Устройство для контроля знаний обучаемых
Описдние изоваетения
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
Сова Советских
Социалистических
Республик (iii 963064 (61) Дополнительное к авт, саид-ву (22) Заявлено 24. 03. 81 (2l ) 3262375/18-24 (5l}M. Кл.
G 09 В 7/02 с присоединением заявки М
Муааратакниый комитат
СССР ио делам изобретений н открытий (23) Приоритет (53} УДК 681.3. . 071 (088. 8) Опубликовано 30.09.82. Бюллетень ¹ 36
Дата опубликования описания 30 . 09 . 82
% (72) Автор изобретения
В. Г. Вохмянин 1 А ТЕй2ЯфтехнйческА% 1
RtЫ ПФТЕКА (7I ) Заявитель (54) УСТРОЙСТВО ДЛЯ КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ
ОБУЧАЕМЫХ
Изобретение относится к автоматике и вычислительной технике, в ча стности к устройствам автоматизированного приема экзаменов, контроль" ных работ и закрепления знаний обу4 чаемых при изучении нового материала, и может быть использовано в различных учебных заведениях.
Известно устройство, содержащее кодирующее устройство, разделительные диоды, блок правильных ответов, блок неправильных ответов, переключатель номер вопросов, кнопку
"Сброс", кнопку "Ответ", реле, переключатели, шины питания.
В процессе контроля знаний учащемуся предлагается серия вопросов с нескольки е ответами на них. Номера вопросов вводятся в устройство с помощью переключателя номеров во- го
npocos, а ответы — с помощью кнопок
"Ответ" 1).
Недостат ками схемы этого устрой" ства являются наличие разделительных диодов, что значительно усложняет схему и повышает стоимость уст" ройства (осоЬенно это сказывается с увеличением количества вопросов в билете), а также наличие индикации только правильных ответов в устройстве, что усложняет ответ экзаменуемого при произвольном выЬоре вопросов для ответа, так как отсутствует индикация войросов, на которые сделан неправильный ответ. Кроме того, возможно исправление ответа (с правильного на неправильный
При этом эффективность процесса приема экзаменов невысокая.
Наиболее близким к предлагаемому является устройство, содержащее последовательно включенные переключатель готовности ответа, кодирующее устройство, переключатель смены билетов, регистраторы правипьных и не. правильных ответов, переключатель сброса ответов, шины питания. инди96306 каторы правильных и неправильных ответов, элемент задержки времени (?J .
Однако в этом устройстве предлагается выбрать правильный ответ из а
3-5 альтернатив, воспринимается и осмысливается большое количество );1>. неправильных ответов. При этом",не исключается возможность "запечатления" в памяти неправильного ответа, который может быть воспринят как пра- 1О вильный. Можно угадать правильный ответ, не понимая смь>сла sonpoca.
Это угадывание может произойти как случайно, так и в результате .анализа альтернативов по формальным при- 15 знакам, по длине ответа, по его правдоподобности, но его грамматической структуре. Можно прийти к правильному ответу в результате неверных рассуждений, поскольку ответ фиксирует ко- щ нечный результат мысли, а не процесс ее протекания. Учашийся привыкает работать с готовыми формулировками, что мо>нет затруднить самостоятельное конструирование ответа, 25 связывает собственное мышление учаще гося.
Правда не все из перечисленных недостатков должны рассматриваться как неизбежные, Некоторые из них
ЗО за счет рационального,, методически продуманного построения вопросов и альтернативных ответов могут быть сведены на нет, но для этого требуется высокое проффесиональное мастер35 ство в составлении выЬорочных ответов.
Необходимо составление программированных вопросов, на что уходит иного времени, обычно высококвалифицированных специалистов. Затруднен контроль знаний по вопросам, имеющим многозначеные ответы. Наличие переключателя смены Ьилетов значит ел ьно у сложня ет работу учающе гося фЯ с устройством. Наличие механического переключателя снижает надежность устройства и не позволяет выполнить его полностью в интегральном исполнении.
Цель изобретения - расширение дидактических возможностей и повышение надежности устройства.
