Воздухораспределитель для тормозной системы транспортного средства с прицепом
ОПИСАНИЕ
ИЗОБРЕТЕНИЯ
Союз Советскик
Социалистических
Республик
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (61) Дополнительное к авт. свид-ву— (22) Заявлено 24.04.81 (21) 3281548/27-11 (М) М. Кл.з
В 60 Т 15/36 с присоединением заявки ¹
Государственный комитет
СССР по делам изобретений и открытий (23) Приоритет
Опубликовано 1510.82. Бюллетень ¹ 38 (53) УДК 629.113-59(088.8) Дата опубликования описания151082
И.И. Бергер, И.М. Козача, В.М. Кульчицкий и Л.И. Левченко (72) Авторы изобретения "ТСОЮЧрз у л,Tf q-,ц И ж;а а и
ИВММОТЕМФ (71) Заявитель (54) ВОЗДУХОРАСПРЕДЕЛИТЕЛЬ Для ТОРМОЗНОЙ
СИСТЕМЫ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА
С ПРИЦЕПОМ
Изобретение относится к транспортному машиностроению, в частности к пневматическим тормозным системам, и может быть использовано на прицепных транспортных средствах в однопроводной и двухпроводной тормозных, системах.
Наиболее близким к предлагаемому является воздухораспределитель для пневматической тормозной системы прицепного транспортного средства,содержащий корпус с крышкой, в котором размещен следящий механизм, ограничивающий с корпусом и крышкой полости, подключаемые к соединительной магистрали тягача, тормозным камерам, ресиверам и магистрали управления, и перепускной клапан, при этом следящая система включает в себя поршень, разделяющий полости, соединяе-. мые с тормозными камерами и ресиверами, выполненный с центральным отверстием и седлом, взаимодействующим с перепускным клапаном l1 ).
Недостатком известного воздухо-, распре (елителя является конструктивная сложность ус:геройства, что создает технологические трудности при изготовлении.
Цель изобретения — упрощение конструкции и улучшение технологич ности изготовления.
Поставленная цель достигается тем, что поршень выполнен ступенчатым, причем на одной из его ступеней образован кольцеобразный выступ, разделяющий полости, подключаемые к
)p соединительной и управляющей магистралям, рабочая площадь которого равна рабочей площади отупени поршня,. оГраничивающей полость, подключаемую к ресиверам.
На фиг. 1 показан воздухораспределитель для тормозной системы транспортного средства с прицепом; на фиг. 2 - разрез A-А на фиг. 1.
-Воздухораспределитель состоит из корпуса .1 с крышкой 2, следящего механизма, выполненного в виде ступенчатого поршня 3, одна из ступеней которого представляет собой кольцеобразный выступ 4, и перепускного клапана 5, расположенного внутри поршня 3.
Поршень 3 имеет три ступени с соответствующими уплотнениявщ: два уплотнения .6 и 7 внутри корпуса и одно уплотнение 8 в крышке.
965846
Ступенчатый поршень 3 вместе с корпусом 1 и крышкой 2 образует рабочие полости воздухораспределителя. Полость 9, образованная внутренней поверхностью поршня 3 и крышкой 2, сообщается с ресивером прицепа. Полость
10, образованная дном ступенчатого поршня 3 и корпусом 1, связана с тормозными камерами.
Концентрично полости 9 расположены полости 11 и 12, разделенные кольцевым выступом 4 поршня 3. Полость
11 каналом 13 связана с соединительной магистралью при йрименении воздухораспределителя в однопроводной схеме или с питающей магистралью при применении устройства в двухпроводной схеме привода тормозов прицепа.
Полость 12 связана с атмосферой при применении воздухораспределителя в однопроводной схеме или с магистралью управления при применении устройства в двухпроводной схеме.
В поршне 3 выполнено центральное отверстие с кольцевым. седлом 14, а в дне корпуса - отверстие с седлом
15, сообщающее полость 10 с атмосферой. Перепускной клапан 5, поджатый пружиной 16, поочередно взаимодействует с седлом 14 и с седлом 15.
Концентрично седлу 15 установлена пружина 17, под действием которой поршень 3 находится в крайнем верхнем положении.
В корпусе 1 имеется бобышка 18 (см. фиг. 2) для подключения соединительной или питающей магистрали.
Бобышка 18 каналом 19 связана с бобышкой 20 для подключения ресиверов прицепа.
