Центробежный насос
О Il И С А Н И Е,„,941687
ИЗО6РЕТЕ Н ИЯ
Союз Советских
Социалистических
Республик
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (61) Дополнительное к авт. свид-ву (22) Заявлено 02.06.78 (21) 2625227/25-06 с присоединением заявки №вЂ” (23) Приоритет— (51) М.К .
F 04 D 29/04
Гееударствевнмй квмитет
СССР (53) УДК 621.671 (088.8) Опубликовано 07.07.82. Бюллетень №25 пе девам кзвбретеннй и еткрмтий
Дата опубликования описания 17.07.82 (72) Авторы изобретения
А. С. Байбиков и В. П. Рихтер (71) Заявитель (54) ЦЕНТРОБЕЖНЫЛ НАСОС
Изобретение относится к насосостроению, а более конкретно к центробежным насосам с устройствами для восприятия осевых сил.
Известен центробежный насос, содержащий корпус и установленное в нем рабочее
5 колесо с ведущим и ведомым дисками, образующими с корпусом кольцевые камеры (1).
Недостаток известного насоса заключается в том, что его рабочее колесо неразгружено от действия осевой силы.
1О
Наиболее близким к изобретению по технической сущности и достигаемому результату является центробежный насос, содержащий корпус с кольцевыми выступами и установленное в корпусе рабочее колесо с дисками, наружная поверхность каждого из которых образует с корпусом разгрузочную полость, а участок боковой поверхности со стороны проточной части колеса-образует с выступом корпуса дроссельный за- 2О зор (2) .
Однако из-за линейного изменения величины проходных сечений дроссельных зазоров такие насосы работают ненадежно.
Цель изобретения — повышение надежности работы.
Указанная цель достигается тем, что поверхности дисков и выступов, образующие дроссельные зазоры, имеют форму эквидистантных тел вращения с осями, расположенными на оси колеса, и криволинейными образующими — выпуклыми у дисков и вогнутыми — у выступов.
На фиг. 1 показан центробежный насос, разрез; на фиг. 2 — узел 1 на фиг. l.
Центробежный насос содержит корпус 1 с кольцевыми выступами 2 и установленное в корпусе 1 рабочее колесо 3 с дисками 4 и 5, наружная поверхность 6 и 7 каждого из которых образует с корпусом 1 разгрузочную полость 8 и 9, а участок боковой поверхности 10 со стороны проточной части 1 колеса 3 образует с выступом 2 корпуса 1 дроссельный зазор 12, причем поверхности
10 дисков 4 и 5 и выступов 2, образующие дроссельные зазоры 12, имеют форму эквидистантных тел вращения с осями, расположенными на оси 13 колеса, и криволинейными образующими 14, выпуклыми у дисков 4, 5 и вогнутыми — у выступов 2.
941687
Формула изобретения
Фиг. /
Составитель С. Анисимов
Редактор Т. Киселева Техред А. Бойкас Корректор В. Бутяга
Заказ 4797/23 Тираж 678 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий! 13035, Москва, )K — 35, Раушская наб., д. 4/5
Филиал ППП «Патент», г. Ужгород, ул. Проектная, 4
Центробежный насос работает следующим образом.
При смещении рабочего колеса 3, например, влево под действием неуравновешенной осевой силы, величина дроссельного зазора
12 диска 5 уменьшается, а гидравлическое
5 сопротивление зазора 12 увеличивается. Одновременно дроссельный зазор 12 диска 4 увеличивается, а гидравлическое сопротивление этого зазора 12, уменьшается. При этом потери давления жидкости, протекающей со 10 стороны проточной части 1! рабочего колеса
3 через дроссельный зазор 12 диска 5, будут возрастать,. и соответственно, давление в полости 8 будет падать, одновременно потери давления в дроссельном зазоре 12 диска 4 будут падать, а давление в полости 9—
15 возрастать. В результате возникает сила, противодействующая смещению рабочего колеса.
Аналогичные процессы имеют место при сдвиге колеса вправо. 20
Описанные усовершенствования в насосе с дроссельными зазорами, имеющими форму эквидистантных тел вращения с Осями, расположенными на оси колеса и криволинейными образующими, выпуклыми у дисков и вогнутыми у выступов, позволяют повысить надежность работы насоса расширяют диапазон изменения воспринимаемых осевых сил и повышают стабильность осевого положения рабочего колеса.
Центробежный насос, содержащий корпус с кольцевыми выступами и установленное в корпусе рабочее колесо с дисками, наружная поверхность каждого из которых образует с корпусом разгрузочную полость, а участок боковой поверхности со стороны проточной части колеса образует с выступом корпуса дроссельный зазор, отличающийся тем., что, с целью повышения надежности работы, поверхности дисков и выступов, образующие дроссельные зазоры, имеют форму эквидистантных тел вращения с осями, расположенными на оси колеса, и криволинейными образующими — выпуклыми у дисков и вогнутыми — у выступов.
Источники информации, принятые во внимание при экспертизе
1. Патент СССР № 318240, кл. F 04 D 1/00, 1968.

