Плавучий док с изменяемой шириной
ОПИСАНИЕ
ИЗОБРЕТЕН ИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
Союз Советских
Социалистических
Республик
< >996265 (61) Дополнительное к авт. свид-ву— (22) Заявлено 31.03.81 (21) 3266237/27-11 с присоединением заявки №вЂ” (23) Приоритет— (51) М. Кл.
В 63 С 1/02
Гееударетвеилмк комитет
СССР
Опубликовано 15.02.83. Бюллетень № 6
Дата опубликования описания 25.02.83 (53) УДК 629.128..72 (088.8) ll0 делам»заорете»и» и открытий (72) Автор изобретения
П. Я. Бердичевский (71) Заявитель (54) ПЛАВУЧИЙ ДОК С ИЗМЕНЯЕМОИ" ШИРИНОЙ
Изобретение относится к судостроению и судоремонту, а именно к плавучим докам с изменяемой шириной.
Известен плавучий док с изменяемой шириной, содержащий башни, к которым прикреплен понтон с помощью шарнирного соединения, включающего пальцы шарниров, привод, стопоры и направляющие (1).
Недостатком этого плавдока является ограничение уменьшения ширины плавдока шириной основного понтона, невозможность осмотра и ремонта днища основного понтона без докования, а также отсутствие подъемной силы поворотных понтонов.
Цель изобретения — обеспечение возможности осмотра и ремонта днища понтона без докования и уменьшение ширины плав- >s дока при транспортировке.
Поставленная цель достигается тем, что в плавучем доке с изменяемой шириной понтон выполнен в виде секций, поворотно установленных на общей оси, проходящей че20 рез их продольные оси симметрии, при этом каждая секция понтона снабжена кронштейном с ползуном, скользящим по направляющей, установленной на башке, выполненной с выступом в нижней части, а каждая секция понтона выполнена со сквозными прорезями, в которых размещены выступы башен, причем шарнирные соединения каждых двух смежных секций понтона с башнями расположены на противоположных от оси симметрии бортах указанных секций.
На фиг. 1 схематически изображен предлагаемый док, продольный разрез; по диаметральной плоскости; на фиг. 2 — док с опущенными секциями понтонами. вид в плане; на фиг. 3 — разрез А — А на фиг. 1 с опущенными секциями понтона; на фиг. 4— то же, с поднятыми секциями понтона; на фиг. 5 — узел 1 на фиг. 3; на фиг. 6 — конструктивное выполнение верхнего и нижнего стопоров.
Плавдок состоит из двух башен 1, к которым прикреплены направляющие 2, а в нижней части башен расположены выступы 3. К башням 1 прикреплен понтон, состоящий из секций 4, с помощью шарнирного соединения, включающего пальцы 5 шарниров 6. Секции 4 понтона выполнены со сквозными прорезями и установлены на общей оси 7, проходящей через их продольные оси симметрии, каждая секция 4 понтона снабжена кронштейном 8 с ползуном 9, скользя996265
Формула изобретения
7 3
Щиг.1 щим по направляющей 2 посредством привода 10 (любого типа, например, шестеренчатого с рейкой, с цепью Галля — на чертеже показан условно).
Для фиксации ползуна 9 в крайних положениях направляющая снабжена верхним и нижним стопорами 11.
Стопор установлен в специальных отверстиях 12 направляющей 2.
Устройство работает следующим образом.
В загруженном состоянии каждая секция 4 понтона повернута на оси 7 и на шарнире 6 башни одного борта так, что ползун 9 опущен приводом 10 в крайнее нижнее положение и сверху прижат скошенной гранью нижнего стопора 11, который сидит в отверстиях 12, перекрывая направляющую
2. При этом сеции 4 понтона находятся в горизонтальном положении и горизонтальными участками срезов опираются на горизонтальные участки выступов 3 башен 1.
При уменьшении ширины плавдока перед поднятием секций 4 понтона, нижний стопор 11 под действием привода 10 перемешается горизонтально, выходит из отверстий 12, освобождая ползун 9. Секция 4 поворачивается на оси 7 и на шарнире 6 башни, а ползун 9 поднимается по направляющей 2 до упора в ограничитель направляющей и фиксируется верхним стопором 11 который под действием привода 10 верхнего стопора перемещается горизонтально, входит в верхние отверстия 12, перекрывая направляющую 2 и, прижимаясь скошенной гранью к ползуну 9, снизу прижимает ползун к верхнему донышку направляющей 2, При этом башни 1 сближаются до упора стыкующими кромками выступов 3.
Возможность поворота секций понтона с подъемом их из воды позволяет производить осмотр и ремонт их днища без докования.
Уменьшение ширины плавдока позволяет проводить док через узкие каналы.
Плавучий док с изменяемой шириной, содержащий башни, к которым прикреплен понтон с помощью шарнирного соединения, включающего пальцы шарниров привод, стопоры и направляющие, отличаюи ийся тем, что, с целью обеспечения возможности осмотра и ремонта днища понтона без докования и уменьшения ширины плавдока при транспортировке, понтон выполнен в виде секций, поворотно установленных на обшей оси, проходящей через их продольные оси симметрии, при этом каждая секция понтона снабжена кронштейном с ползуном, скользящим по направляющей, установленной на башне, выполненной с выступом в нижней части, а каждая секция понтона выполнена со сквозными прорезями, в которых размещены выступы башен, причем шарнирные соединения каждых двух смежных секций понтона с башнями расположены на противоположных от о:и симметрии бортах указанных секций.
Источники информации, принятые во внимание при экспертизе
1. Авторское свидетельство СССР № 625965, кл. В 63 С 1/02, 1976 (прототип) 996265
11 12 У 1 Ðèã. б
Составитель T.,×åoíîâà
Редактор Н. Киштулинсн Техред И. Верее Корректор Е. Рошко
Заказ 818128 Тираж 458 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, Ж вЂ” 35, Раушская наб., д. 4/5
Филиал ППП «Патент», г. Ужгород, ул. Г1роектная, 4



