Износостойкая сменная прокладка боковой рамы тележки вагона

 

Техническое решение относится к железнодорожному транспорту, к тележкам вагонов. Между адаптерами 5 и буксовыми проемами 2 боковых рам 1 тележки установлена износостойкая сменная прокладка 6 с верхними крепежными ветвями 8-9. Части 8-9 верхних крепежных ветвей выполнены упругими и входят в зацепление с технологическими отверстиями 10 боковой рамы 1 тележки. Выполнение верхних крепежных ветвей 8-9 упругими упрощает установку и съем износостойкой сменной прокладки 6 на боковую раму 1 тележки. 4 ил.

Техническое решение относится к железнодорожному транспорту, к тележкам вагонов.

Известна конструкция износостойкой сменной прокладки опорной поверхности буксового проема, расположенной между адаптером и опорной поверхностью буксового проема - патент США 4078501 «Pedestal roof wear liner» от 14.03.1978. Сменная прокладка в этой конструкции приварена к опорной поверхности буксового проема.

Недостатком конструкции является способ крепления износостойкой сменной прокладки - приваркой к опорной поверхности буксового проема. Для обеспечения замены прокладки необходим трудоемкий процесс снятия старой и крепления новой прокладки.

В качестве наиболее близкого аналога принято устройство износостойкой сменной прокладки боковой рамы тележки вагона, установленной в буксовом проеме боковой рамы между опорными поверхностями буксового проема боковой рамы и подшипникового узла, и снабженной верхними крепежными ветвями с зауженными концевыми частями, которые загнуты в углубления боковой рамы - патент РФ 2200681 «Тележка железнодорожного вагона» от 17.01.2001.

Недостатком конструкции является необходимость выполнения сборочных операций по закреплению верхних крепежных ветвей на раме тележки.

Техническим результатом предлагаемого решения является упрощение крепления износостойкой прокладки к раме тележки.

Указанный технический результат достигается за счет того, что в износостойкой сменной прокладке боковой рамы тележки вагона, установленной в буксовом проеме боковой рамы между опорными поверхностями буксового проема боковой рамы и подшипникового узла, и снабженная верхними крепежными ветвями с зауженными концевыми частями, которые загнуты в углубления боковой рамы, согласно предлагаемому техническому, по меньшей мере, концевые части верхних крепежных ветвей выполнены упругими.

Выполнение верхних крепежных ветвей или их концевых частей упругими позволяет повысить технологичность монтажа износостойкой сменной прокладки на боковую раму тележки грузового вагона.

На фиг. 1 показан общий вид тележки грузового вагона с износостойкими сменными прокладками в буксовых проемах боковых рам; на фиг. 2 - консольная часть боковой рамы с износостойкой сменной прокладкой; на фиг. 3 - сечение консольной части боковой рамы тележки с износостойкой сменной прокладкой. На фиг. 4 - вариант исполнения износостойкой сменной прокладки.

В состав тележки (фиг. 1) входят боковые рамы 1 (другие элементы тележки, не относящиеся к заявляемому техническому решению, не обозначены или не показаны) с буксовыми проемами 2, в которых размещены подшипниковые узлы 3 колесных пар 4 с адаптерами 5. Вместо адаптера 5 может использоваться букса (не показана). Между адаптерами 5 и буксовыми проемами 2 установлена износостойкая сменная прокладка 6, выполненная, например, из стали. Износостойкая сменная прокладка 6 состоит из опорной горизонтальной части 7 (фиг. 1-3) с верхними крепежными ветвями, образованными загнутыми (относительно опорной поверхности 7) нижними боковыми поверхностями 8, каждая из которых заканчивается, по меньшей мере, одним зауженным концевым (верхним) крепежным элементом (частью) 9. Нижние боковые поверхности 8 могут иметь ширину, сопоставимую с общей шириной самой износостойкой сменной прокладки 6 (фиг. 1), или значительно меньшую - поз.8', фиг. 2. Опорная поверхность 7 может быть плоской (фиг. 1) или с отгибом противоположных кромок- цилиндрическим 7' или плоским 7" (фиг. 2).

Концевая часть 9 с одной стороны прокладки 6 может быть одна (фиг. 1-2) или несколько (не показано), в зависимости от конструкции боковой рамы. Например, в сменных износостойких прокладках 6, предназначенных для находящихся в эксплуатации более старых боковых рам с консольной частью не коробчатого (фиг. 3), а таврового сечения (не показано) концевых частей 9 на каждой загнутой боковой поверхности 8 с каждой стороны износостойкой прокладки 6 может быть не менее двух (не показано).

Вся износостойкая сменная прокладка 6 целиком или, по меньшей мере, верхняя ее часть - нижние боковые поверхности 8 и/или верхние концы (концевые части) 9 (верхних крепежных ветвей) - могут быть выполнены из упругого (пружинящего) материала, например, пружинящей стали. То есть, под действием сил упругости наклонные концевые части 9 стремятся по направлению друг к другу, входя в технологические отверстия 10 (или другие проемы или углубления, не показаны) и создавая усилие, стремящееся переместить прокладку 6 в направлении боковой рамы 1 по стрелке I. За счет этого износостойкая сменная прокладка 6 может прижиматься своей горизонтальной частью 7 к опорной поверхности 11 буксового проема 2 и удерживаться возле нее. Таким образом обеспечивается крепление износостойкой сменной прокладки 6 в буксовом проеме 2 боковой рамы 1.

