Обучающее устройство
Союз Советскик
Социалистических
Республик
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТ8У (6l ) Дополнительное к авт. саид-ву (22) Заявлено 04.02.81 (21) 3244076/18-24 с присоединением заявки № (23) Приоритет
Опубликовано 23.09.82. Бюллетень № 35
Дата опубликования описания 23.09.82 (Sl)M. Кл.
С 09 В 7/02
3Ьеударетмииый коиитот
СССР по лелои изооретеиий и открытий (5З) УДК681.3. .071(088.8) (72) Автор изобретения
С. И. Хоменко (71) Заявитель
Уральский ордена Трудового Красного аменн политехнический институт им. С. М. Киоова (54) ОБУЧАЮИ1БГ УСТРОЙСТВО
15
Изобретение относится к техническим средствам обучения и может бить исполь зовано в системе народного образования для обучения различным, особенно теоретическим дисциплинам, например, физике, 5 математике, теоретической механике.
Известное устройство, включающее демонстрационный блок аудиовизуальной информации, соединенный с блоком выбора алгоритма обучения, блок анализа (диагностики) ответов, блок анализа психофизиологических характеристик обучаемого с биодатчиками, а также блок отбора обучаемых с учетом их индивидуальных характеристик, соединенный с блоком выбора алгоритмов, обеспечивает отбор и обучение с учетом некоторых.индивидуальных характеристик (1) .
Однако данное устройство обладает низкой эффективностью, так как не учитывает таких характеристик, определяющих особенности личности, как тип мышления, темперамент, активность.
Наиболее близким к изобретению является устройство, включающее блок программного управления, первый вход которого соединен с выходом блока анализа ответов, первый выход блока прот раммного управления соединен с первым вхоцом блока анализа ответов,а второй выхоа -c первым входом блока формирования сигналов учебной информации, выход которого соединен со входом демонст-рационного блока и вторым входом блока анализа оТаеТОВ, третий вход последнего соединен с выходом блока ввода ответов обучаемого, блок коммутации и блок биодвтчиков, выход которого соединен со входом регистратора, а выход регистратора соединен со входом блока разделения биосигналов (синхронизатоpoM), выход которого соединен с блоком программного управления, а также блок памяти, вход и выход которого соедине901 4 держит последовательно включенные - пятую группу регистров, вторбй сумматор, второй шаговый искатель, третий
3 960 ны с соответствующими выходами и входом блока формирования сигналов учебной информации. Это.устройство обеспечивает формирование учебной информации с уче том индивидуальных психолот ических 5 харвктерис гик, таких как частота пульса, дыхания, частота о ритма ЭЭГ (2
Однако известное устройство обладает и ониженной эффективностью индивидуального обучения, особенно по теоре- тe тическим дисциплинам, так как не обеспечивает возможности формирования учебной информации с учетом таких характеристик, как тип мьппления об чаемого, темперамент, активность, степень подвижности процессов возбуждения, характеристики сигнальных систем, характер взаимодействия коры и подкорки головного мозга.
Ыельто изобретения является расширение дидактических возможностей устройства при обучении теоретическим дисциплинам.
Указанная цель достигается тем, что в известное устройство, содержащее .последовательно соединенные блок программного управления, формирователь сигналов учебной информации и блок предъявления учебной информации, блок сравнения ответов, первый вход которого соединен с первым выходом формирователя сигналов учебной информации, второй вход — со вторым выходом блока программного управления, третий вход подключен к выходу блока ввода ответов, а . выход — к первому входу блока програм35. много управления, первый коммутатор, последовательно включенные блок биодатчиков, регистратор и второй коммутатор, а также блок памяти, вход и выход ко4Q торого соединены соответственно со вто рыми выходами и входом формирователя сигналов учебной информации, введены последовательно соединенные блок оценки суммарного биосигнвла, блок определения типа мьппления и первый сумма45 тор, последовательно включенные блок логической обработки и блок оценки психологических характеристик обучаемого, выход которого соединен со вторым входом первого сумматора, и блок оценки одиночных биосигналов, вход которого подклточен к выходу второго коммутатора, а выход — ко второму входу блока определения типа мышления, Вход блока оценки суммарного биосигнала соединен с,55 выходом регистратора, второй вход второго коммутатора подключен. к третьему выходу блока программного управления, второй вход которого соединен с выходом перВого сумматора, в четВертый Выход— о первым входом первого коммутатора, второй вход Kceopozo подключен к выходу блока ввода ответов, а выход — ко входу. блока логической обработки.
