Ручной привод трубопроводной арматуры
Полезная модель относится к области машиностроения и может быть использована в качестве привода для трубопроводной запорно-регулирующей арматуры. Цель полезной модели повышение надежности работы привода. Цель достигается тем, что полый выходной вал с противоположного кулачковой муфте конца снабжен опорой взаимодействующей с согласованной проточкой, выполненной в крышке, а входной вал снабжен резьбой, взаимодействующей с нажимной гайкой коаксиально установленной в подшипнике скольжения и опирающейся на торец гильзы.
Полезная модель относится к области машиностроения и может быть использована в качестве привода для трубопроводной запорно-регулирующей арматуры.
Известен конический редуктор (см. SU 1196567 A F 16 Н 1/26), содержащий корпус, размещенные в нем на опорах вал с коническим колесом и вал - шестерней с цапфой, на которой размещена одна из опор.
К недостаткам известного устройства относится невозможность его применения в качестве привода для трубопроводной арматуры.
Известен также наиболее близкий к предлагаемому по технической сущности и техническому результату привод ручной для управления трубопроводной арматурой (см. ИМ №52621 F 16 К 31/53, прототип) содержащий коническую передачу ведущее колесо которой выполнено заодно с входным валом установленным в корпусе на подшипниках скольжения и управляемым маховиком, а ведомое колесо закреплено на полом выходном валу снабженным торцевой кулачковой муфтой, установленной в корпусе на подшипник качения и крышку имеющую стакан для размещения в нем выдвижной части шпинделя.
Недостатком известного устройства является низкая его надежность при передаче высокого крутящего момента, обуславливаемая односторонней опорой выходного вала, что не исключает расфиксацию подшипника качения и крепление входного вала через маховик, посредством не застопоренной гайки, что может привести к ее отвинчиванию, появлению зазора, перемещению входного вала и заеданию передачи.
Целью полезной модели является повышение надежности работы привода.
Указанная цель достигается тем, что полый выходной вал с противоположного кулачковой муфте конца снабжен опорой взаимодействующей с согласованной проточкой, выполненной в крышке, а входной вал снабжен резьбой, взаимодействующей с нажимной гайкой коаксиально установленной в подшипнике скольжения и опирающейся на торец гильзы.
На фиг.1 изображен продольный разрез привода.
Привод состоит из корпуса 1 в расточке которого установлен подшипник 2, а на нем полый выходной вал 3 с кулачковой муфтой 4. На последнем закреплена ведомая шестерня 5 конической передачи взаимодействующая с ведущей шестерней 6, выполненной за одно целое с валом 7, помещенным в подшипниках скольжения 8 и 9 размещенных в гильзе 10 соединенной с корпусом 1 и крышкой 11, имеющей выемку 12 и
стакан 13 соосных с выходным валом 3. На валу 7 выполнена резьба 14, взаимодействующая с нажимной гайкой 19 коаксиально установленной в подшипнике 9 и резьба 16 для крепления маховика (не показан).
Привод работает следующим образом.
Крутящий момент с вала 7 через шестерню 6 передается на ведомую шестерню 5 и на полый вал 3 который через торцевую муфту 4 передает его непосредственно на резьбовую втулку трубопроводной арматуры.
Таким образом, благодаря тому, что ведомый вал 3 несущий шестерню 5 имеет верхнюю опору в форме выемки 12 в крышке 11 и нижнюю опору в виде шарикоподшипника 2 реакция от передаваемого момента равномерно распределяется на обе опоры. А благодаря тому что на резьбе 14 вала 7 установлена гайка 15 которая своим буртом взаимодействует с гильзой 10, что не только позволяет производить сборку и настройку зазоров ведущего вала 7 в подшипниках 8 и 9, но и обеспечивает регулировку зазоров между шестернями 6 и 7, что несомненно повышает надежность работы привода.
Ручной привод трубопроводной арматуры, содержащий корпус, смонтированную на нем коническую передачу, например гипоидную, ведущее колесо которой выполнено заодно с входным валом, управляемым маховиком, установленным на подшипнике скольжения в гильзе, соединенной с корпусом, а ведомое колесо закреплено на полом выходном валу с торцевой кулачковой муфтой и установлено в корпусе на подшипнике качения и крышку, имеющую стакан для размещения в нем выдвижной части шпинделя, отличающийся тем, что полый выходной вал с противоположного кулачковой муфте конца снабжен опорой, взаимодействующей с согласованной проточкой, выполненной в крышке, а входной вал снабжен резьбой взаимодействующей с нажимной гайкой, коаксиально установленной в подшипнике скольжения и опирающейся на торец гильзы.