Гидромотор
<и 962669
ОП ИСАНИЕ
ИЗОБРЕТЕНИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
Союз Советских
Социалистических
Республик (6l ) Дополнительное к авт. сеид-ву (22) Заявлено 13.02.81 (2! ) 3246373/25-06 с присоединением заявки М (23) Приоритет
Опубликовано 30.09.82. Бюллетень М 36
Дата опубликования описания 01.10.82 (5))M. Кл.
РОЗС1 04
9вудврстекнный квинтет
СССР но делам изобретений и открытий (53) УДК 621 66 (088.8) (72) Автор изобретения
А.А. Рябцев (7I) Заявитель (54 ) ГИДРОМОТОР
Изобретение относится к гидромашнностроению, в частности к гидромоторам, имеющим зубчатый преобразователь крутящего момента.
Известен гидромотор, содержащий уста новленные в корпусе блок цилиндров с поршнями, конический зубчатый преобразователь крутящего момента, включающий ведущее колесо с зубчатым венцом, входящим в зацепление с двумя зубчатыми венцами неподвижного - фиксирующего и подвижного - ведомого колес, при атом ось ведущего колеса расположена под углом к оси вращения блока цилиндров, а торец последнего, обращенный к ведуще му колесу, выполнен наклонно, под углом к оси его вращения, равным углу отклонения ведущего колеса, и кинемакичеоки связан с ним, причем ведущее колесо,зо установлено на сферическом подшипнике, .включающем тела качения и дорожки качения, одна Бэ.которых выполнена непо» средственно на ведутцям колесе r:1).
В известном гндромоторе кин матичеькая связь торца блока цилиндров с ве душим колесом осуществляется при помощи подшипника качения или сколыкения что увели птвает осевой габарит гидрома тора на величину псевого размера подшитвника и усложняет его конструкцию.
Цель изобретения - упрощение конструк . ции и уменьшение осевого габарита гидромотора., Поставленная цель достигается тем, что сферический подшипник снабжен дополнительной доротккой качения, выполненной непосредственно на наклонном торце блока цилиндров, и последний связан с ведущим колесом при помощи тел качения сферического подшипника.
На фиг. 1 изображен гидромотор, теме ющий радиальное расположение поршней, продольный разрез; на фиг. 2 - кинематичесжая схема гидромотора с аксиальным расположениям поршней.
)идромотор содержит корпус 1 с крьтнзками 2 и 3. В корпусе 1 размещены блок.
4 цилиндров с поршнями 5, взаимодейству юшие с реактивным кольцом 6, зафиксированным в корпусе 1 при поыощи стопор ных винтов 7. Н крышке 2 выполнены каналы 8 и 9 подвода и отвода рабочей среды H размещен распределительный диск 10. В блоке 4 цилиндров выполнены каналы 11 и 12 для подвода рабочей сре; ды к рабочим камерам 13 и камерам 14 гидростатической разгрузки, выполненным >6 в блоке для уравновешивания блока 4 цилиндров в осевом направлении. Блок 4 цилиндров установлен на подшипниках 15 и имеет торец 16, выполненный наклонно; под углом к оси его вращения. Гидро- мотор имеет зубчатый преобразователь крутящего момента, включающий ведущее
1 колесо 17 с зубчатым венцом 18, входящим в зацепление с двумя зубчатыми венцами 19 и 20 неподвижного — фиксирующего 21 и подвижного - ведомого 22 колес, при этом ось ведущего колеса 17 при передаче момента располагается.под углом к оси вращения блока 4 цилиндров.
Угол наклона орца 16 блока 4 пилиндров25 равен углу отклонения ведущего колеса
17, снабжен дорожкой качения и кинема % тически связан с колесом 17 цри помощи тел 23 каче ния сферического подшипника, имеющего дарожки 24 и 25 качения5@ выполненные иа сферическом выступе втулки 26 выходного вала 27, на торце ведущего колеса 17, обращенном к блоку цилиндров, и на торце 16 блока 4 цилиндров. Между втулкой 26 и хвостовиком
28 блока 4 цилиндров установлен подшипник 29, а ведомое колесо 22 установлено в крышке 3 на радиально-упорном подшипнике, включающем тела 30 качения и наружное кольцо 31. Для осуществления 4О регулировки монтажных зазоров предусмотрены шайбы 32 34.
Данное техническоэ решение может быть реализовано и в аксиально-поршневом гидромоторе (фиг. 2).
Элементами, отличными от радиальнопоршневого гидромотора, являются опорные башмаки 35 поршневых групп, взаимодействующие. с наклонной шайбой 36 и связанные с поршнями 5 при помощи 50 шарниров 37.
Гидромотор работает следующим образом.
Рабочая среда под давлением подается В Один из KBHBJIQB 8 или 9 и далее 55 через окно распределительного диска. 10 и каналы 11 блока 4 цилиндров - в рабочие камеры 13, приводя поршни 5 в движение. При контакте поршней 5 с реактивным кольцом 6 (в радиально-поршневом варианте) или наклонной шайбой
36 (в аксиально-поршневом варианте) возникает сила, приводящая блок 4 цилиндров во вращательное движение. При вращении блок 4 цилиндров своим выI полненным наклонно торцом 16 воздейст вует нн тела 30 качения, которые обкатываются по сферическому выступу, дорожке 24 качения втулки 26, одновре менно приводя в качательное движение ведущее колесо 17, зубчатый венец 18 которого взаимодействует одновременно с звумя зубчатыми венцами 19 и 20 ко, лес 21 и 22 соответственно. При этом из-за разницы в числе зубьев (по меньшей мере на единицу) венцов 18 и 20 колесо 22 начинает вращаться с угловой скоростью, отличной от скорости вращения блока 4 цилиндров, и в направлении, определяемыми величиной разницы в зубьях и знаками этой величины.
Применение изобретения позволяет упростить конструкцию и уменьшить Осе вой габарит гидромотора за счет исключения специального подшипникового узла ме жду торцом блока цилиндров и ведущим колесом зубчатого преобразователя крутящего момента.
Формула из обре те ния
Г
Гидромотор, содержащий ycra новле нные в корпусе блок цилиндров с поршнями, конический зубчатый преобразователь крутящего момента, включающий ведущее колесо с зубчатым венцом, входящим в зацепление с двумя зубчатыми венцами неподвижного - фиксирующего и подвижноговедомого колес, при этом ось ведущего колеса расположена под углом к оси вращения блока цилиндров, а торец последнего, обращенный к ведущему колесу, выполнен наклонно под углом к оси егс вращения, равным углу отклонения ведущего колеса, и кинематически связан с ним, причем ведущее колесо установлено на сферическом подшипнике, включающем тела качения и дорожки качения, одна из которых выполнена непосредственно на ведущем колесе, отличающийся тем, что, с целью упрощения конструкции и уменьшения осевого габарита, сферический подшипник снабжен дополнительной дорожкой качения, выпол/ ненной непосредственно на наклонном торце блока цилиндров, и последний связан с ведущим колесом при помощи тел качения сферического подшипника.
266О 6
Источники информации, принятые во внимание при экспертизе
1. Авторское свидетельство СССР по заявке № 2811008/28-О6, S кл. Р ОЗ С 1 04, 1979.
Р Ф я7 /Я
Составитель В. Чашкин
Редактор А. фролов. Текред М.Рейвес Корректор С. Шекмар
Заказ 7478/55 Тираж 501 Подписное
ВНИИПИ Государственного *комитета СССР по делам вобретений и откратий
l13335, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5
Филиал ПГ1П Патент, r. Ужгород, ул, Проектная, 4