Поставленная цель достигается тем, что в устройство, содержащее последовател ьно включенные регистратор правильных ответов и регистратор неправильных ответов, блок ввода ответных действий обучаемого, 4 .Д первый элемент задержки и первый формирователь импульсов, введены последовательно включенные генератор импульсов, первый элемент ИЛИ, элемент И, первый распределитель импульсов и элементы И первой группы, последовательно соединенные второй формирователь импульсов, второй элемент ИЛИ, второй распределитель импульсов и элементы И второй группы, а также второй элемент задержки, первый выход которого соединен с вторым входом второго элемента ИЛИ, второй выход — co вторыми входами элементов И перво" группы,,а вход - с выходом первого формирователя импульсов, подключенным ко вторым входам элементов И второй группы, выходы которых соединены с соответствующими входами регистратора правильных ответов, а третьи входы — со вторым выходом первого распределителя импульсов, третий выход которого через первый злемен задержки подключен ко вTîрому входу элемента И, первый и второй входы второго распределителя импульсов соединены соответственно с выходами первого и второго элементов
ИЛИ, выходы элементов И первой груп.пы подключены к соответствующим входам регистратора неправильных ответов °
На чертеже представлена функциональная схема устройства °
Устройство для контроля знаний обучаемых содержит блок 1 ввода ответных действий обучаемого, состоящий из кнопок, количество которых равно количеству элементов, из которых могут Ьыть составлены ответы на билет, генератор 2 импульсов, элемент ИЛИ 3, первый распределитель
4, второй распределитель 5, первый элемент 6 задержки, элемент И 7, первыйоформирователь 8 импульсов, второй элемент 9 задержки, второй элемент ИЛИ l0, второй формирователь
11 импульсов, группу элементов И 12, группу элементов И 13, блок 14 регистрации правильных ответов, Ьлок
15 регистрации неправильных ответов.
Каждой кнопке блока 1 присваивается определенный символ.
Например, если ответы строятся только в цифровой форме, то число кнопок будет равно десяти, а каждой из них будет присвоен один из символов числового ряда от 0 до 9. При нажатии на любую из кнопок блока 1 нию на его вход девятнадцати импульсов (2+8+9=19) .
После ввода номера вопроса учащийся делает ответ. Ответ также набирается кнопками блока 1. Если учащимся ответ сделал правильно, т.е. последовательно были наяаты кнопки блока 1 с индексами !!2н и "0", то распределитель 5 установится в положение, которое соответствует поступлению на его вход еще двенадцати импульсов (2+10=12) .
Выход распределителя 4, соответст вующий поступлению на его вход двух импульсов, и выход распределителя 5, соответствующий поступлению на его вход тридцати одного импульса (19+12=31), соединены со входами одноro элемента И 12. При нажатии на переключатель готовности ответа, управляющего раЬотой формирователя 8 подается сигнал на вход элемента И 12, с выхода формирователя 8 подается сигнал на вход элемента И 12. С выхода элемента И 12 сигнал поступает на регистратор правильного ответа блока 14, который включает индикатор правильного ответа на поставленный вопрос.
Блохи 14 и 15 в работе взаимосвязаны таким образом, что при правильном ответе на какой-либо вопрос срабатывает регистратор правильных ответов на этот вопрос и исключает срабатывание .в дальнейшем регистратора неправильных ответов на этот же вопрос, и наоборот, при неправильном ответе на вопрос срабатывает регистратор неправильных ответов на этот вопрос и исключает в дальней- . шем сраЬатывание регистратора правильных ответов на этот же вопрос.
Если учащий ся получил в резул ьт ат е решения неправильный ответ, например число 30, и ввел его в устройство, то сигнал с распределителя 5 поступает с выхода не соответствующего поступлению на вход распределителя тридцати одного импульса. При подаче сигнала с формирователя 8 сигнал в этом случае через задержку времени 9 и элемент И 13 подается на регистратор неправильных ответов блока 15, который, срабатывая, включает индикатор неправильного ответа на данный вопрос.
Элемент 9 задержки служит для исключения срабатывания регистрато5 963064 начинает pahoTy генератор 2, выполненный по схеме генератора-распределителя импульсов. Количество импульсов, выдаваемых генератором 2, зависит от символа кнопки, на кото- 3 рую произведено нажатие. Так, например, при нажатии на кнопку с символом "1", с выхода элемейта ИЛИ 3 бу" дет снят один импульс, при нажатии на кнопку с символом "2" с выхода элемента ИЛИ 3 Ьудет снято два импульса, и т.д. при нажатии на кнопку с символом "0" с выхода элемента ИЛИ 3 будет снято десять импульсов. 15
С выхода элемента ИЛИ 3 импульсы подаются на тактовую шину распределителя 5, выполненного по,схеме колвцевого распределителя, а через элемент И 7 - на тактовую шину распре- 20 делителя 4, минимальное число выходов распределителей 4 и 5 равно чис" лу вопросов в билете, плюс один. Например, максимальное число вопросов в билете равно десяти, значит коли- 25 чество выходов распределителей 4 и
5 должно быть не меньше одиннадцати.
