Учебный прибор для исследования электрического поля
ОПИСАНИЕ
ИЗОБРЕТЕНИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
< >999687
Союз Советскнк
Социапистическик
Республик
r г
Ф (61) Дополнительное к авт. свид-ву— (22) Заявлено 260779 (21) 2806416/18-12
Р М К з
009 В 23/18 с присоединением заявки È9—
Государственный комитет
СССР но делам изобретений и открытий (23) Приоритет— (ЩЯЩ 621.317..32(088.8) Опубликовано 230283. Бюллетень 89 7
Дата опубликования описания 230283 (72) Автор изобретения
А. П. Попов
Волгоградский ордена трудового политехнический инст (71) Заявитель (54) УЧЕБНЫЙ ПРИБОР ДЛЯ ИССЛЕДОВАНИЯ ЭЛЕКТРИЧЕСКОГО ПОЛЯ
Изобретение относится к наглядным . учебным приборам и может быть использовано при исследовании электрического поля.
Известен прибор для исследования электрического поля, содержащий набор электродов для моделирования . поля, блок йитания и индикатор 1).
Однако такой прибор не обеспечивает количественного исследования электрического поля. . Наиболее близким к изобретению является прибор для исследования электрического поля, содержащий электроды для моделирования электрического поля, соединенные с источником питания g 2).
Недостатком известного устройства является низкая наглядность, так как оно не позволяет продемонстрировать величину и направление векто. ра напряженности электрического поля.
Цель изобретения †.повьпаение наглядности
Указанная цель достигается тем, что прибор для исследования электрического поля, содержащий электроды, соединенные с источником питания, снабжен индикатором, выполненным в виде электронно-лучевой трубки, электроды расположены на этой трубке, а источник питания представляет собой генератор пульсирующего напряжения.
На чертеже изображен учебный прибор для исследования электрического поля.
Прибор содержит электроды 1 для моделирования электрического цоля, установленные на экране электронно-. лучевой трубки 2, пластины 3 которой соединены с потенциометрами 4. Электроды 1 через ковееутатор 5 соединены с источником 6 питания, который вместе с коммутатором 5 представляет собой генератор пульсирующего напряжения.
Прибор работает следующим образомэ
Положение электронного луча на экране трубки 2 задается регулиров-. кой потенциометров 4 и наблкщается в виде яркой тЬчки. При подаче напря25 жения от источника 6 на электроды 1 электронный луч под действием поля отклоняется, а яркая точка смещается по экрану трубки 2 на расстояние, пропорциональное напряженности иссле-, дуемого поля, в направлении, противоположном вектору напряженности
999087
Формула изобретения
ВНИИПИ Заказ 1162/74 Тираж 486 Подписное
Филиал. ППП "Патент",г.ужгород,ул.Проектная,4 электрического поля, так как под действием поля смещается отрицательный электрический заряд (электрон ).
При переключении коммутатора с определенной частотой на экране трубки
2 .за счет инерции экрана. наблюдаются одновременно две точки, что упрощает измерение значения напряженности поля и повышает..наглядность.
Если электроды 1 соединить с ис; точником пилообразного напряжения, 10 то луч будет перемещаться по экрану трубки 2 равномерно от первой точки до второй и обратно, создавая на экране изображение вектора напряженности модулируемого поля. 35
Направление и величину. напряженности поля удобно определять по координатной сетке, расположенной параллельно: экрану трубки 2 и перед электродами 1. 20
Эффективность использования предлагаемого прибора заключается s обеспечении наглядности при исследова.нии электрического поля.
Учебный прибор для исследования электрического поля, содержащий электроды, соединенйые с источником питания, отличающийся тем, что,.с целью повышения наглядности, он снабжен индикатором, выполненным в виде электронно-лучевой трубки, электроды расположены на этой трубке, а источник пИтания представляют собой генератор пульсирующего напряжения.
Источники информации, принятые во внимание при экспертизе
1. Шахмаев Н.М. ч др. Демонстрационные опыты по электродинамике.
М., "Просвещение", 1973, с. 67-69.
2 ° Юденич В.В. и др. Технические средства обучения и типовое учебнолабораторное оборудование. М., "Высшая школа", 1974, с. 18-19 (прототип).

