Измеритель высоты скользунов шкворневой балки грузового вагона и надрессорной балки тележки цнии-х3 (модель 18-100)
Область использования. Полезная модель относится к области железнодорожного транспорта, а именно к способу и средству измерения, применяемым при ремонте грузовых вагонов на тележках ЦНИИ-Х3 (модель 18-100). Сущность полезной модели. Предлагаемый способ и средство измерения обеспечивает нормированный суммарный зазор в скользунах по обе стороны каждого конца вагона, предусматривает измерение абсолютных значений высоты скользунов на шкворневой балке рамы вагона h1 и надрессорной балке тележки h2, отремонтированной и подготовленной к подкатке под вагон. Далее проводится подбор регулировочных прокладок под колпаки скользунов надрессорных балок, необходимых для обеспечения нормированного суммарного зазора в скользунах по обе стороны каждого конца вагона. Все необходимые измерения проводятся с помощью разработанного измерителя высоты скользунов, показанного на фиг.2. Измеритель высоты скользунов, включает основание 1 с постоянными магнитами 2, установленное на прямолинейной штанге 3, в пазах которой перемещаются измерительные линейки 4, имеющие фиксаторы 5 для исключения самопроизвольного перемещения. Использование полезной модели позволяет обеспечить гарантированно нормированный суммарный зазор в скользунах по обе стороны каждого конца вагона до подкатки тележки под вагон, исключает повторные подъемки кузова и несвоевременный выпуск из ремонта.
Полезная модель относится к области железнодорожного транспорта, а именно к способу и средству измерения, применяемым при ремонте грузовых вагонов на тележках ЦНИИ-ХЗ (модель 18-100).
Действующей нормативно-технической документацией установлены требования к величине суммарного зазора в скользунах с обеих сторон каждого конца вагона при изготовлении, ремонтах и в эксплуатации. Нормативные значения, согласно /1/, приведены в таблице 1.
Таблица 1 - Нормативные значения суммарного зазора N в скользунах с обеих сторон каждого конца вагона
В миллиметрах | |||||
Род вагона | Изготовление | Капитальный ремонт | Деповской ремонт | Текущий отцепочный ремонт | Эксплуатация |
1.Основные типы 4-осных вагонов | 6-16 | 4-12 | 6-16 | 4-16 | 4-20 |
2. Цистерны, хоппера для перевозки зерна, цемента, минеральных удобрений, окатышей и хопперов дозаторов типа ЦНИИ-ДВЗ | 4-14 | 4-10 | 4-10 | 4-12 | 4-14 |
3. Хоппера для перевозки угля, агломерата и апатитов, хоппера-дозаторы типа ЦНИИ-2, ЦНИИ-3, думпкары ВС-50 | 6-12 | 6-12 | 6-12 | 6-12 | 6-12 |
За прототип взят действующий в настоящее время способ, при котором, согласно /2/, обеспечение нормативов при плановых ремонтах вагонов осуществляется после подкатки тележек под вагон подбором стальных (Ст 0-3 ГОСТ 380) регулировочных прокладок толщиной от 1,5 до 5 мм, устанавливаемых под колпаки скользунов надрессорных балок. Количество и толщина подкладываемых или убираемых прокладок определяется по фактической величине суммарного зазора N. Для измерения зазоров между скользунами вагона используется щуп. На фиг.1 показаны: 1 - шкворневая балка рамы вагона, 2 - пятник, 3 - скользуны на шкворневой балке, 4 - надрессорная балка тележки, 5 - скользуны надрессорной балки, 6 -регулировочные прокладки, 7 - колпак скользуна надрессорной балки. Недостатком существующего способа является то, что:
1. Из-за отсутствия предварительных замеров положения скользунов во многих случаях после подкатки тележек под вагон зазоры не соответствуют нормативным и с целью их обеспечения производится подъемка кузова для постановки или изъятия прокладок из-под колпаков скользунов надрессорных балок. При этом, в ряде случаев требуется повторная подъемка кузова вагона, а в отдельных - выкатка тележек, что ведет к несвоевременному выпуску вагона из ремонта.
2. Применяемый способ приводит также к некачественному ремонту вагонов. Так, проведенным обследованием вагонов, выпущенных из деповского ремонта, установлено, что в 6% случаях суммарный зазор по обе стороны каждого конца вагона был меньше, а в 17% случаях больше нормативного значения. Кроме того, при существующем способе не обеспечиваются равные зазоры в скользунах с обеих сторон каждого конца вагона.