На тактовую шину распределителя
4 поступают импульсы с элемента И благодаря элементу 6, причем шина з0 соединена с выходом распределителя
4 только при первом нажатии на какую-лиЬо кнопку блока 1. Длительность задержки, осуществляемая элементом 6, должна быть не менее времени полного цикла раЬоты генератора 2.
Определенные выходы распределителей 4 и 5 соединены со входами элементов И 12, определенные выходы рас- 4+ пределителя 4 соединены со входами элементов И 13.
Устройство работает следующим образом.
Учащемуся предлагается контрольный билет, например, из десяти вопросов. Каждому вопросу в билете присвоен определенный номер. Например, одним из вопросов является войрос под номером 289: "Вычислить корень куЬи ческий и з чи сла 8000", Учащийся должен кноп ками блока 1 последо ва тел ьно ввести числа 2, 8 и 9. После нажатия на кнопки с индексами !2", "8" "9" распределитель 4 установит° t
S5 ся в положение, которое соответствует поступлению на его вход двух импульсов, а распределитель 5- в положение, которое соответствует поступле963064 формула изобретения
20
35 ров блока 15 при правильном ответе на вопрос.
Одновременно с выхода формирователя .8 сигнал подается через элемент
9 И элемент ИЛИ 10 на шину установки . в нулевое. положение распределителя
4 и 5 °
В том случае, когда учащийся выбрал ошиЬочный ответ, он может его исправить до нажатия на переключатель готовности ответа путем установ ки распределителей 4 и 5 в исходное положение при помощи переключателя, управляющего работой формирователя
11 (переключатель не показан). После нажатия на этот переключатель учащийся должен перенаЬрать номер вопроса и ответ на этот вопрос, после чего нажать на переключатель готовности ответа.
В предлагаемом устройстве для кон троля знаний обучаемых наиболее трудоемкая операция - составление программированных Ьилетов - заменена операцией шифрами номера вопроса таким образом, чтобы после набора вопроса и ответа на него кнопками блока 1 распределитель 5 устанавлио вается в заранее определенное положение при котором на входы одного из элементов И 12 будет подаваться сигнал как с распределителя 4, так и с распределителя 5.
Операция шифрации номера вопроса факти чески являет ся меха ни ческой, не требует высокой квалификации и может быть проведена в считанные .минуты для всего Ьилета. При этом даст ои нст вом устрой ст ва я вля ет ся то, что шифрация номера вопроса в нем может быть проведена не однозначно, а с Ьесконечным числом вариантов.
Устройство для контроля знаний .обучаемых обеспечивает исключительно самостоятельное формулирование учащимися ответов и ввод ответов в устройство неограниченной длины, т,е любого информационного объема. Кроме того, устройство позволяет контролировать знания по вопросам, имеющим многозначные ответы.
Особенно важным является то, что из его схемы исключены механические переключатели. В результате повысилась надежность и удобство в работе и появилась возможность изготовления его полностью в интегральном исполнении.
Устройство для контроля знаний обучаемых, содержащее последовательно включенные регистратор правильных ответов и регистратор неправильных ответов, блок ввода ответных действий обучаемого, первый элемент задержки и первый формирователь импульсов, о т л и ч а ю щ е е с я тем, что, с целью расширения дидактических возможностей и повышения надежности устройства, в него введены последовательно включенные генератор импульсов; первый элемент ИЛИ, элемент И, первый распределитель импульсов и элементы И первой группы
l последовательно соединенные второй формирователь импульсов, второй элемент ИЛИ, второй распределитель импульсов и элементы И второй группы, а также второй элемент задержки, первый выход которого соединен с входом второго элемента ИЛИ, второй выходсо вторыми входами элементов И первой группы, а вход — с выходом первого формирователя импульсов, подключенным ко BTopb!M входам элементов И второй группы, выходы которых соединены с соответствующими входами регистратора правильных ответов, а третьи входы - со вторым выходом первого распределителя импульсов, третий выход которого через первый элемент задержки подключен ко второму входу элемента И, первый и второй входы второго распределителя импульсов соединены соответственно с выходами первого и второго элементов ИЛИ, выходы элемента И первой группы подключены к соответствующим входам регистратора неправильных ответов.
И сточни ки информации, принятые во внимание при экспертизе
1. Сб. В помощь радиолюбителю.
Вып. 55, M., 1976, с. 1-6.
2. Авторское свидетельство СССР
N 763947, кл. G 09 B 7/02, 1979 (прототип).
963064
Сост а ви тел ь А. Карлов
Редактор f.Ëóøíèêîâà Техред М.Рейвес Корректор Л. Гриценко
Заказ 7523/75 Тираж 72 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, M-35, Раушская наб., д. 4/5
Филиал ППП "Патент", г. Ужгород, ул. Проектная,




