Бесконтактное устройство для управления электронной системой зажигания двигателя внутреннего сгорания
заявитель (54) БЕСКОНТАКТНОЕ УСТРОЙСТВО ДЛЯ УПРАВЛЕНИЯ
ЭЛЕКТРОННОЙ СИСТЕМОЙ ЗАЖИГАНИЯ ДВИГАТЕЛЯ
ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ
Изобретение относится к электротехнике, в частности к электрооборудованию карбюраторных ДВС, и может быть использовано для управления тиристорной системой зажигания.
Известные бесконтактные индуктивные датчики не позволяют непосредственно управлять электронным зажиганием без дополнительных формирователей вследствие .малой амплитуды !
О выходного сигнала и зависимости крутизны нарастания фронтов сигнала от числа оборотов вала ДВС.
Известно бесконтактное устройство для управления электронной системой зажигания ДВС содержащее статический автогенератор на транзисторе с обмотками, намотанными на стержне Ш-образного сердечника, коммутирующий элемент, замыкающий поочередно магнитную цепь между стержнями ферритового сердечника, и коммутатор, управляющий электронным зажиганием. Коммутирующий элемент имеет ферритовые пластины прямоугольной формы, число которых равно числу цилиндров ДВС. Пластины закреплены на немагнитном барабане, связанном с распределительным валом
ДВС.Обмотки Ш-образного ферритового сердечника расположены на крайних стержнях статора датчика. При вращении вала двигателя автогенератор возбуждаясь, вырабатывает импульсы высокочастотного напряжения с частотой заполнения 0,5-3,5 Игц, которые выделяются на резисторе, предназначенном для подключения электронного коммутатора, управляющего системой зажигания. Импульс напряжения существует в течение времени, при котором ферритовая пластина проходит над
Е-образным сердечником(11.
Недостатком известного устройства является низкая надежность запуска ДВС вследствие малой крутизны нарастания фронта управляющего импульса.
9377
Цель изобретения - повышение надежности запуска двигателя внутрен- него сгорания путем повышения крутизны фронта управляющего импульса.
Поставленная цель достигается S тем, что в бесконтактном устройстве для управления электронной системой зажигания двигателя внутреннего сгорания, содержащем генератор высокочастотных колебаний на транзисторе !ф и магнитоуправляемом блоке с коммутирующим элементом, магнитопровод магнитоуправляемого блока, выполнен на феррите Ш-образной формы и снаб" жен, по крайней мере, тремя обмотка,ми, по одной на каждом стержне Ш-образного магнитопровода, при этом обмотки на крайних стержнях включены встречно, обмотки магнитоуправляемого блока, расположенные на край- © них стержнях магнитопровода, включены в эмиттерную и базовую цепи транзистора, а эмиттерная обмотка шунтирована диодом.
Длительность импульса блокинг у генератора зависит, в основном от постоянной времени трансформатора .и емкости конденсатора, включенного в базовую цепь транзистора.
С целью получения необходимой длительности импульса эмиттерная обмотка отрицательной обратной связи имеет значительно меньшее количество витков, чем базовая обмотка положительной обратной связи, и оказывает весьма незначительное влияние на постоянную времени трансформатора.
На фиг. 1 представлена принципи альная схема устройства; на фиг.2принципиальная конструкция трансао форматора на Й-образном сердечнике с обмотками и коммутирующими пластинами.
Устройство содержит транзистор 1 генератора, магнитоуправляемый блок 2 с переменной связью, образованный обмотками 3-6 на магнитопроводе 7 и коммутирующим элементом 8, расположенном на роторе датчика, совмещенного с распределителвным валом двигателя. Обмотка 3 включена в коллекторную цепь транзистора, обмотка 4 положительной обратной связи включена в цепь базы транзистора, обмотка 5 отрицательной обратной связи включена в цепь эмиттера транзистора, нагруэочная обмотка 6 необходима для получения
59 4 достаточной для запуска тиристора мощности выходного импульса, конденсатор 9, емкость которого совместно с индуктивностью трансформатора определяет необходимую длительность выходного импульса, резистор 10, обеспечивающий режим работы генератора, диод 11 с малым временем установления прямого напряжения, включенный параллельно эмиттерной обмотке, обеспечивает надежность периодического возбуждения генератора и получения высокой крутизны нарастания фронта, диод 12, включенный параллельно коллекторной обмотке магнитоуправляемого блока 2, предназначен для устранения отрицательного выброса выходного импульса и исключения возникновения высокочастотных колебаний, выходной каскад 13 .коммутирует катушку зажигания.
В исходном состоянии генератор находится в статическом (невозбужденном ) положении за счет того, что магнитные потоки обмоток Ч и 5 направлены встречно. При вращении вала двигателя происходит периодическое возбуждение генератора. Коммутирующий элемент 8 поочередно замыкает с допустимым зазором магнитную цепь между стержнями с обмотками 3 и 4 магнитопровода 7, вследствие чего обеспечивается пложительная обратная связь. Возникает лавинообразный процесс нарастания колекторного тока, диод 11 отпирается и шунтирует обмотку 5, что способствует ослаблению отрицательной ббратной связи и резкому нарастанию переднего фронта генерируемого импульса. На выходной обмотке 6 формируется прямоугольный импульс положительной полярности с крутыми фронтами. После чего генератор возвращается в исходное состоя. ние до следующего подхода коммутирующего элемента 8. Длительность вырабатываемого генератором импульса не зависит от времени прохождения коммутирующего элемента 8 над магнитопроводом 7 и определяется параметрами схемы (в основном постоянной времени трансформатора и емкостью конденсатора).
Длительность импульса выбрана в два раза большей времени включения тиристора.
При следующем подходе коммутирующего элемента 8 к стержням с обмот937759 6. равляемого блока, выполнен на ферри ,те Ш"образной формы и снабжен, по крайней мере, тремя обмотками, по одной на каждом стержне 6-образного магнитопровода, при этом обмотки на крайних стержнях включены встречно, отличающееся тем, что, с целью повышения надежности ,запуска двигателя внутреннего сгорания путем повышения крутизны фронта управляющего импульса, обмотки магнитоуправляемого блока, расположенные на крайних стержнях магнитопровода, включены в эмиттерную и базовую цепи транзистора, а эмиттерная обмотка шунтирована дио" дом.
Формула изобретения ками 3 и 4 процесс повторяется и генератор снова вырабатывает импульс управления тиристорной системой зажигания.
Предлагаемое бесконтактное устрой--5 ство позволяет получить мощный вы" ходной сигнал с крутым фронтом непосредственно с датчика генератора для управления, например, тиристорным зажиганием без дополнительного формирователя.
1S
Бесконтактное устройство для управ..ления электронной системой зажигания двигателя внутреннего сгорания, содержа щее генератор высокочастотных колебаний на транзисторе и магнитоуправ- щ ляемом блоке с коммутирующим элею ментом, магнитопровод магнитоупИсточники информации, принятые во внимание при экспертизе
1. Авторское свидетельство СССР
459897е кл. 1 02 P 7/10 1968, (прототип(.
937759
Составитель Н.Кецарис
Редактор Л.Братилло Техред Ж. Кастелевич Коррект р
М.Шароши
Заказ 4409/47 Тираж 552 Подписное .
ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, N-)5, Раушская наб., д. 4/5 филиал ППП "Патент", r. Ужгород, ул. Проектная, 4



