Система смазки двигателя внутреннего сгорания
ОПИСАНИЕ
ИЗОЬРКтКНИЯ ""99276
Союз Советских
Социалистических
Республик
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (22) Заявлено 060381 (21) 3273744/25-06 (63) Дополнительное к авт. свид-ву—
Р М К з
F 0i X 1/10
Р 01 М 5/00 с присоединением заявки Но—
Государственный комитет
СССР но делам изобретений и открытий (23) Приоритет— (53) УДК 6 21. 43-729. 3 (088. 8) Опублийовано 300183, Бюллетень HP 4
Дата опубликования описания 300183 (72) Автор изобретения
С.Ф. Мочалов (71) Заявитель (54) .СИСТЕМА СМАЭКИ ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ
Изобретение относится к двигателестроению, а именно, .к системам смаэ ки двигателей внутреннего сгорания, и предназначено для предпусковой смазки двигателей.
Известна система смазки двигателя внутреннего сгорания, содержащая кор пус центрифуги с полостью, выполненный эа одно целое с приводным шкивом вентилятора и закрепленный на конце коленчатого вала, масляные каналы в последнем, сообщенные.с полостью корпуса, и клапан 1 )..
Недостаток известной системы смазки — ее малая надежность при запуске двигателя, поскольку происходит запаздывание поступления масла к подшипникам коленчатого вала, приводящее к повышенному износу и задиру подшипников.
Цель .изобретения — повышение надежности системы смазки путем обеспечения предпусковой подачи масла иэ центрифуги в каналы коленчатого вала. 25
Для достижения этой цели система смазки двигателя внутреннего сгорания, содержащая корпус центрифуги с полостью, выполненный за одно целое с приводным шкивом вентилятора и закрепленный на конце коленчатого вала, масляные каналы в последнем, сообщенные с полостью корпуса, и клапан, снабжена электромагнитной катушкой,и подпружиненным поршнем, размещенным в полости корпуса центрифуги, на торцах поршня и корпуса выполнены радиальные пазы со встречно наклоненными стенками, в которых установлены клиновидные. центробеж" ные грузы, снабженные фиксатором, выполненным в виде кольцевого подпру- жиненного сердечника электромагнитной катушки, а клапан установлен на выходе из каналов коленчатого вала в полость.
На чертеже представлена схема системы смазки.
Система смазки двигателя внутреннего сгорания содержит корпус 1 центрифуги с полостью 2, выполненный за одно целое с приводным шкивом 3 вентилятора и закрепленный на конце коленчатого. вала 4 при помощи винта
5, снабженного каналом б для сообщения полости 2 с масляными каналами 7 коленчатого вала 4. На выходе из каналов 7-в полость 2 установлен двусторонний клапан 8 с пружинами 9 и
10. В полости 2 размещен поршень 11
992761 с пружиной 12, упирающейся с одной стороны в правый торец поршня 11, . а с другой — в торец фланца 13 корпуса 1. На левом торце поршня 11 и на торце корпуса 1 с внутренней его стороны выполнены радиальные пазы 14 и 15 со встречно наклоненными стенками 16 и 17. В пазах 14 и 15 на шарикоподшипниках 18 установлены клиновидные центробежные грузы 19. Грузы 19 снабжены фиксатором, выполнен- !О ным в виде кольцевого сердечника 20 электромагнитной катушки 21, установленной на картере 22 двигателя и снабженной кнопкой 23 в цепи ее управления. Сердечник 20 снабжен ободом 24 для установки пружин 25. В грузах 19 предусмотрены углубления 26 для ввода в них штифтов сер,дечника (фиксатора) 20. В полости 2 корпуса 1 выполнена проточка 27 для сбора механических примесей — загрязнений масла со стенок полости.
Система смазки двигателя внутреннего сгорания работает следующим образом.
Во время работы двигателя вращается коленчатый вал 4 вместе с корпусом 1 центрифуги, при этом клиновид ные грузы 19 под действием центробежных сил стремятся разойтись от оси вращения и катятся на шарикоподшипниках 18 по наклонным стенкам 16 и 17 пазов 14 и 15. Грузы 19 отжимают при своем днижении поршень
11 вправо, преодолевая усилие пружины 12. При крайнем положении грузов 19, как показано на чертеже, штифты подпружиненного кольцевого сердечника (фиксатора) 20 заходят в углубления 26 грузов и удерживают последние в этом положении. Под дав- 40 лением масла, подаваемого насосом системы смазки в каналы 7 коленчатого вала 4, сжимается пружина 10 и открывается клапан 8, отрегулированный на минимально допустимое давле- 45 ние в масляной магистрали двигателя, и масло иэ каналов 7 поступает через канал 6 в полость 2. При достижении определенной величины давления в полости 2 клапан 8 закрывается, и таким образом создается запас масла для последующей предпусковой подачи масла в каналы 7 коленчатого вала 4. ,Перед запуском двигателя нажимают на кнопку 23 цепи управления электромагнитной катушкой 21, и ток от источника поступает в последнюю, сердечник 20 втягивается н катушку 21 и сжимает пружины 25. Штифты сердечника (фиксатора) 20 выходят из углублений 26 грузов 19, которые под действием усилия пружины 12 начинают передвигаться в пазах 14 и 1 5 по направлению к оси корпуса 1.
Поршень 11 при движении влево вытесняет масло иэ полости 2 в канал 6.
Под давлением масла со стороны полости 2 сжимается пружина 9 и открывается клапан 8, масло поступает из полости 2 в каналы 7 и по ним к подшипникам коленчатого нала 4.
При достижении определенного давления масла в системе смазки, контролируемого манометром, запускают двигатель.
При вращении коленчатого вала 4 вместе с корпусом 1 на цилиндрической поверхности полости 2 корпуса 1 под действием центробежных сил будут откладываться частицы загрязнения масла, а поршень 11 при движении влево будет счищать их в проточку 27.
Таким образом, йредлагаемая система смазки двигателя обеспечивает предпусковую подачу .масла из полости корпуса центрифуги непосредственно в. каналы коленчатого вала и к подшипникам, т.е. к удаленным от насоса точкам смазки, что снижает износ подшипников.
При низких температурах окружающего воздуха может быть предусмотрен предпусковой прогрев масла.
Формула изобретения
Система смазки двигателя внутреннего сгорания, содержащая корпус центрифуги с полостью, выполненный за одно целое с приводным шкивом вентилятора и закрепленный на конце коленчатого вала, масляные каналы в последнем, сообщенные с полостью корпуса, и клапан, о т л и ч а ю— щ а я с я тем, что, с целью повышения надежности путем обеспечения предпусковой подачи масла из центрифуги в каналы коленчатого вала, она снабжена электромагнитной катушкой и подпружиненным поршнем, размещенным в полости корпуса центрифуги, на торцах поршня и корпуса выполнены радиальные пазы со встречно наклоненными стенками, в которых установлены клиновидные центробежные грузы, снабженные фиксатором, выполненным в виде кольцевого подпружиненного сердечника электромагнитной катушки, а клапан установлен на выходе из канаов коленчатого вала в полость.
Источники информации, принятые во внимание при экспертизе
1. Григорьев М.A. и др. Системы смазки зарубежных автомобильных двигателей. Обзор, ЦИНТИЛМ, M., 1964, с. 81-83.
992761
Составитель О. Тугарева
Техред.E.Харитончик Корректор И. Демчик
Редактор И. Ковальчук
Тираж 533 Подписное
ВНПИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5
Заказ 400/40
Фи ш3л ППП "Патент", г. Ужгород, ул. Проектная, 4


