не передается, пружина полностью разгружена, а полость А, и, следовательно, рабочая линия тормозной системы соединена через каналы в запорном клапане 3 с полостью слива С, при этом обратный клапан 9 открыт.Линия гидравлического подвода Р при этом перекрыта, поскольку перекрыт зазор, сообщенный с рабочей линией, препятствуя поступлению рабочей жидкости в последнюю. При передаче усилия от привода 7 толкатель 6 воздействует на нажимную пружину 5, которая, в свою очередь, деформируясь, достигает обратного клапана 9 и закрывает его. Тем самым происходит отсоединение рабочей линии (и, следовательно, гидролинии тормозной системы) от сливной полости С. Дальнейшая деформация нажимной пружины приводит к перемещению запорного клапана 3 и соединению рабочей полости А с линией подвода Р. Запорный клапаны 3 при этом будет находиться в динамическом равновесии под действием усилия нажимной пружины 5, пружины 4 и давления в рабочей полости А, обеспечивая давление в гидролинии тормозной системы пропорционально усилию нажимной пружины 5.

С целью обеспечения улучшенной герметичности в исходной позиции целесообразно использовать запорные клапаны седельного типа.

Таким образом, имея простую и технологичную конструкцию, гидроклапан стояночного тормоза, обеспечивает высокую надежность и эффективность работы.

1. GB 2015103 А, опубл. 05.09.1979 г.

2. Каталог фирмы Rexroth, опубл. 2003 г.

1. Гидроклапан стояночного тормоза, содержащий корпус, в котором последовательно и соосно установлена гильза с расположенным в ней подпружиненным запорным клапаном и толкатель с приводом, установленный с возможностью взаимодействия через нажимную и возвратную пружины с обращенным к нему торцом запорного клапана, у подпружиненного торца запорного клапана выполнена рабочая полость, сообщенная с гидролинией тормоза, а у обращенного к толкателю торца запорного клапана выполнена сливная полость, причем запорный клапан установлен с возможностью продольного перемещения из исходной позиции, в которой гидролиния тормоза через рабочую полость и каналы в запорном клапане соединена со сливной полостью, в рабочую позицию, в которой гидролиния тормоза через рабочую полость и зазор между запорным клапаном и гильзой соединена с линией подвода рабочей жидкости и обратно, отличающийся тем, что в запорном клапане содержится встроенный обратный клапан, установленный с возможностью отсоединения рабочей линии тормоза от полости слива под действием усилия нажимной пружины на запорный элемент обратного клапана.

2. Гидроклапан по п.1, отличающийся тем, что запорный клапан выполнен в виде клапана седельного типа.



 

Наверх