Судовое подъемно-опускное устройство для подводной исследовательской аппаратуры
Оп КСАН ИЕ
ИЗОБРЕТЕНИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
<>988650
Союз Советскик
Социалистическик
Рвслублик (61) Дополнительное к авт. свид-ву— (22) Заявлено 01.06. 81 (21) 3297382/27-11 с присоединением заявки МЩМ ICn з
В 63 В 27/16
Государственный комитет
СССР по делам изобретений и открытий (23) Приоритет— (33) УДК 629. 12.02/.
/.09(088.8) Опубликовано 1501.83. Бюллетень М 2
Дата опубликования описания 150183
В.И.Коваленко и Е.A.Ìàøèðoâñêöé
/ (72) Авторы изобретения
t а
3 (71) Заявитель 54) СУДОВОЕ ПОДЪЕМНО-ОПУСКНОЕ УСТРОЙСТВО
ДЛЯ ПОДВОДНОЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ
АППАРАТУРЫ
Изобретение относится к судостроению, в частности к судовым подъемно-опускным устройствам для подводной исследовательской аппаратуры.
Известно судовое подъемно-опускное устройство для подводной исследовательской аппаратуры, содержащее вертикально расположенную шахту,выполненную в корпусе судна, установленную с возможностью перемещения в шахте посредством направляющих элементов каретку, сопрягаемую с контейнером для исследоват льской аппаратуры и связанную посредством троса, пропущенного через направляющие ролики, с тяговым грузовым органом, на котором намотан кабель-трос,пропущенный через дополнительный направляющий ролик и связанный ходовым концом.с контейнером для исследовательской аппаратуры (1).
Недостатком известного подъемноопускного устройства является малая надежность работы.
Цель изобретения — повышение надежности работы подъемно-опускного устройства.
Поставленная цель достигается тем, что в судовом подъемно-опускном устройстве для подводной псследовательской аппаратуры, содержащем вертикально расположенную шахту, выполненную в корпусе судна, установленную с возможностью перемещения в шахте посредством направляющих:элементов каретку, сопрягаемую с контейнером для исследовательской аппаратуры и связанную посредством троса, пропущенного через направляющие ролики, с тя- . говым грузовым органом, на котором намотан кабель-трос, пропущенный через дополнительный направляющий ролик и связанный ходовым концом с контейнером для исследовательской аппаратуры, каретка содержит цилиндрической формы поплавок с хвостовиком в верх» ней его части, а упомянутый тяговый грузовой орган содержит двухбарабанную лебедку со сцепной муфтой дЛя барабанов, установленной между последними, при этом дополнительный нап- равляющий ролик для кабель-троса установлен на верхнем конце хвостовика упомянутого поплавка, а коренные концы троса и кабель-троса намотаны на первом и втором барабанах лебедки соответственно в противоположных направлениях, причем направляющие элементы каретки выполнены в виде катиов, смонтированных на хвостовике поплавка по988650 средством кронштейнов и на основании поплавка.
На фиг.1 изображено судовое подьемно-опускное устройство, общий вид, разрез; на фиг.2 — то же, в ходе, выполнения опускной операции.:
Судовое подъемно-опускное устройство для исследовательской аппаратуры установлено на судне 1 (фиг.1) и состоит из подъемной лебедки 2 .тягового грузового органа, имеющей два барабана 3 и 4, между которыми расположена сцепная муфта 5.
На барабане 3 лебедки 2 ыамотан кабель-трос 6, а на барабане 4 трос 7, имеющий противоположное направление намотки по отношению к намотке кабель-троса 6.
Трос 7 проходит через направляющие ролики 8, а кабель-трос 6 - через дополнительный направляющий ролик 9. 20
Трос 7 связан ходовым концом с кареткой, содержащий цилиндрической формы поплавок 10 с хвостовиком g .в верхней его части, имеющим меньший диаметр, чем основание поплавка 10. 25
Дополнительный направляющий ролик 9 установлен на верхнем конце хвостовика g поплавка 10. Поплавок 10 с хвостовиком выполнены с осевыми отверстиями о.и 3, через которые пропущен Зй кабель-трос 6. На хвостовике ct поплав.ка 10 имеется часть катков, 11 направляющих элементов, установленных на ,кронштейнах 12 .и позволяющих ориентироваться в шахте 13. Катки 11 уста- у новлены и на основании поплавка. Кабель-трос 6 проходит через дополнительный направляющий ролик 9, далее через отверстий 0 и 4 поплавка 10 и через герметичное соединение 14 связан с контейнером 15 для исследовательской аппаратуры 16. Контейнер 15 исследовательской аппаратуры 16 снаб.жен в нижней части балластом 17.
