Ветроколесо
0llИСАНИЕ
ИЗОБРЕТЕНИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
Союз Соеетскик
Социалистичесиии
Республик вп931943 ф
{61) Дополнительное к авт. саид-ву(22) Заявлено 1205.80 (21 } 2922871/25-06 У 1М К з с присоединением заявки №
F 03 D 1/06
Государствеииый комитет
СССР ио делам изобретеиий и открытий (23) Приоритет (Я) УДК 621. 548. 4 (088. 8) Опубликовано 3005.82.бюллетень ¹ 20
Дата опубликования описания 30 ° 05 ° 82 (72) Авторы изобретения
Л.Г.Ямской и Н.A Äåàÿòêîâ (71) заявители (54) BETPOKOJIECO
Изобретение относится к.ветро- > энергетике и может быть.использовано в ветроколесах.
Известно ветроколесо, содержащее установленные на валу махи с лопастями, расположенными крестообразно относительно друг друга и соединен-.
Йыми между собой и с концами маxos (l).
Однако у такого ветроколеса вследствие жесткого закрепления лопастей и махов невелик коэффициент использования ветра и значительна металлоемкость.
Целью изобретения является повышение коэффициента использования энергии ветра и уменьшение металлоемкости.
Поставленная цель достигается тем, что лопасти имеют форму полувитков двухзаходной винтовой спирали, . один из махов установлен на валу с возможностью перемещения и снабжен подпружиненной втулкой, а лопасти соединены между собой и с концами махов шарнирно.
На фиг. 1 изображено ветроколесо, продольный разрез; на фиг. 2 — вид по .стрелке A на фиг. 1; на фиг. 3 лопасть, поперечный разрез.
Ветроколесо содержит установленные на валу 1 махи 2 с лопастями 3, расположенными крестообразно относительно друг друга. Лопасти 3 имеют форму полувитков двухзаходной винтойЬй спирали, один из махов 2 установлен на валу 1 с возможностью перемещения и снабжен втулкой 4, подпружиненной при помощи пружины 5, а лопасти 3 соединены между собой и с концами махов 2 при помощи шарниров 6 и 7.
Ветроколесо работает следующим образом.
При появлении ветра и перемещении его потока по направлению стрелки А, вдоль оси вала 1, на двухзаходной винтовой поверхности кольцевых лопастей при максимальном шаге
20 L развивается такой крутящий момент, который обеспечивает вращение вала ветроколеса.
После запуска ветроколеса на кольцевые лопасти действуют инер-
25 ционные силы, которые стремятся сблизить лопасти на минимальный шаг. Однако этим силам противодействует сила пружины 5 и напор ветра на рабочую поверхность лопастей 3.
30 Взаимодействие этих сил приводит к
931943 тому, что шаг винтовой поверхности лопастей автоматически непрерывно изменяется от максимального до минимального его значения за счет перемещения подвижной втулки 4, совместно с подвижным махом 2 вдоль 5 вала 1, обеспечивая тем самым оптимальное использование энергии ветра при любых его значениях.
При превышении номинальных оборотов вала ветроколеса, инерционные 1I3 силы настолько уменьшат шаг винтовой поверхности кольцевых .лопастей, что передаваемый на вал крутящий момент фактически будет равен нулю, следовательно, число оборотов снова понизится до минимального значения.
Таким образом, за счет облегчения конструкции лопастей достигается значительная экономия металла, а использование переменного шага двухзаходной винтовой поверхности лопастей дает возможность использовать ветроколесо в автоматическом режиме работы, обеспечивая оптимальное.использование энергии ветра.
Формула изобретения
Ветроколесо, содержащее установленные на валу махи с лопастями, расположенными крестообразно относительно друг друга и соединенными между собой и с концами махов, о т л и ч а ю щ е е с я тем, что, с целью повышения коэффициента использования энергии. ветра и уменьшения металлоемкости, лопасти имеют форму полувитков двухзаходной винтовой спирали, один из махов установлен на валу с возможностью перемещения и снабжен подпружиненной втулкой, а лопасти соединены между собой и с концами махов шарнирно.
Источники информации, принятые во внимание при экспертизе
Э
1. Патент Франции Р 564194, кл. 88 с 3, опублик. 1923.