За каналом 19 в полости бобышки
20 расположен подпружиненный обратный клапан 21. В крышке 2 выполнены бобышка 22 для подключения магистрали управления и бобышка 23 для подключения ресиверов прицепа. В дне корпуса предусмотрена бобышка 24 для подключения тормозных камер.
Полости 9 и 11 связаны между собой дроссельным каналом 25, обеспечивающим выравнивание давления между полос тями при незначительной утечке воздуха из соединительной (питающей) магистрали, что позволяет исключить. подтормаживание прицепа при работе воздухораспределителя в одно- и двухпроводной схемах привода тормозов
При использовании в однопроводной схеме привода тормозов прицепа воэдухораспределитель работает следующим образом.
Сжатый воздух из соединительной магистрали поступает в отверстие бобышки 18 и далее по каналу 13 в полость 11.
Одновременно сжатый воздух поступает через обратный клапан 21 в полость бобышки 20, соединенную с ре I сивером прицепа, и затем в полость 9 воздухораспределителя.
При торможении падает давление в соединительной магистрали и, следовательно, в полости 11. 3а счет образовавшегося перепада давления обратный клапан 21 перекрывает канал
25 и канал 19, Поршень 3 под действием избыточного давления в полости 9 перемещается вниз. Перемещаясь вмес10 те с поршнем 3, перепускной клапан 5 садится на седло 15, раэобщая полость
10 с атмосферой.
При увеличении разности давления в полостях 11 и 9 перепускной клапан
35 5 отрывается от седла 14 поршня 3.
Через образовавшийся зазор между седлом 14 и перепускным клапаном 5 сжатый воздух из полости 9 поступает в полость 10 и далее через отверстие бобышки 24 в тормозные камеры прицепа.
По мере роста давления в полости
10 растет и сила, противодействующая перемещению поршня 3 вниз. После достижения давления, соответствующего падению давления в полости 11, поршень 3 с учетом усилия сжатой пружины 17 начинает перемещаться вверх.
Зазор между перепускным клапаном 5 и седлом 14 в поршне 3 уменьшается.
ЗО Далее перепускной клапан 5 садится на седло 14, не отрываясь при этом от седла 15. Таким образом, следящее действие воздухораспределителя обеспечивает строГо определеннОе соот35 ношение между величиной падения дав ления в полости 11 и давлением в полости 10.
При отторглаживании давление в соединительной магистрали и соответ40 ственно в полости 1 повышается, и поршень перемещается вверх, отрывая пере. пускной клапан 5 от седла 15. При этом полость 10 сообщается с атмосферой.
45 Работа воздухораспределителя при использовании его в двухпроводной схеме привода тормозов прицепа происходит следующим образом.
При торможении сжатый воздух поступает иэ магистрали управления в
5О полость 12, и.поршень 3 переглещается вниз.
Принцип работы воздухораспределителя при этом аналогичен работе его
° в однопроводной схеме привода тормо-.
55 зов прицепа, отличается только тем, что сжатый воздух при торможении продолжает поступать из питающей магист. рали в ресиверы прицепа.
При оттормаживании давление в ма60 гистрали управления и полости 12 падает.
Принцип работы воздухораспределителя при этом аналогичен работе его в однопроводной схеме привода тормо65 зов прицепа.
965846
Формула изобретения
Применение предлагаемого воздухо распределителя позволяет значительно упростить технологию изготовления.
Его конструкция упрощена, уменьшено количество деталей.
Воздухораспределитель для тормозной системы транспортного средства с прицепом, содержащий корпус с крышкой, в котором размещен следящий механизм, ограничивающий с корпусом и крышкой полости, подключаемые к соединительной магистрали тягача, тормозным камерам, ресиверы и магистрали управления, и перепускной клапан, при этом следящая система включает в себя поршень, разделяющий поФилиал ППП "Патент", г. Ужгород, ул.Проектная,4 лости, соединяемые с тормозными камерами и ресиверами, выполненный с центральным отверстием и седлом, взаимодействующим с перепускным клапаном, отличающийся тем, 5,что, с целью упрощения конструкции и улучшения технологичности изготовления, упомянутый поршень выполнен ступенчатым, причем на одной из его ступеней образован кольцеобразный
10 выступ, разделяющий полости, подклю,чаемые к соединительной и управляющей магистралям, рабочая площадь которого равна рабочей площади ступени поршня, ограничивающей полость, подключаемую
)5 к ресиверам.
Источники информации принятые во внимание при экспертизе
1. Авторское свидетельство СССР
Р 459370, кл. В 60 Т 15/36, 1970.