Блок логической обработки содержит последовательно включенные первую группу регистров, группу фильтров, группу преобразователей аналог-код и вторую группу регистров, причем входы регистров первой группы и выходы регистров второй группы являются входом и выходом блока соответственно.
Блок оценки психологических характеристик обучаемого содержит последовательно включенные первый шаговый искатель, первый узел памяти, первый регистр, первый узел сравнения, первый формирователь импульсов окончания сравнения, элемент И,.второй узел памяти и первый регистр, выход которого является выходом блока, вход первого шагового искателя и второй вход первого узла сравнения являются первым входом бпока.
Елок оценки суммарного биосигнвла содержит последовательно соединенные второй регистр, амплитудный детектор, фильтр нижних частот, усилитель, преобразователь аналог-код и третий регисгр, вход второго регистра и выход третьего регистра являются соответственно входом и выходом блока.
Блок оценки одиночных биосигнвлов содержит последоьательно вклточенные третью группу регистров, группу усилителей, группу счетчиков, группу изметт телей частоты и четвертую группу регистров, а также измеритель длительности импульсов, вход которого соединен с выходом одного из усилителей группы, а выход — с одним из регистров четвертой группы, входы регистров третьей группы и выходы регистров четвертой группы являются соответственно входом и выходом блока.
Блок определения типа мышления соузел памяти, третий регистр, второй узел сравнения, второй формирователь импульсов окончания сравнения, ключ, четвертый узел памяти и четвертый регистр, причем входы регистров пятой группы и выход четвертого регистра являются соответственно входом и выходом блока.
9609
Выполнение обучающего устройства указанным выше образом обеспечивает получение дополнительной информации об особенностях личности обучаемого и формирование сигналов учебной информе- % ции с учетом этих особенностей.
Раздельный анализ параметров суммарного и одиночных; биосигнелов обеспечивает определение типа мьппления, раздельная обработка тестов и определение по ним псчхологических характеристик обеспе иееет определение степени подвижности процессов возбуждения, характеристик сигнальных систем и характера взаимодействия коры и подкорки головного мозга. Выявленные индивидуальные особенности каждого обучаемого объединяются в сумматоре в виде, удобном для дальнейшего использования. Все зто обеспечивает повышение зффективнос- 20 ти обучения, особенно теоретическим дисциплинам.
На фиг. 1 схематически изображена структура обучающего устройства; на фиг. 2 — блок программного управления; не фиг. 3 — блок сравнения ответов; не фиг. 4 — формирователь импульсов учебной информации; не фиг. 5 — блок логической обработки учебной информации; на фиг. 6 — блок оценки психологических 36 характеристик обучаемого; на фиг. 7— блок оценки суммарного биосигнела; на фиг. 8 — блок оценки одиночных биосигналов; на фиг. 9 — блок определения типа мышления. 35
Обучающее устройство содержит блок
1 программного управления, первый вход которого соединен с выходом блока 2 сравнения ответов, е второй вход — с выходом первого сумматоре 3. Первый выход блока 1 соединен с первым входом блока 2 сравнения ответов, второй выход — с первым входом формирователя
4 сигналов учебной информации. Первый выход формирователя 4 соединен со втс - 4 рым входом блока 2 и входом блока 5 предъявления учебной информации, Второй вход формирователя 4 соединен с выходом блока 6 памяти (банка данных), е второй выход формирователя 4 — со входом блока 6. Третий вход блока 2 соединен с выходом блоке 7 ввода ответов, соединенного также с первь1м входом первого коммутаторе 8. Второй вход последнего соединен с TpeTbHM выходом
SS блока 1. Выходы коммутатора 8 соединены с соответствующими входами блока 9 логической обработки учебной информации, выход которого соединен со
01 входом блока 10 оценки психологических характеристик обучаемого. Выход блока 10, в свою очередь, соединен с перI вым входом сумматора 3. Выход блока
11 биодатчиков соединен со входом регистратора 12, выход которого соединен со входами второго коммутатора 13, резделякхцего биосигналы, и блока 14 оценки суммарного биосигнала. Выходы коммутаторе 13 соединены с соответствующими входами блока 15 оценки одиночных бносигнелов. Выходы блоков 14 и
l5 соединены с соответствующими входами блока 16 определения типа мышления, выход которого соединен со вторым входом сумматора 3. Блок 1 программного управления (фиг. 2) обеспечивает синхронизацию работы блоков устройства, переключение этапов работы, передачу ответов и данных об индивидуальных особенностях обучаемых. Он состоит из входных регистров 17 и 18,,первого узла 19 памяти (сигналов управления), ключей 20 и 21, и пульта
22 преподавателя. Входы регистров
17 и 18 являются, соответственно, первым 23 и вторым 24 входами блока 1.