Трос 7 от барабана 4 проходит через направляющие ролики 8 и соединяется ходовым концом с кронштейном 12: хвостовика О поплавка 10. Для ограничения хода поплавка 10 вниз по шахте 13 последняя снабжена упором 18.
Устройство работает следующим образом.
Прежде чем опустить контейнер 15 с исследовательской аппаратурой 16 наглубину, необходимо вывести его йз шахты 13 .
Для этого опускается в нижнее положение система поплавок 10 - контейнер 15 исследовательской аппаратуры 16, что осуществляется включением лебедки 2 в работу, и барабаны 3 и 4 вращаются при этом в направлении часовой стрелки.
Трос 7 с барабана 4 отравливается и опускает поплавок 10 каретки. Учи-, тывая,что дополнительный направляющий 5 ролик 9 кабель-троса 6 установлен на хвостовикеб малого диаметра поплавка 10, то он опускается вместе с поплавком 10. Контейнер 15 исследовательской аппаратуры 16 должен быть состыкован с поплавком 10 в пределах шахты 13 в процессе спуска поплавка
10 каретки.
Для соблюдения этого обеспечивается синхронная работа по опусканию по)плавка 10 вместе с контейнером 15 исследовательской аппаратуры 16. Если поплавок 10 при помощи троса 17 опускается вниз на единицу длины, а контейнер 16 исследовательской аппаратуры 16 на две единицы длины, то не обходимо при выводе контейнера 15 из шахты 13 обеспечить их синхронное движение, т,е. в данном случае кабель-трос необходимо поднять на единицу длины. Таким образом, синхронная работа по выводу контейнера 15 из шахты обеспечивается одновременным опусканием поплавка 10 и подъемом контейнера 15 исследовательской аппаратуры 16, т.е. на время воевода носителя из шахты трос 7 должен с барабана 4 лебедки 2 сматываться, а кабель-трос 6 наматываться на барабан
3 лебедки 2. Для простоты лебедки и ее привода оба барабана 3 и 4 должны вращаться в одну и ту же сторону. Это обеспечивается путем различной запасовки троса 7 и кабель-троса 6 на свои барабаны 3 и 4. Для точности работы оба барабана 3 и 4 должны иметь одинаковые диаметры (на фиг.1 для удобства рассмотрения работы устройства барабаны 3 и 4 имеют различные диаметры). Запасовка троса 7 и кабель-троса 6 должна быть такой, как показано на фиг.1.
Когда система поплавок 10 - контейнер 15 исследовательской аппаратуры 16 займет нижнее положение, лебедку 2 выключают, после чего барабан
4 стопорят, отсоединяя его от барабана 3 при помощи соединительной муфты 5, и замыкают на корпус лебедки 2. Физически это положение соответствует такому состоянию системы, когда поплавок 10 каретки будет погружен в воду до такого уровня, при котором он в состоянии, благодаря запасу плавучести, удержать на себе вес контейнера 15 с исследовательской аппаратурой 16, направляющий ролик 9 и остальное оборудование, навешаиное на ней.
После этого опускается контейнер
15 исследовательской аппаратуры 16 на глубину путем включения лебедки 2 на травление кабель-троса 6, т.е. барабан 3 лебедки 2 вращается в направлении против часовой стрелки.
Новой нагрузкой на поплавок 10 каретки в этом случае будет вес вытрав988650
45 ленного кабель-троса 6, который вызывает некоторое погружение хвостовикаб малого диаметра поплавка 10.
Когда на судно 1 воздействуют волны, то оно качается и перемещается > то вверх, то вниз. Естественно, что 5 судно качается по своему закону, а контейнер 15 исследовательской аппаратуры 16 по своему закону, так как обе эти системя жесткой связи не имеют, ! и кабель-трос в этом случае представ- 10 ляет собой отдельную гибкую систему с контейнером 15 на нижнем конце.
