Высокоскоростной редуктор
ОП ИСАНИЕ
ИЗОБРЕТЕН ИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
Союз Советских
Социалистических
Республик (»)956867 (61) Дополнительное к авт. свид-ву— (22) Заявлено 09.03.81 (21) 3256814/25-28 с присоединением заявки №вЂ” (23) Приоритет— (51) М. Кл.з
F 16 Н 1/06
Гееудлрстааннмй камнтет (53) УДК 621.833 (088.8) Опубликовано 07.09.82. Бюллетень №33
Дата опубликования описания 17.09.82
00 делам нзебратеннй н лткрмтнй (72) Автор изобретения
14 f!
С. М. Кириллов (71) Заявитель (54) ВЫСОКОСКОРОСТН01Л .РЕДУКТОР
Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в быстроходных приводах металлорежущих станков.
Известен высокоскоростной редуктор, содержащий корпус, размещенные в нем быстроходный вал с опорой, включающей в себя три размещенных в корпусе подшипника, один из которых установлен с возможностью радиального перемещения, и тихоходный вал с опорой, включающей в себя подшипник (1) . о
Недостатком известного высокоскоростного редуктора является невозможность обеспечения высоких скоростей вала из-за низкой несущей способности опоры тихоходного вала,.так как опорный каток установлен на тихоходном валу с помощью подшипника, скорость вращения которого выше, чем скорость вращения тихоходного вала, так как тихоходный вал и опорный каток вращаются в разных направлениях.
Целью изобретения является повышение скорости вращения тихоходного вала.
Указанная цель достигается тем, что высокоскоростной редуктор снабжен двумя упругими Х-образными элементами, установленными между валами и взаимодействующими с осями двух пар подшипников быстроходного вала, двумя парами дополнительных подшипников, оси которых взаимодействуют с соответствующими ветвями Х-образных элементов, и оси подшипников обоих валов установлены в корпусе с возможностью перемещения в направлении перемещения подшипника быстроходного вала.
На фиг. изображен высокоскоростной редуктор; на фиг. 2 — разрез А — А на фиг. 1.
Высокоскоростной редуктор содержит корпус 1, в котором размещены быстроходный и тихоходный валы 2 и 3 с зубчатыми колесами 4 и 5. Опора быстроходного
-вала 2 включает в себя три пары подшипников 6 — 8, причем подшипники установлены в корпусе 1 на осях 9 и 10 с возможностью перемещения в пазах 11 в направлении линии, соединяющей центры валов 2 и 3. Ось 10 вместе с расположенными на ней подшипниками перемещается. в указанном направлении при вращении гаек 12. Опора тихоходного вала 3 включает в себя пару подшипников 13 и две
956867
3 пары дополнительных подшипников 14 и 15, расположенных на осях 6 и 17, при этом ось 16 установлена в корпусе 1 неподвижно, а ось 17 с подшипниками 14 и 15 установлена в корпусе 1 с возможностью перемещения в пазах 18, параллельно перемещению осей 9 и 10. Упругие элементы 20 выполнены Х-образной формы и установлены с наружной стороны корпуса 1 между парами подшипников 6 и 7 быстроходного вала 2 и парами дополнительных подшипников, действуя своими концами с осями 9 и 17 этих подшипников. В случае необходимости концы упругих элементов могут быть жестко зафиксированы на корпусе 1 с помощью штифтов 21.
Редуктор работает следующим образом.
Крутящий момент от быстроходного вала
2 передается через зубчатые колеса 4 и 5 тихоходному валу 3. При вращении гаек 12 ось 10 вместе с сидящими на ней подшипниками перемещается по пазу 11 к центру вала 3. При этом усилие регулировки через вал 2 передается на подшипники 6 и 7, далее — на упругий элемент 20, затем через подшипники 14 и 15 — на опору тихоходного вала 3. При этом упругий элемент
20 деформируется (его концы изгибаются навстречу друг другу) и валы 2 и 3 приближаются, тем самым регулируется боковой зазор в зацеплении зубчатых колес 4 и 5.
Кроме того, у всех подшипников под действием упругих сил упругого элемента 20 выбирается радиальный люфт в одну сторону. Подшипники 13 — 15 опоры тихоходного вала 3, как и подшипники опоры быстроходного вала 2, имеют скорость вращения меньше, чем сам вал 3, в зависимости от соотношения их диаметров. Вследствие этого появляется возможность увеличить скорость тихоходного вала.
Применение предложенного высокоскоростного редуктора позволяет увеличить скорость вращения тихоходного вала. Кроме того, улучшаются эксплуатационные характеристики, а именно возможность регулировки погрешности типа «люфт» и статический момент (легкость вращения) при больших колебаниях температуры внешней
10 среды, износе трущихся поверхностей и других особенностях эксплуатации.
Формула изобретения
Высокоскоростной редуктор, содержащий корпус, размещенный в нем быстроходный вал с опорой, включающей в себя три размещенных в корпусе подшипника, один из которых установлен с возможностью радиального перемещения и тихоходный вал с опорой, включающей в себя подшипник, отличающийся тем, что, с целью повыше20 ния скорости вращения тихоходного вала, редуктор снабжен двумя упругими Х-образными элементами, установленными между валами и взаимодействующими с осями двух пар подшипников быстроходного вала, двумя парами дополнительных подшипников, оси которых взаимодействуют с соответствующими ветвями Х-образных элементов, и оси подшипников обоих валов установлены в корпусе с возможностью перемещения в направлении перемещения зо подшипника быстроходного вала.
Источники информации, принятые во внимание при экспертизе
1. Авторское свидетельство СССР № 638772, кл. F 16 Н 1/06, 1967 (прототип).
956867 иг.
Составитель В. Топурия
Редактор Л. Лукач Техред А. Бойкас Корректор Ю. Макаренко
Заказ 6562/21 Тираж 990 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, )К вЂ” 35, Раушская наб., д. 4/5
Филиал ППП сПатентэ, г. Ужгород, ул. Проектная, 4