Выходы регистров 17 и 18 соединены со входами ключей 20 и 2Х соответсч венно, выходы которых объединены и являются первым выходом 25 блока 1.
Выходы пульта 22 соединены со входами ключей 20, 21 и узла 19. Пульт
22 содержит набор тумблеров и кнопок, сигналами с которых включаются и выключаются ключи 20 и 21 и считывающее устройство узла 19 памяти, обеспечивая выдечу на блок устройства соответствующих информационных (с ключей 20 и
21) и управляющих (с узла 19) сигналов. Выходы узла 19 являются вторым
26, третьим 27 и четвертым 28 выходами блока 1. Информационные сигналы о типе мышления и индивидуальных психологических характеристиках обучаемых с сумматора 3, а сигналы оценки ответа с блока 2 подаются через ключи 20, 21 и выход 25 на формирователь 4. Управляющие сигналы с узла
19 через выходы 26-28 поступают соответственно на блок 2 и коммутаторы
8 и 13 для синхронизации их работы в соответствии с заданным режимом.
Блок 2 сравнения ответов обеспечивает проверку ответов обучаемых на выдаваемые формирователем 4 учебные задания путем сравнения полученных ,ответов с эталонными, поступающими в блок 2 через формирователь 4 из бан6090 1 8
t0
f5
4S
7 9 ка данных блока 6. Блок 2 содержит входные регистры 29 и 30 (фиг. 3), входы которых, являются,.соответственно, первым 31 и.вторым 32 входами блока 2. Выход регистра 29 соединен с сигнальным входом третьего коммутатора 33, управлякиций вход которого является третьим входом 34 блока
2. Каждый иэ выходов коммутатора 33 соединен с первым входом соответсгвующей схемы сравнения: узла 35 сравнения (по абсолютной величине), узла 36 сравнения и (поразрядного) узла 37 сравнения (побайтового) . Вторые входы указанных узлов соединены с выходом регистра 30. Выходы всех узлов 35-37 объединены и являются выходом 38 блока 2. Ответы обучаемых с блока 71 ввода ответов через регистр 30 годаются на иходы узлов 35-37. На,другой вход одного из узлов 35-37 с формирователя 4 приходят через регистр 29 и коммугатор 33 эталонные ответы. Ðåэультаты сравнения с выхода 38 блока
2 поступак г на вход 23 блока 1, и да-лее передаются на формирователь 4 для формирования последующей учебной информации с учетом рассмотренных ответов обучаемого. В зависимости от вида учебной информации, сгепени сложности и вида записи ответов, сравнение ответов с эталонными . в блоке 2 производится в том или ином иэ узлов сравнения . 35-37. Сумматор 3 обеспечивает объединение и представление в удобном для дальнейшего использования (гак называемые паспортные данные ) в виде данных об индивидуальных особенностях обучаемого, поступающих из блоков 10 и 16 в виде кодовых сигналов, психологической характеристики и типа мышления обучаемого. Формирователь 4 предназначен для выбора учебного материала, заданий обучаемым в соответствии с их индивидуальными особенностями, выявленными путем обработки тестов и анализа биосигналов, а также для выдачи эталонных ответов на учебные задания.