Рывки которые могут возникать s кабель-тросовой системе из-за качки судна, передаются в каком-то виде 15 контейнеру 15 аппаратуры 16, стремясь его отклонить от вертикальной оси.
И это время в действие вступает подъемная сила хвостовика Q малого диаметра поплавка 10. Когда сила рыв- Щ ка возрастает, то поплавок 10 вместе с дополнительным направляющим роликом 9 погружается в воду до определенного силой уровня, когда же сила рывка уменьшается, то поплавок 10 всплывает. Перемещение поплавка на одну единицу длины позволяет благодаря подвижному вместе с поплавком нап- равляющему ролику 9 кабель-троса 6 стравить либо выбрать кабель-трос 6 на две единицы длины и не дать силе рывка жестко "дернуть" контейнер 15 аппаратуры 16. Лебедка 2 в это вре мя не работает, а перематывание кабель-троса 6 происходит только на направляющем ролике 9, который, перемещаясь То вверх, то вниз, как бы перекатывается по кабель-тросу 6.
НеобхОдимая длина кабель-троса для перемотки имеется — это участок от неподвижной в данном случае лебедки
2 до поплавка 10. Опытным путем уточняется жесткость амортизирующего узла, который представляет собой хвостовик0 малого диаметра поплавка.
Чем меньше диаметр хвостовика G поплавка, тем мягче амортизация, и чем больше днаметр хвостовика Q поплавка, тем жестче характеристика ее.
В зависимости от веса (,массы) контейнера 15 аппаратуры 16 в воде, 50
его формы, его гидродинамических качеств может быть выбран оптимальный диаметр хвостовика CI поплавка, т.е. оптимальная жесткость системы.
Подъем контейнера 15 аппаратуры 55
16 и ввод его в шахту 13 осуществляется в обратном порядке.
Запускается лебедка и вращается барабан 3 лебедки 2, на котором намотан кабель-трос 6 в направлении часо- О вой стрелки. Контейнер 15 аппаратур, 16 поднимается к центрирующему .конусу поплавка 10 каретки. Вращение барабана 3 прекращают, включают при помощи муфты 5 в работу оба барабана 3 и 4 . лебедки 2.
При вращении барабанов 3 и 4 в направлении против часбвой стрелки заводят контейнер 15 в шахту 13, причем двимЬние осуществляется синхронно, при котором контейнер 15 следует- состыкованным с поплавком 10. Подвижная система доводится до исходного поло-. жения, и устройство готово к очередному опусканию в необходимом районе моря. Предложенное устройство значительно повышает надежность работы.
Формула изобретения
Судовое подъемно-опускное устройство для подводной исследовательской аппаратуры, содержащее вертикально расположенную шахту, выполненную в
1корпусе судна, установленную с воз можностью перемещения в шахте посредством направляющих элементов каретку, сопрягаемую с контейнером для исследовательской аппаратуры и связаннуюпосредством троса, пропущенного через направляющие ролики, с тяговым грузовым органом, на котором наметан ка- . бель-трос, пропущенный через дополнительный направляющий .ролик и связанный ходовым концом с контейнером для исследовательской аппаратуры, о т л и ч а ю щ е е с я тем, что, с целью повышения надежности работы, каретка содержит цилиндрической формы поплавок с хвостовиком в верхней его части, а упомянутый тяговый грузовой орган содержит двухбарабаниую лебедку со сцепной муфтой для барабанов, установленной между последними, при этом дополнительный направляющий. .ролик для кабель-троса установлен на верхнем конце хвостовика упомянутого поплавка, а коренные концы троса и кабель-троса намотаны на первом и втором барабанах лебедки соответственно в противоположных направлениях, причем направляющие элементы .каретки выполнены в виде катков, смонтированных на хвостовике поплавка посредством кронштейнов и на основании поплавка.
Источники информации, принятые во внимание йри экспертизе
1. Авторское свидетельство СССР по заявке 9 2765334/11, кл, В 63 С 7/20, 1979 °
988б50
Составитель В. Старых .Редактор М.Дылын Техред А. Бабинец Корректор A.Ôåðåíö
Заказ 10970/23 Тираж458 Подписное
ВНИиПИ Росударственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д.4/5
Филиал ППП "Патент", r.ужгород, ул.Проектная, 4