Обеспечение величины зазоров является обязательным, как важный фактор, определяющий безопасность вагонов от сходов, т.е. безопасность движения поездов.
Техническая задача предлагаемой полезной модели - создание способа и средства измерения, позволяющих заранее измерить высоту скользунов, и на основании измерений определить необходимую толщину прокладок, устанавливаемых под колпак скользунов надрессорных балок для получения нормируемого и одинакового зазора по обе стороны каждого конца вагона.
Предлагаемый способ предусматривает:
- проведение предварительных замеров положения скользунов на шкворневой балке рамы вагона относительно опорной плоскости пятника;
- проведение предварительных замеров положения основания скользунов на надрессорной балке тележки относительно опорной поверхности подпятника
- расчет необходимой толщины и количества прокладок для обеспечения нормируемого зазора.
Предлагаемый способ позволяет также на основании замеров заранее определить и выполнить необходимый ремонт скользунов на шкворневой балке и оснований скользунов на надрессорной балке для обеспечения их нормированного расположения относительно опорных поверхностей пятника и подпятника.
Расчет необходимой толщины прокладок пр, мм, предлагается вести по следующей зависимости, согласно фиг.1:
где h1 - расстояние от опорной поверхности пятника до опорной поверхности скользунов на шкворневой балке;
h2 - расстояние от опорной поверхности подпятника до опорной поверхности скользунов на надрессорной балке;
к - толщина верхней стенки колпака;
N - нормируемый суммарный зазор в скользунах с обеих сторон каждого конца вагона;
Измерение данных величин предусмотрено разработанным средством измерения - измерителем высоты скользунов (ИВС), представленным на фиг.2. В настоящее время специальное средство измерения высоты скользунов отсутствует.
Предлагаемый ИВС включает основание 1, выполненное в виде кольца с закрепленными на нем постоянными магнитами 2, обеспечивающими плотное прилегание основания к опорным поверхностям пятника или подпятника. Основание установлено на прямолинейной штанге 3, с обеих сторон которой, на ширине равной расстоянию между скользунами, выполнены пазы, в которых свободно перемещаются измерительные линейки 4. Для исключения самопроизвольного перемещения линеек служат фиксаторы 5.
ИВС предлагается выполнить в двух вариантах - отдельно для измерения высоты скользунов на шкворневой балке и для измерения высоты скользунов на надрессорной балке. Точность измерения в соответствии с допусками на изготавливаемые изделия предусматривается 1 мм.
Предлагаемый способ измерения с использованием ИВС заключается в следующем.
После выкатки тележек из-под кузова вагона определяется размер h1. Для этого измеритель устанавливают на пятнике шкворневой балки и считывают показания линеек с левой и правой стороны. На тележках, отремонтированных и подготовленных к подкатке под вагон определяют размеры h 2. После чего вычисляется толщина прокладок и подбирается их необходимое количество. Так обеспечивается нормированный зазор в скользунах до подкатки тележек под вагон и исключается выпуск вагонов с зазорами, не соответствующими нормативу.
Внедрение данного способа и средства измерения исключит необходимость повторного подъема кузова вагона, обеспечит своевременный выпуск вагонов из ремонта и предупредит отказы в эксплуатации.
Источники информации
1. Указание МПС России от 7 августа 2003 г. №Ц-832у
2. РД 32 ЦВ 052-99 Инструкция по ремонту тележек грузовых вагонов.
Измеритель высоты скользунов шкворневой балки вагона и надрессорной балки тележки ЦНИИ-ХЗ (модель 18-100), содержащий выполненное в виде кольца основание с двумя магнитами для крепления к пятнику шкворневой балки рамы грузового вагона, подпятнику надрессорной балки тележки ЦНИИ-ХЗ (модель 18-100), прямолинейную штангу с пазами на ширине, равной расстоянию между скользунами, при этом, в пазах прямолинейной штанги перемещаются измерительные линейки, по показанию которых определяют расстояние от опорной поверхности пятника до опорной поверхности скользунов на шкворневой балке и расстояние от опорной поверхности подпятника до опорной поверхности скользунов на надрессорной балке, после чего вычисляется толщина прокладок и подбирается необходимое их количество, что обеспечивает нормированный зазор в скользунах до подкатки тележек под вагон.