Весь этот материал сформирован и занесен в банк данных блока 6 в процессе подготовки к об. чению по данному предмету. Формирователь 4 (фиг. 4) содержит входной регистр 39, вход которого является первым входом 40 формирова теля 4, а выход соединен со входом шаговогр искателя 41. Выход искателя 41, является выходом 42 формирователя 4.
Вход регистра 43 является входом 44 формирователя 4, Выход регистра 43 соединен с выходным регистром 45, выход которого является выходом 46 формирователя 4. Шаговый искатель 41 производи т" поиск и обеспечивает выборку из банка данных блока 6 необходимой учебной информации или эталонных ответов в соответствии с поступакщими на его вход 40 сигналами с блока 1. Выбранная информация из банка данных блока
6 через регистры 43 и 45 и выход 46 поступает на блоки 2 и 5. Блок 5 представляет собой аудиовизуальный Глок для предъявления обучаемому тестовой и учебной информации. Блок 6 является устройством хранения и выдачи сформированной при подготовке к обучению тестовой и учебной информации и эталонных ответов, записанной, например, на магнитной ленте. Блок 7 ввода ответов выполнен в виде пульта с возможностью ввода цифровой, буквенной и графической информации, например, на дисплее. Блок
1 1 биодатчиков представляет собой набор электродов с предварительным усилителем для снятия биоэлектрических сигналов. Блок 5, блок 7 ввода ответов обучаемых и блок 11 биодатчиков размещены в аудиториях, остальные блоки системы — в аппаратной (не показано).
Коммутатор 8 в соответствии с сигналами с блока 1 обеспечивает распределение ответов обучаемого на тесты по соответствукицим схемам обработки того или иного теста, осущес гвляемой в блоке 9 логической обработки учебной информации. Распределение тестов может быть осуществлено с помощью дещифратора признаков тесгов, входящего в коммутатор 8 (не показано). Блок 9 (фиг, 5) представляет собой набор из нескольких каналов обработки результатов ответов на тестовые задания, каждый канал построен в соответствии с видом тестов и принципами обработки ответов на данный тест (например, балльная оценка ответа, поразрядное сложение или метод оценки значащих цифр). Блок
9 содержит И KBHBJIoa (по числу обрабатываемых тестов). Каждый кайал содер жит входной и выходной регистры 47 и
48 соответс гвенно. Входы регис гров
47 являются входами блока 9, выходы регистров 48 объединены и являются выходом блока 9. Каждый из каналов между вхопным и выходным регистрами содержиг последовательно соединенные фильтр 49, предназначенный для выделения полезной составляю901 10 нала. Коммутатор 13, выполненный аналогично коммутатору 8, обеспечивает распределение бносигналов с различных датчиков блока 11 по разным каналам обработки в блоке 15 оценки ощщочных биосигналов, например Ъ -ритм, о -,ритм, 9-ритм. Блок 14 оценки суммарного биосигнала содержит последовательно соединенные входной регистр 59 (фиг. 7), амплитудный детектор 60, фильтр 61 нижних частот, усилитель 62, преобразователь аналот код 63 и выходной регистр 64.
