Резинометаллическая подвеска
ОП ИСАНИ Е
ИЗОБРЕТЕН ИЯ
К АВТОРСКОМУ СВМДЕТЕЛЬСТВУ
Союз Советски»
Социалистических
Республик
<и934079 (61) Дополнительное к авт свид-ву —— (22) Заявлено 30.06.80 (21) 2947318/25-28 (51) У, К з с присоединением заявки №вЂ” F 16 F 15, 04
Гасударственный квмнтвт (23) Приоритет—
СССР (53) УЛК 6"1-567 .2 (088.8) Опубликовано О?.06.82. Бюллетень № 21
Дата опубликования описания 07.06.82 ло делам нэвбретеннй н еткрмтнй (72) Авторы изобретения
А. П. Субач, M. И. Сниегс и Я. A.,:"Àëíè
Рижский ордена Трудовс,: о «рас: .г. 3.;,-.,;:; ии и (7I ) Заявитель титут (54) РЕЗИНОМЕТАЛЛИЧЕСКАЯ ПОДВЕСКА
Изобретение относится к виброзашитным устройствам и может применяться при виброизолирую цей установке вибромашин, приборов и апг1аратов,,в подвесках транспортных средств, а также в качестве упругого элемента в вибромашинах, работаюших в резонансном режиме:
Наиболее близкой к изобретению по технической сущности и достигаемому результа1у является резинометаллическая подвеска, содержашая цилиндрический корпус с крышками, размещенные в нем кольцевые упругие элементы и шток с поршнем, установленным между упругими элементами, выполненными из эластомерного материала (1).
Недостатками подвески являются малая ее энергоемкость и невозможность плавного регулирования жесткости во время работы.
Цель изобретения — повышение амортизационных свойств. подвески.
Указанная цель достигается тем, что в резинометаллической подвеске, содержашей цилиндрический корпус с крышками, размещенные в нем кольцевые упругие элементы и шток с поршнем, установлен2 ным между упругими элементами, упругие элементы установлены относительно корпуса с зазором, а подвеска снабжена установленными в зазоре дополнительными кольцевыми упругими элементами и размещенной между последними кольцевой массой.
На чертеже изображена принципиальная схема предлагаемой резинометаллической подвески, продольный разрез.
Подвеска содержит цилиндрический корпус, представляющий собой два стакана 1
1о и 2, расположенные торцами навстречу один другому с зазором 3, устанавливаемым при помощи винтовой обоймы 4. Стаканы 1 и 2 по краям своих дниш имеют шлицы 5 и 6, позволяющие ввинтить стаканы в обойму 4.
15 Стаканы 1 и 2 в обоймах стопорятся гайками 7 и 8. Обойма 4 имеет опорный фланец 9 для присоединения амортизатора к виброизолируемому объекту (не показан) . го
Внутри корпуса подвески вдоль продольной оси установлен поршень 10 со штоками
11 и 12, служащими для восприятия возмущающих нагрузок. На штоках 11 и 12 одеты упругие элементы, выполненные в виде цилиндров 13 и 14.
934079
Формула изобретения
Между внутренней стенкой корпуса и наружной поверхностью цилиндров 13 и 14 предусмотрен кольцевой зазор 15, в котором размещен жесткий кольцевой груз 16, имеющий возможность перемещаться вдоль зазора 15 и опертый своими торцами на упругие элементы 17 и 18, размещенные в том же зазоре 15.
Упругие элементы выполнены из эластомерного материала, например, пористой антифрикционной резины, и взаимодействуют с противоположными поршню торцевыми частями резиновых цилиндров.
С целью дискретного регулирования длины подвески, груз 16 и упругие элементы 17 и 18 могут быть выполнены сборноразборными из отдельных цилиндрических колец.
Между грузом 16 и резиновыми цилиндрами может быть оставлен зазор, при этом упругие элементы 17 и 18 могут быть выполнены с отбартовками внутрь. Такой вариант компановки позволяет настраивать подвеску на режим работы динамического поглотителя колебаний с малым трением.
Подвеска работает следующим образом.
При движении поршня 10 в сторону, например, верхнего резинового цилиндра 14 происходит осадка этого цилиндра, сжатие и вытеснение в противоположном направлении упругого элемента 18. При этом диаметр сжимаемого цилиндра 14 подвески постепенно увеличивается за счет уменьшения свободных поверхностей внутри верхнего упругого элемента 18. Когда давление сжатия элемента 18 на верхний торец груза 16 превысит силу трения между грузом 16 и верхним сжимаемым цилиндром 14 (при этом нижний цилиндр 13 освобождается от предварительной осадки и за счет этого уменьшается сила трения между ним и грузом 16), происходит перемещение груза 16 вниз, в противоположную сторону движения поршня 10 в зону меньших сопротивлений. При этом за счет уменьшения коэффициента трения с переходом от покоя к движению проходит разгон груза 16. Жесткость подвески падает. Затем груз 16 тормозится, по мере сжатия нижнего упругого элемента .17. Если деформация нижнего упругого элемента значительная, то его давление передается на нижний цилиндр, который заклинивается между нижним штоком
12 и грузом 16. В это время верхний цилиндр 14 заполняет освободившийся объем.
Жесткость подвески возрастает до предельной допустимой прочности.
При обратном ходе поршня 10 все движения повторяются в обратном порядке.
Регулирование жесткости подвески на ходу достигается за счет ослабления гаек 7 и 8 и вывинчивания и ввинчивания стаканов 1 и 2 в обоймы 4. Упругие элементы 13, 14 и 17, 18 получают уменьшение или увеличение предварительного сжатия.
При устранении зазора 3 между торцами стаканов жесткость подвески небольшая.
После настройки жесткости гайки 7 и 8
10 затягиваются.
В случае работы подвески в режиме динамического гасителя вибраций поверхности между грузом 16 и стаканами 1 и 2 смазывают твердой смазкой, а упругие элементы 13 и 14 выбирают таких размеров и жесткости, чтобы при умеренной величине обжатия не было их соприкосновения с внутренней поверхностью груза 16. Тогда все давление сжимаемых цилиндров 13 и 14 передается на упругие элементы 17 и 18, а от них на груз 16, который тем самым вынуждается двигаться навстречу возмущенному движению поршня.
С целью обеспечения различной жесткости подвески на прямом и обратном ходе, упругие элементы 17 и 18 могут быть выполнены различной высоты.
Описываемая подвеска конструктивно проста, малогабаритна, надежна в работе, имеет большую энергоемкость, позволяет в широких пределах регулировать жесткость во время работы, а также способна выполнять функции динамического поглотителя колебаний.
Резинометаллическая подвеска, . содержащая цилиндрический корпус с крышками, 40 размещенные в нем кольцевые упругие элементы и шток с поршнем, установленным между упругими элементами, отличающаяся тем, что, с целью повышения амортизационных свойств, упругие элементы установлены
45 относительно корпуса с зазором, а подвеска снабжена установленными в зазоре дополнительными кольцевыми упругими элементами и размещенной между последними кольцевой массой.
Источники информации, 5О принятые во внимание при экспертизе
1. Патент Франции № 1302531, кл. F 16 F 1962 (прототип) .
934079
Составитель В. Носов
Редактор H. Лазаренко Texpea A. Бойкас Корректор М. Коста
Заказ 3889 25 Тираж 990 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, Ж вЂ” 35, Раушская наб., д. 4/5
Филиал ППП «Патент», г. Ужгород, ул. Проектная, 4


