Способ получения биомассы и депарафинированного компонента моторного топлива
СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ БИОМАССЫ И ЛЕПАРАФИНИЗИРОВАННОГО КОМПОНЕНТА МОТОРНОГО ТОПЛИВА,- предусматривающий аэробное культивирование микроорганизмов на питательной среде, содержащей источники азота, фосфора, минеральные соли и нефтяные дистилляты в качестве источника углерода, с последующим разделением целевых продуктов , отличающийся тем, что, с целью увеличения выхода биомассы и повышения качества моторного топлива, используют нефтяные дистилляты, содержащие н-алканы Cj-Cj2 и ароматические углеводороды в соотношении 1:0,3-3,5, при этом (Л культивирование ведут в проточных условиях со скоростью протока 0,150 ,5 чдо достижения остаточной концентрации н-алканов в депарафинизированном дистилляте 25-50% от исходсо со ной. 00 Од 00
СОЮЗ СОВЕТСНИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСНИХ
РЕСПУБЛИН
„„SU„„993631
4(51) С 12 М 1/26; С 10. С 32/00
ГОсудАРстВенный номитет сссР
IlO ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ
«/
/ Щ::.. с
H ABTOPCHOMV СВИДЕТЕЛЬСТВУ
i (21) 2892264/28 — 13 (22) 11.03.80 (46) 15.02.85. Бюл. Ф б (72) Л.И.Козлова, Е.С. Алентьева, О.И. Великославинская, М.И. Рожкова, P.Â. Катруш, И.А. Михайлов, И.И.Бахметьева,(СССР), иностранцы:Хике
Вольфганг, Коккерт Маркус, Хильдебрандт Вальтер, Баух Иоахим, Генч
Герберт (ГДР) и Ф.В. Туровский (CCCP} (71) Всесоюзный научно-исследовательский институт биосинтеза белковых веществ (СССР) и ФЕБ Петрольхемишес Комбинат Шведт (ГДР) (53) 663.18(088.8} (56) 1. Авторское свидетельство СССР
Ф 306734, кл. С 10 G 31/12, 1968.
2. Патент США Ф 3560341 кл. 195 вЂ, опублик, 1976. (54)(57) СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ БИОМАССЫ
И ДЕПАРАФИНИЗИРОВАННОГО КОМПОНЕНТА
МОТОРНОГО ТОПЛИВА,.предусматривающий аэробное культивирование микроорганизмов на питательной среде, содержащей источники азота, фоСфора, минеральные соли и нефтяные дистилляты в качестве источника углерода, с последующим разделением целевых продуктов, отличающийся тем, что, с целью увеличения выхода биомассы и повь1шения качества моторного топлива, используют нефтяные дистилляты, содержащие н-алканы
С -С и ароматические углеводороды в соотношении 1:0,3-3,5, при этом культивирование ведут в проточных условиях со скоростью протока 0,150,5 ч " до достижения остаточной концентрации н-алканов в депарафинизи.рованном дистилляте 25-507. от исходной.
993631
Изобретение относится к микробиологической промьппленности, а именно, к способу получения биомассы и депарафинизированного компонента моторного топлива. 5
Известен способ получения биомассы дрожжей и депарафинизированного дизельного топлива, предусматривающий двухстадийное аэробное культивирование дрожжей Р13. На первой ста- 10 дии получают биомассу с высоким выходом, на второй — достигают необходимой глубины депарафинизации.
Известен также способ получения биомассы и депарафинизированного 15 компонента моторного топлива, предусматривающий аэробное культивирование микроорганизмов ня питательной среде, содержашей источники азота, фосфора, минеральные соли и ыеф- 26 тяные дистилляты в качестве источника углерода L2j, Недостатками известного способа являются невысокий выход биомассы, а также плохое качество полученного калия, магния и другие необходимые минеральные компоненть .
В качестве источника углерода используют искусственную или природную смес1: углеводородов, в частности нефтяные дистилляты, выкипающие н пределах 180-400 С, содержащие н-паряфиноные и ароматические углеводороды, при соотношении между ними 1:0,3-3,5. Концентрацию источника угл родя н питательной среде поддерживают в пределах 3-35Ж, Процесс ведут при рН среды 3-9, температуре 28-43 С, скорости разбавления среды д,15-0„5 ч интенсинности аэрации Воздухом в поеделях 50300 л/кг ч, до достижения остаточной к энде нтон ции н-я 1кянОВ 2э-507с От исх эдной,ПОЛУЧЕННУЮ СУСПЕНЗИю МИКРООР"Bн=:Bìî 1 разде.:яют, например. сепарацией в прису1стни ГЛАВ, ня три фрякц .111; деева ряфич из ировяннь!е угл ОВОдО
poäII, водную фззу H биомасс,,11апярясринизиронанные v-.IIÿaoäo Оды топлива.
