Гайковерт
(22) Авторы изобретения
К. В. Паялкин и Б.ф. Серов
t !
Специализированное конструкторское бюро=-ио,механиэафи и. автоматизации слесарно-сборочных работ (7E) Заявитель (54 ) ГАЙКОВЕРТ
Изобретение относится к механизированному инструменту для сборки и разборки реэьбовых соединений, в частности для затягивания гаек на закрепительных втулках при монтаже и демонтаже подшипников.
Известен гайковерт, содержащий тележку, установленный на ней привод, кинематически связанный с ним шпиндель с головкой под ключ на конце (1)., Недостаток данного гайковерта состоит в том, что в нем отсутствуют weменты фиксации деталей затягиваемого реэьбового соединения, из-эа чего возможно их совместное проворачивание.
Наиболее близким по технической сущности к изобретению является гай- коверт для сборки резьбовых соединений с зафиксированным промежуточным элементом, содержащий корпус, раэме- щ щенные в нем привод, связанный с последним шпиндель, установленный на его свободном конце рабочий орган в виде втулки, и гильзу, охватывающую втулку и соединяемую с промежуточным элементом резьбового соединения f2 1.
Недостаток известного гайковерта заключается в том, что при затягивании гаек,. как правило, профили промежуточного элемента шайбы и наживленной гайки развернуты относительно друг друга и не совпадают с профилями ответных гнезд втулки и гильзы, поэтому в начальный момент затяжки вра-. щение передается лишь на гайку, при этом реактивный момент гасится руками оператора, что ведет к его утомляемости и снижению производительности.
Кроме того, при затягивании гаек на закрепительных втулках шарикоподшипников, установленных в средней части длинных валов в момент совпадения гне- . зда гильзы с профилем промежуточного элемента шайбы гайковерт резко перемещается в сторону последней, при этом происходит их соударение по торцам, в результате чего закрепительная втулка выбивается иэ-под подшипника и она
Гайковерт работает следующим образом.
Гайковерт подводят к собираемому иэделию и перемещают его в сторону изделия так, чтобы конец вала вошел в центральное отверстие 18 шпинделя 4, а штыри 16 вошли в пазы корпуса подшипника 17. При дальнейшем перемещении гайковерта втулка 5, установленная на конце шпинделя 4, гнездом 8 охватывает. гайку 9, а в гнездо 15 гильзы 13 входят внешние лепестки шайбы
11, которая установлена на закрепительной втулке 10 и удерживает ее от проворота. После того, как гайковерт сбазирован, по собираемому изделию включают привод и производят завинчивание и затяжку гайки 9, при этом закрепительная втулка 10 перемещается, в сторону шпинделя 4 по отношению к шарикоподшипнику, внутренняя конусная поверхность которого сжимает закрепительную втулку 10.
Если в момент базирования гайковерта относительно собираемого изделия внешние лепестки шайбы 11.не зашли в гнездо 15 гильзы 13 или гайка .
9 не зашла в гнездо 8 втулки 5, то в процессе вращения шпинделя 4 совместно со втулкой 5, гнездо 8 последней совместится с гайкой 9, при этом под действием пружины 6 втулка 5 переместится в сторону гайки 9, которая продолжает совместное вращение с закрепительной втулкой 10 и шайбой 11 до тех пор, пока ее внешние лепестки не окажутся против гнезда 15 гильзы 13, которая под действием пружины 14 перемещается в. сторону шайбы 11 и стопорит ее. . При дальнейшем вращении шпинделя 4 осуществляют окончательную затяжку гайки 9 до требуемого предельного момента затяжки.
3а счет осевого перемещения втул-. ки и гильзы относительно шпинделя и корпуса соответственно их поджатия пружинами в осевом направлении отпакрепительной втулки подшипника, за счет чего увеличивается производительность.
1. Гайковерт для сборки резьбовых соединений с зафиксированным промежуточным элементом, содержащий корпус, 3 9828 начинает проворачиваться совместно с шайбой и гайкой относительно вала, в результате требуется проводить повторную установку закрепительной втулки на вал, что также ведет к снижению производительности.
Цель изобретения — повышение производительности.
Поставленная цель достигается тем, что в гайковерте для сборки реэьбовых соединений с заФиксированным промежуточным элементом, содержащем корпус, размещенные в нем привод, связанный с последним шпиндель, установленный на его свободном конце рабочий орган в виде втулки и гильзу, обхватывающую втулку и соединяемую с промежуточным элементом резьбового соединения, гильза и втулка подпружинены в осевом на-, правлении соответственно относительно
26 корпуса и шпинделя, который выполнен со сквозным отверстием для прохождения конца вала, а гайковерт снабжен установочными штырями, жестко закрепленными на корпусе симметрично по от- ношению к свободному концу втулки.
На чертеже изображен гайковерт, продольный разрез.
Гайковерт содержит корпус 1, в котором размещены привод 2, связанный с ним через редуктор 3 шпиндель 4.
На конце шпинделя 4 с возможностью осевого перемещения установлен рабочий орган в виде втулки 5, поджимаемой в осевом направлении пружиной 6.
Втулка 5 перемещается вдоль шпонок 7, 35 закрепленных в шпинделе 4. Втулка 5 на конце имеет гнездо 8, ответное проФилю гайки 9, завертываемой на закрепительную втулку 10 и стопорящуюся
40 шайбой ll, которая устанавливается на закрепительной втулке 10, при этом ее внутренний лепесток заходит в шпоночный паз втулки 10, а один иэ внешних лепестков загибается в сторону
43 паза- гайки 9.
На корпусе 1 через шпонки 12 установлена с возможностью осевого перемещения гильза 13, которая охватыва- дает необходимость в переустановке зает втулку 10 и поджимается,в осевом направлении пружиной 14. Гильза 13 на конце имеет гнездо 15, в которое заходят внешние лепестки шайбы 11.
На корпусе 1 жестко закреплены штыри
lб, которые, расположены симметрично Формула изобретения оси втулки 10 и взаимодействуют с ба- 33 вовой деталью - корпусом подшипника
17. Шпиндель 4 выполнен со сквозным центральным отверстием 18.
5 982886 6 размещенные в нем привод, связанный 2. Гайковерт по п. 1, о т л и ч ас последним шпиндель, установленный ю шийся тем, что, с целью обеспена его свободном конце рабочий орган чения гашения реактивного момента, он в виде втулки и гильзу, обхватывающую снабжен установочными штырями, жестко втулку и соединяемую с промежуточным 5 закрепленными на корпусе симметрично элементом резьбового соединения, о т- по отношению к свободному концу втулл и ч а ю шийся тем, что, с целью ки. повышения производительности за счет надежной фиксации элементов резьбово- Источники информации го соединения, устанавливаемого на 10 принятые во внимание при экспертизе длинных валах, гильза и втулка подпру- 1. Авторское свидетельство СССР жинены в осевом направлении соответст- У 160683, кл. В 25 В 21/00, 1962. венно относительно корпуса и шпинделя, 2. Авторское свидетельство СССР который выполнен со сквозным отверсти- 11 602105, кл. В 25 В 21/00, 1973 ем для прохождения конца вала. 15 (прототип).
ВНИИПИ Заказ 9800/17 Тираж 1087 Подписное филиал ППП "Патент", г. Ужгород, ул. Проектная, Й