Имеющаяся в амплитуде суммарного биосигнала полезная информация выделяется и кодируется для цоследукзцего использования в блоке 16 определения типа мышления. Блок 15 оценки одиночных биосигналов содеркит несколько параллельных каналов обработки биосигналов. Каждый канал построен в соответствии с видом обрабатываемого биосигнала. Каждый канал содержит входной 65 (фиг.. 8) и выходной 66 регистры. Вхо:ды ч регистров 65 являкГгся входами, блока 15, выходы регистров 66 — выходами блока 15. Например, канал обработки Ъ-ритма обучаемого содеркит усилитель 67, вход которого соединен
1 с выходом регистра 65, а выход - со входами измерителя 68 длительности импульсов и счетчика 69. Выход измерителя 68 соединен со входом одного
l регистра 66, а выход счетчика 69со входом другого, регистра 66 . Канал обработки M-ритма содержит усилитель 67, измеритель частоты 70 и счетчик 71. Число выходов блока 15
Равно К, (""). Кодовые сигналы maмеренных параметров одиночных биосигналов с выходных регистров 66 поступают на соответствующие входы блока
16 определения типа мышления. Последний по совокупности кодовых значений параметров суммарного и одиночных биосигналов. иэ бпоков 14 и 15 определяет код типа мышления данного обучаемого. Блок 16 содержит К входных регистров 72 .(фиг. 9). Вход 73 регистра
72 соединен с выходом блока 14 оценки суммарного биосигнала, входы 74 остальных регистров 72 -72 соединены с соответствукяцими выходами блока
15 оценки одиночных биосигналов. Выходы всех регистров 72 соединены с сумматором 75. Выход сумматора 75 соединен со входами узла 76 (поразрядного) сравнения и шагового искателя
77. Выход шагового искателя 77 соединен с управляющим входом узла 78
9 960, щей сигнала, и преобразователь 50 аналоткод. Например, в канале обработки теста Вине выход регистра 47 соединен со входом амплитудного фильтра 49 детектора выход которого соединен со 3 входом преобразователя 50 аналог-код, имеющего функцию преобразования, соответствующую принципу балльной оценки. Канал обработки теста Векслера содержит частотный детектор фильтра
49, а преобразователь 50 имеет функцию преобразования, соответствующую методу оценки значащих цифр.
Блок 10 предназначен для определения психологических характеристик в со- 1> ответствии с результатами тестирования обучаемых по принципу выявления ближайшего эталонного кода, соответствут щего коду ответа обучаемого на данный тест. Елок 10 (фиг; 6) содержит шаговый искатель 51 и узел 52 (поразрядного) сравнения, входы которых обьединены и являклся входом блока 10. Выход шагового искателя 51 cîeäèíåí со входами узла 53 памяти (эталонных кодо@ 25 и узла 54 памяти (псикопогическик
t характеристик). Выход узла 52 через регистр 55 соединен со входом узла 52 и с одним входом элемента И 56. Выход узла 52 через формирователь 57 импуль- щ сов окончания сравнения соединен со входом элемента И 56, выход которого соединен со входом узла 54 (памяти психологических характеристик). На выходе узла 54 расположен выходной регистр
58, выход которого является выходом блока 10. Полученный в блоке 9 код ответа на тест подается на вход узла 52 и шаговый искатель 51, с помощью которого производится перебор и подача на другой вход узла 52, Момент сравнения кода ответа и эталонного кода фиксируется формирователем 57, сигнал с которого через открытый в данный момент элемент 56 направляет на выход узла 54 код искомой характеристики. Синхронный перебор характеристик производится по сигналам с шагового искателя 51 одновременно с перебором эталонных кодов ответов. Код психологической характеристики обучаемого, соответствующей
50 рассматриваемому ответу на тест, через выходной регистр 58 подается на выход блока 10 и на вход сумматора 3. Регистратор 1 2 обеспечивает окончательное усиление биосигналов с блока 11 биодатчиков. Сигнал с выхода регистратора
12 подается на входы коммутатора 13 и блока 14 оценк1 суммарного биосиг9609
11 памяти (эталонных кодов мышления), выход которого через регистр 79 соединен со вторым входом блока 76 и ключом 80. Выход узла 76 через формирователь 81 импульсов окончания 3 сравнения соединен с другим Входом ключа 80, выход которого соединен с узлом 82 памяти (кодов нейрофизиологических параметров — типов мышления), . подготовленных и введенных в узел 82 в процессе подготовки к обучению по данному предмету. Вход узла 82 соединен также с выходом шагового искателя 77. Выход узла 82 соединен со входом выходного регистра 83, выход которого является выходом блока 16 определения типов мышления. Суммарный код результатов обработки биосигналов обучаемого с выхода сумматора 75 поступает на узел 76 (поразрядного срав- 20 нения) и запускает шаговый искатель
77, вследствие чего из узла 78 памяти (эталонных кодов мышления) через регистр 79 на второй вход узла 76 поступают последовательно эталонные 25
-,коды. В момент совпадения исследуемого кода с одним из эталонных формирователЫ ь1 подает через открытый в этот момент времени ключ 80 сигнал на узел 8Ò (памяти кодов типов мышления).) щ
Одновременно с выдачей эталонных кодов из узла 78 сигнал с выхода шагового искателя 77 обеспечивает синхронный перебор кодов типов мышления. СигHam c формирователя 81 определяет вы- 35 дачу на регистр 83 кода типа мышления, соответствующего рассматриваемому коду результатов обработки биосигналов данного обучаемого. С выхода регистра
83 искомый код типа мышления обучае мого поступает на вход сумматора 3.