Цель изобретения — увеличение выхода биомассы и повьппение качест=
I ва моторного топлива.
Указанная цель достигается тем, ЗО что в способе получения биомассы и депарафинизированного компонента моторного топлива, предусматривающем яэробное культивирование микроорганизмов на питательной среде, ñîäåðжащей источники азота, фосфора, минеральные соли и нефтяные дистилляты в качестве источника углерода с последующим разделением целевых продуктов, предложено использовать нефтя- щ ные дистилляты, содержащие н-алканы С -С и ароматические углеводов 32 роды в соотношении 1:0,3-3,5, при этом культивирование ведут в проточных условиях со скоростью протока
О, 15-0,5 ч ",цо достижения остаточНоН концентрации н-алканов в депарафинированном,цистилляте 25-50Х от исходной.
Способ осуществляют следующим образом.
Дрожжи родов Candida, 7horu)орзis, Rhodotorula или бактерии родов Вяcilus, Micrococcus, Mycobacterium, Pseudomonas, выращивают непрерывным способом в условиях аэрации на водно-минеральной питательной среде, содержащей источники азота, фосфора, с ЗстОЯ из смеси У1глеводоро;1ОВ из котОрОй частично далеHbi H Bлкяны и содержат в расTHopcH«oi ; состоянии вещества жирового характера, содержание которых составляет 0,.1-2„0!..
Депяряфинизят используют для состяВления топлинных композиции
Г1 р и м е р 1. Дрг:жжи 0BIldldB
gu1 l I 1еrIDOпd1 1 Hblpящ11 ; B!1I 1-;eпрерыв ным способом в условиях я рации н
\ ферментере объемом 200 л ня нефтяном дистилляте с пределами выкипания 220-380 С. содержащем 10,5% н-алканов С. -С ь Зс 7 ароматических у:."леводсфодов — соотношеHH(-:.I — BIIKBны".ароматические углеводoрoдь1 1:35
Концентрация н-":пкзнон В - -:TBTeI-ьной среде была 3,2;.:
Водно-минеральная ср - дя быпя .следующегo; ocòaâà, г/л:
17,1
Гидраокись аммония (22 )
Фосфорная кисГ!Отя (!4/=!
Хлори)1 калия
0 ут1ьф-т мя ни.
Сульфат железа
Сульфат цинка
Сульфат мар1 янця
Сульфат меди
0,37
0,018
0,037
0,029
0,008
993631
Ф
Частота вращения вала, об/мин теля
1500
1800
1 200
135
160
= дизтопливо Л"
142
153
1г5 е депарафинизат
32
= дизтопливо "Л
39
475 478
= депарафинизат
490
= дизтопливо "Л"
505
536
Таким образом, при использовании депарафинизата дымность снижается на
10-177, температура отработанных га- S> зов — на 10-30 С во всем диапазоне
Процесс нели при скорости разбавления среды 0,2 ч, интенсивности аэрации 100 л/кг ч, температуре 3234 С и рН среды 4-4,5.
Дрожжевую суспензию, выходившую из ферментера сгущали сначала декантацией, затем сепарацией с ПЛВ выделяли биомассу и депарафинизат. Выход биомассы 20 г/л, в пересчете на исходный нефтяный дистиллят 6,257.
В депарафинизате определяли содержание н-алканон и жироподобных веществ.
Содержание н — алканов С, -С в депарафинизате было 4,87., т.е. степень дегарафинизации исходного дистиллята составила 54%. Содержание жироподобных вещесfB было 4100 мг/л.
