Гребное колесо
(72) Автор изобретения
К. С. Демиден ко (71) Заявитель (54) ГРЕВНОЕ КОЛЕСО
Изобретение относится к судостроению, а именно к гребным колесам.
Известно гребное колесо, содержащее вал, на котором жестко закреплены лопасти и кожух й-образной формы, охватывающий колесо сверху, при этом, между колесом и кожухом образованы левая и правая полости, одна из которых сообщена посредством трубопровода с насосом для подачи текучей среды к лопастям колеса (1).
Однако данное гребное колесо имеет низкий КПД.
Целью изобретения является повышение эффективности движителя.
Цель достигается тем, что вторая из указанных полостей сообщена трубопроводом с насосом для создания в ней разрежения, при этом каждая из полостей в своей верхней части дополнительно сообщена каналом с межлопастным пространством колеса, причем лопасти колеса снабжены плицами, установленными с возможностью выдвижения, а в каждой из полостей размещены направляющие для ограничения выдвижения указанных плиц.
На чертеже изображено гребное колесо, общий вид.
Гребное колесо содержит вал 1, на котором жестко установлено колесо 2 с жестко прикрепленными лопастями 3. Лопасти 3 имеют пазы для установки выдвижных плиц 4. Гребное колесо размещено внутри кожуха 5 A-образной формы, который охватывает колесо сверху, при этом между колесом и кожухом образованы левая 6 и правая 7 полости, полость 6 сообщена через шаровой кран 8 и трубопровод 9 с насосом 10, а полость 7 сообщена через шаровой кран 11 и трубопровод 12 с насосом 10
Полость 6 дополнительно сообщена трубопроводом 13 с межлопастным пространством 15 колеса, а полость 7 — трубопроводом 14 —. также с межлопастным простран 5 ством. В каждой из указанных полостей 6 и 7 размещены направляющие 16 для ограничения выдвижения плиц.
Гребное колесо работает следующим образом. ю
Вода, нагнетаемая насосом 10, через левую полость 6 поступает через кран 8 и трубопровод 9 в трубопровод 12 и через кран 11 в правую полость 7, попадает на лопасти с плицами 4 н начинает вращать колесо. При этом в полости 6 образуется
Формула изобретения
Гребное колесо, содержащее вал, на котором жестко закреплены лопасти, и кожух
0-образной формы, охватывающий колесо сверху, при этом между колесом и кожухом образованы левая и правая полости, одна из которых сообщена посредством трубопровода с насосом для подачи текучей среды к лопастям, колеса, отличающееся тем, что, с целью повышения эффективности движителя, вторая из указанных полостей сообщена трубопроводом с насосом для создания в ней разрежения, при этом каждая из полостей в своей верхней части дополниго тельно сообщена каналом с межлопастным пространством колеса, причем лопасти колеса снабжены плицами, установленными с возможностью выдвижения, а в каждой из полостей размещены направляющие для ограничения выдвижения плиц.
9353 разрежение, вследствие чего создается разница давлений на плицу со,стороны полости 6 и со стороны забортного пространства.
Результирующая сила давления на плицу направлена по ходу вращения колеса (по часовой стрелке), что создает дополнительный крутящий момент, способствующий вращению колеса. В полости 7 колеса рабочее давление действует на выдвижную плнцу внизу колеса, вращая его по часовой стрелке, а также на жестко установленную лопасть в верхней части колеса (где выдвижные плицы ушли в паз), противодечствуя вращению колеса. Следовательно, результирующий крутящий момент будет создаваться силой давления, действующей на выдвижную плицу. Для нейтрализации давления на верхнюю часть колеса со стороны полости 7 предназначен канал 14, покоторому вода под тем же рабочим давлением, что и в полости 7, поступает в межлопастМые камеры, где имеется разрежение. Вода от насоса под большим напором поступает в межлопастные камеры, а так как канал
14 спрофилирован по касательной к колесу, то ударный момент — импульс, нейтрализует давление на лопасти со стороны полости 7 и создает дополнительный крутящий момент по часовой стрелке. Для обеспечения реверса переключаются шаровые краны 8 и 11 и разрежение создается в полости 7, а рабочее давление — в полости 6.
79
Предложенное устройство позволяет повысить эффективность гребного колеса за счет создания разрежения в одной из полостей устройства.
Источники информации, принятые во внимание при экспертизе
1. Патент Германии № 38, кл. 65 f 1, 1879 (протот ).
935379
Составитель Е. Кудрявцева
Редактор М. Товтнн Техред А. Бойкас Корректор М. Шарошн
Заказ 4134 23 Тираж 462 Подписное
ВНИИ ПИ Государственного комитета СССР но делам изобретений и открытий
113035, Москва, Ж вЂ” 35, Раушская наб., д. 4/5
Филиал ППП «Патент», г. Ужгород, ул. Проектная, 4