Работа обучающего устройства осуществляется в два основных этапа.
Первый этап — выявление индивидуальных особенностей путем предъявления обучаемым тестов, обработки результа-! тов тестирования и анализа биосигналов., Второй этап — собственно обучение, основанное на данных первого этапа.
В начале первого этапа по сигналу с блока 1 формирователь 4 передает на
50 блок 5 тестовую информацию, соотвеч ствующую предмету, обучения, содержащуюся в банке данных блока 6. Тесты предъявляк гся обучаемому, который с помощью блока 7 вводит ответы для их последующего анализа, осуществляемого в блоке 9. Далее в блоке 10 определяется психологическая характеристика
01 12 обучаемого. Методом балльной оценки определяется в блоке 9 оценка ответа в баллах. Использук гся тесты Бине, Тейлора, Векслера и другие. Величина оценки в баллах соответствует той или иной психологической особенности обучаемого. Эта операция сравнения производится в блоке 10. Определяется степень подвижности процессов, возбуждения, характеристики сигнальных систем, zaрактер взаимодействия коры и подкорки головного мозга. Одновременно с предварительно закрепленных на теле обучавмого биодатчиков блока 11 на регистратор 12 подак гся исследуемые биосигналы, разделяемые коммутатором 13 на одиночные биосигналы (например, ф, р, 9 -ритмы). Сигналы анализируются в блоках 14 и 15. При этом определяются параметры суммарного и одиночных биосигналов (амплитуда, частота, постоянные времени, взаимозависимости между отдельными биосигналами). ° В блоке 16 наборы этих параметров сравниваются с эталонными, и определяется тип мышления.
Полученные в блоках 10 и 16 характеристики индивидуальности обучаемого объединяк гся в сумматоре 3 иденти-< фицируются и образуют так называемый паспорт обучаемого. Паспорт обучаемого содержит идентифицирующие данные (фамилия, факультет, курс) и индивидуальные характеристики. Запись паспортных данных осуществляется : в любой форме (на магнитной пленке, перфоленте, и т.п.), Через блок 1 паспортные данные обучаемого передактся в формирователь 4. Это осуществляется по окончании этапа выявления индивидуальных особенностей, в процесса. второ.го этапа — собственно обучение. В формирователе 4 формируются индивидуаль-. ные задания и учебная информация обучаемому в соответствии с его психофизилогичес кими особенностями путем выбора соответствующих заданий из блока
6, заранее сформированного при подготовке к обучению по данному предмету.
Процесс обучения склапывается из последовательности циклов обращения обучаемого к системе. В каждом цикле обучаемому выдакпся через блок 5 индивидуальные задания и учебная информация, ответы вводятся через блок 7 и поступают в блок 2. В последнем ответ обучаемого сравнивается с эталонным ответом, поступающим из формирователя 4. Результат оценки ответа
960901 14 через блок 1 подается на формирователь
4 для корректировки последующих индивидуальных заданий и учебной информации. Первый этап обучения может повторяться. Блок 6 может являться сос- - 5 тавной частью формирователя 4. При необходимости а предлагаемое устройство могут входить блоки управления восприятием, состоянием и работоспособностью обучаемых (не показаны).
Выдача обучаемому индивидуальных заданий и учебной информации в соответствии с его психологическими харакгеристиками и типом мышления обеспечива- 15 е г повышение.эффективности обучения, особенно по теоретическим дисциплинам.