Выделенный депарафинизат подвергали амиачпо-водной . ромынке для удаления кислых продуктов метаболизма и
Показатели работы двига1 . Уд. индикаторный расход топлива, г/и л. с.. ч
= депарафинизат
2. Дымность отработавших г газов, един. Хартриджа
3. Температура отработанных газов, C частоты вращения вала, по сравнению с товарным топливом марки "Л". гидроочистке для удаления сернистых соединений нефти. Моторные испытания гидроочищенного депарафинизата проводили в сопоставлении с товарным гидроочищенным дизельньгм топливом марки "Л" по ГОСТ 305-73 с близкими характеристиками по температуре застывания, содержанию серы и цетановому числу. К депарафинизату для выравнивания фракционного состава добавляли i07. головной фракции 180240 0
Испытания проводили на тракторном двигателе Д-20 по 60-часовой ужесточенной методике на режимах внешней характеристики при форсировании до мощности на 20% от 1600 до
i800 об/мин, при часовом расходе плина 4+0,5 кг/ч.
При этом получены следующие данhb c
Пример 2. Дрожжи Саг.3ida
Ры1.1liermondii выращивали в ферментере емкостью 250 м и выделяли депарафинизат как в примере 1, но депарафинизации подвергали нефтяной дистиллят, выкипавший в пределах 230993631 углеводородов — соотношение н-алканы: ароматическое углеводороцы 1:0,3.
Концентрация н-алканов в питательной среде 57..
S Водно-минеральная среда была следующего состава, г/л
Гидроокись аммония (227) 36,75
Фосфорная кислота (747)
Хлорид калия
Сульфат магния
Сульфат железа
Сульфат цинка
Сульфат марганца
7,38
3,9
1,62
0,075
0,075
0,075
КорректорJ1. Пилипенко
Заказ 322/2 Тираж 525
ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5
Подписное
Филиал ЛПП "Патент", г. Ужгород, ул. Проектная, 4 о
365 С, содержавший 197 н-алканов
Сщ„-С и 25,57 ароматических углеводородов, соотношение н-алканы: ароматические углеводороды 1:1,3. Концентрация н-алканов в питательной среде была 2,8Х, скорость разбавления среды О, 15 ч ".
После выделения депарафинизата содержание н-алканов С„ -С в нем было 57, т.е. степень депарафиниза- 10 ции дистиллята составила 747. Содер/ жание жироподобных веществ 9160 мг/л.
Обработанный как в примере 1 де1 парафинизат перегоняли и подвергали каталитической гидроочистке. К гидро- 15 очищенному депарафинизату — компоненту моторного топлива добавляли 10Х прямогонной фракции 170-235 С. Полученное на основе компонента топливо испытывали на полноразмерном дизель- 20 ном двигателе Д-20 в сопоставлении с товарным гидроочищенным топливом марки "Л" по ГОСТ 305-73 того же фракционного состава, что и полученное опытное топливо и с аналогичными характеристиками по содержанию серы (0,17) и цетановому числу (49-51 ед).
По данным 60-часовых моторных испытаний экономичность работы двигателя на опытном топливе была выше на 6Х. З1)
Температура отработанных газов ниже на 30 С. Количество отложений в ка4 мере сгорания и на днище поршня в
1,75-1,9 раз меньше, чем на топливе марки "Л".
Выход биомассы 21 г/л, т. е. 147 в пересчете на исходный нефтяной дистиллят.
Пример 3. Бактерии Bacillus
megaterium выращивали непрерывным способом в ферментере объемом 30 л при аэрировании среды воздухом на нефтяном дистилляте с пределами выкипания 190-360 С, содержанием 407. н-алканов С -С2, и 127 ароматически; г
Редактор 1-,Герасимова Техред M.Hàäü
Сульфат меди 0,009
Процесс вели при скорости разбавления среды 0,5 ч ", интенсивности аэрации 250 л/кг.ч.
Выделение депарафинизата осуществляли как в примере 1, Содержание н-алканов С -С в де 3 26 парафинизате 207, т.е. степень депарафинизации дцстиллята составила 507.
Содержание жироподобных веществ
2050 мг/л.
Депарафинизат обрабатывали как в примере 2 и сравнивали с прямогон— ным дизельным топливом марки ДС из высокопарафинистых нефтей с близкими показателями по температуре застывания и содержанию серы, Экономичность двигателя была выше на 37, износы колец поршня при краткосрочных испытаниях на двигателе СМЛ- 14 были ниже на 5-87.
Выход биомассы 23 г/л, т.е„
18,4Х в пересчете на исходный нефтяной дистиллят.
Таким образом описанный способ позволяет улучшить качество моторно;о топлива и получить биомассу микроорганизмов с высоким выходом.