Износостойкая сменная прокладка 6 может быть выполнена цельной, как на фиг.1-3, или составной - с износостойкой отдельной горизонтальной частью 7 и отдельными упругими элементами 8-9 (не показано). Соединение горизонтальной поверхности 7 с боковыми поверхностями 8 (или боковых поверхностей 8 с концевыми частями 9) может быть выполнено, например, с помощью заклепочного соединения (не показано).

Для облегчения монтажа износостойкой сменной прокладки 6 в буксовом проеме 2 концы суженных крепежных элементов (концевых частей) 9 целесообразно выполнять с закруглениями 12, 13, 14 - для улучшения условия скольжения пружинящих концевых частей 8-9 верхних крепежных ветвей, в частности, закруглений 12, 13 по закрепляемой (вертикальной) поверхности 15 боковой рамы 1. Концевая часть 9 может заканчиваться загибом 16, (фиг.3) или прямым участком 16' (фиг.4), которые могут располагаться (заканчиваться) на уровне технологического окна 10 (фиг.3) или выше (фиг.4).

Загиб 16 предназначен для отгибания концевой части 9 с целью вывода ее из зацепления с технологическим отверстием 10 стержнем (ломиком или ручкой молотка) 17 при установке и снятии износостойкой прокладки 6 с боковой рамы 1.

Нижние боковые поверхности 8 износостойкой сменной прокладки 6 могут располагаться параллельно стенкам 15 боковой рамы 1 (фиг.3) или под углом - поз.8, фиг.4.

Износостойкая сменная прокладка 6 может быть снабжена дополнительной пластиной 18 (фрикционной прокладкой, взаимодействующей непосредственно с адаптером 5, выполненной из более прочного износостойкого материала, чем сама износостойкая сменная прокладка 6), прочно соединенной с поверхностью 7 снизу (фиг.1-2), например, сваркой.

Работает предлагаемое устройство следующим образом.

Для закрепления износостойкой сменной прокладки 6 на боковой раме 1 концевые части 9 фиксируются в технологических отверстиях 10. Это производится перемещением износостойкой сменной прокладки 6 по направлению к раме 1 по стрелке I (фиг.3). При этом закругления 12-14 скользят по вертикальным стенкам 15. При достижении этими закруглениями 12-13 технологических отверстий 10 пружинящие концевые части (крепежные элементы прокладки 6) 9 заходят в технологические отверстия 10 (защелкиваются) - фиг.3 - (или в выполненные в вертикальных стенках 15 соответствующие углубления, не показаны) и удерживают в буксовом проеме 2 в показанном на фиг.1-3 положении износостойкую сменную прокладку 6 - за счет действия упругих сил материала, из которого она или ее части (поз.8 и/или 9) выполнены.

Чтобы снять износостойкую сменную прокладку 6 упругие концевые части 9 сначала отгибают (отдельно или вместе с упругими боковыми поверхностями 8, в зависимости от исполнения износостойкой сменной прокладки 6). При наличии на них загибов 16 для этого используют стержень 17, один конец которого вводят в загиб 15, а второй перемещают по стрелке II (фиг.3). После этого отогнутую часть (влево) смещают вниз (в направлении против стрелки I) до выхода закругленного выступа 12 из технологического отверстия 10. После этого или одновременно аналогично выводят закругленный выступ 13 из зацепления с технологическим отверстием 10 и снимают вторую часть верхней крепежной ветви 8-9. После того, как концевые части 9 выйдут из зацепления с технологическим отверстием 10, износостойкую сменную прокладку 6 снимают с рамы 1, перемещая в направлении, обратном стрелке I. Износостойкая сменная прокладка 6 может быть снята подобным образом, но при воздействии на элементы 12 или 13 торцом стержня 17 в направлении стрелки III для аналогичного отгиба упругих концевых частей 9.

Применение предлагаемого устройства позволит повысить технологичность операций установки и съема с боковых рам 1 износостойких сменных прокладок 6.

Износостойкая сменная прокладка боковой рамы тележки вагона, установленная в буксовом проеме боковой рамы между опорными поверхностями буксового проема боковой рамы и подшипникового узла и снабженная верхними крепежными ветвями с зауженными концевыми частями, которые загнуты в углубления боковой рамы, отличающаяся тем, что, по меньшей мере, концевые части верхних крепежных ветвей выполнены упругими с возможностью защелкивания.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к подвижному составу железных дорог и касается двухосных трехэлементных тележек грузовых вагонов

Полезная модель относится к рельсовым транспортным средствам, касается конструктивных элементов тележек железнодорожных вагонов, обеспечивающих электропроводность, и направлена на обеспечение постоянного и эффективного отведения статического электричества от конструкции железнодорожного вагона
Наверх