Использование предлагаемой системы обеспечивает повышение успеваемости обучаемых на 30-40%. 20
Формула изобретения
1. Обучающее устройство, содержащее 25 последовательно соединенные блок программного управления, .формирователь сигналов уибной информации и блок предъявления учебной информации, блок сравнения ответов, первый вход которы> 30 го соединен с первым выходом формирователя сигналов учебной информации, второй вход — со вторым выходом блока программного управления, третий. вход подключен к -выходу блока ввода ответов, а выход - к первому входу блока программного управления; первый комму,"г тор, последовательно 1 Включенные блок биодатчиков, регистратор и второй комму гатор, а также блок памяти, вход и выход которого соединен соответственно со
Вторыми выходом и Входом формирователя сигналов учебной информации, о т л и ч а ю щ е е с я тем, чго, с целью расширения дидактических возможностей
45 устройства при обучении теоретическим дисциплинам, в него введены последовательно соединенные блок оценки суммар ного биосигнала, блок определения типа мышления, и первый сумматор, последовательно включенные блок логической обработки и блок оценки психологических характеристик обучаемого, выход которого соединен со вторым входом первого сумматора, и блок оценки одиночных биосигналов, вход которого подключен к выходу второго коммутагора, а выход - ко вто рому входу блока определения типа мьппления, вход блока оценки суммарного биосигнала соединен с выходом регистратора, второй вход второго коммутатора подключен к третьему выходу блока программного управления, второй аход которого соединен с выходом первого сумматора, а четвертый выход — с первым входом первого коммутатора, второй вход которого подключен к выходу блока Ввода ответов, а выход - ко Входу блока логической обработки.
2. Устройство по п.1, о т л и ч аю щ е е с я тем, чго s нем блок логическойй обработки содержит последовательно включенные первую группу регис гров, группу фильтров, группу преобразователэй аналог-код и вторукг-группу регистров, причем входы регистров первой гру п и выходы регистров второй группы являются входом и клодом блока соотвеч с твенно.
3. Устройство по п.1, о т л и ч аю щ е е с я тем, чго в нем блок оценки психологических харакгеристик обучаемого содержит последовательно включенные первый шаговый искатель, первый узел памяти, первый регистр, первый узел сравнейия, первый формирователь импульсов. окончания сравнения, элемент
И, второй узел памяти и первый регистр, выход которого является выходом блока вход первого шагового искателя и второй вход первого узла сравнения являются первым" входом блока.
4. Устройство по п.1, о т л и ч а л ю щ е е с я тем, чго в нем блок оценки суммарного биоснгнала содеркит последовательно соединенные второй регистр, амплитудный детектор, филвгр нижних часгот, усилитель, преобразователь анаI лог - код и третий регистр, вход второго регистра и выход третьего регистра являются соответственно входом и выходом блока.
5. Устройство по п.1, о т л и ч а ющ е е с я тем, чго, в нем блок оценив одиночных биосигнапов содержит последовательно включенные третью группу регистров, группу усилителей, группу счетчиков, группу измерителей частоты и четвертую группу регистров, а также измеритель длительности импульсов, вход которого соединен с выходом одного из усилителей группы, а выход - с одним из регистров четвертой группы, входы регистров третьей группы и выходы регистров четвертой группы являкггся соответственно входом и маходом блока.
15, 960901 16
6. Устройство по п.1, о т л и ч а — входы регистров пятой группы и выход ю ш е е с я тем, чго, в нем блок опре- четвертого регистра являются соответделения типа мышления содержит после- ственно входом и выходом бпока. довательно включенные пятую группу Источники информащщ, регистров, второй сумматор, второй ша- 5 принятые во внимание при экспертизе говый искатель, третий узел памяти, 1. Авторское свидетельство СССР третий регистр, второй узел сравнения, ¹ 551689, кл. G 09 В 7/02, 1977. второй формирователь импульсов окон- 2. Авторское свидетельство СССР чання сравнения, ключ, четвертый узел . ¹ 635508, кл. 609 В 7/00, 1978 памяти и четвертый регистр, причем >4 (прототип).
960901
Составитель А. Карлов
РедактоР П. Коссей ТехРед N.Тепер КоРРектоР О. Билак
Заказ 7292/63 Тираж 472 П одписное
ВНИИПИ Государственного комитета СССР
I по делам изобретений и открытий
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5
Филиал ППП "Патент", г, Ужгород, ул, Проектная, 4













