Толкатель вагонеток
Союз Советских
Социалистических
Республик
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (61) Дополнительное к авт. свид-ву— (22) Заявлено 20.10.80 (21) 2997392/22-03 с присоединением заявки Xo— (51) У, Кл з
E 21 F 1302
СССР (53) УДК 622 675..4 (088.8 )
Опубликовано 23.05.82. Бюллетень %19
Дата опубликования описания 28.05.82 ло делам лэобретелий и открытий
В. А. Будишевский, А. С. Апухти,:сецкий, В. И. Проскурин, А. А. Сулима, А. Н. етрс Гй" в-.,В,,А. е. в !
Ф
Донецкий ордена Трудового Красного Знамени политехнический институт )
- = .
Ф .г (72) Авторы изобретения (71) Заявитель (54) ТОЛКАТЕЛЬ ВАГОНETOk
Гоеударствеллыв комнтет (23) Приоритет—
Изобретение относится к промышленному транспорту, в частности к устройствам для перемещения и торможения одиночных вагонеток и составов на поверхности шахт и в подземных условиях.
Известен толкатель, содержащий каретку с закрепленным на ней кулаком, перемещающуюся в направляющих, индуктор электромагнитного привода, жестко закрепленный на каретке, ротор, выполненный в виде плоского магнитопровода, закрепленный между направляющими вдоль пути движения каретки. При этом отрезок магнитопровода и направляющих вмонтирован в днище клети.
При подаче напряжения в обмотки индуктора создается тяговое усилие в результате взаимодействия, бегущего магнитного ц 5 поля индуктора с полем вторичных токов, наведенных в магнитопроводе. Это усилие перемещает индуктор с кареткой в направляющих Кулак проталкивает вагонетку вдоль рельсового пути (1).
Недостатком данного толкателя является низкая надежность его работы вследствие сложности подвода питания к индуктору, так как последний перемещается относительно источника энергии.
Наиболее близким по технической сущности и достигаемому результату к предлагаемому является толкатель для перемещения щахтиых вагонеток, содержащий два индуктора, жестко закрепленных на раме с обеих сторон рельсового пути друг против друга.
При работе известного толкателя на вагонетку, кузов которой выполняет функцию ротора, действует тяговое усилие, создаваемое в результате взаимодействия бегущего магнитного поля индуктора с полем вторичных токов, которое и перемещает вагонетку (2) .
Недостатком известного толкателя является низкая надежность его работы, особенно на наклонных участках пути, вследствие того, что при исчезновении напряжения питания индукторов тяговое усилие пропадает и вагонетки под действием составляющей силы тяжести имеют возможность скатываться вниз. При этом может произойти сход вагонеток с рельсов и возникнуть аварийная ситуация.
Цель изобретения является повышение надежности работы толкателя.
929872
Указанная цель достигается тем, что в толкателе для перемещения шахтных вагонеток, включающем раму с закрепленными на ней индукторами, расположенными по обе стороны колесной пары друг против друга, и тормозное приспособление, тормозное приспособление выполнено в виде шарнирного параллелограмма, одна из горизонтальных сторон которого установлена над колесами с возможностью контакта с ними, а каждая боковая сторона шарнирно закреплена на ра- 10 ме и связана с ней посредством упругого элемента, при этом рама снабжена горизонтальными направляющими, на которых с возможностью перемещения установлены индукторы, Такое выполнение позволяет повысить надежность толкателя и откатки шахтных
15 ва гонеток.
На фиг. 1 показан толкатель при нормальной работе откачки,вид спереди; на фиг. 2— то же, вид сбоку; на фиг. 3 — толкатель при срабатывании тормозного устройства, вид 20 спереди; на фиг. 4 — то же, вид сбоку.
Толкатель вагонеток состоит из рамы 1 с закрепленными на ней индукторами 2, тормозного устройства, включающего в себя качающиеся стойки 3, установленные с помощью шарниров 4 на раме! и соединенные с ней упругими элементами 5, и лыжи 6, закрепленные посредством шарниров 7 на стойках 3. На этих же стойках 3 установлены упоры 8 и 9, контактирующие с кулаками
10 и 11, расположенными на индукторе 2, который имеет возможность перемещаться с помощью роликов 12 по . горизонтальным направляющим 13, закрепленным на раме 1 параллельно рельсовому пути 14. Индукторы 2 установлены с обеих сторон рельсового пути 14 друг против друга. Функцию ротора выполняет боковая стенка кузова вагонетки 15.
Толкатель работает следующим образом.
При отсутствии напряжения питания индукторов 2 лыжи 6 лежат на колесах вагО- 40 нетки 15, прижимая их к рельсовому пути 14, что препятствует ее движению.
При подаче напряжения в обмотки индукторов 2 на вагонетку 15 действует тяговое усилие, создаваемое в результате взаимодействия бегущего магнитного поля ин- 45 дукторов 2 с полем вторичных токов, наведенных в роторе (боковых стенках кузова вагонетки 15). Такое же по величине, но обратное по направлению усилие действует и на индуктор 2, который под действием этого усилия посредством роликов 12 перемещается в направляющих 13 и кулаком 10 воздействует на упор 8. Этим самым он отклоняет через шарниры 4 стойки 3, сжимая упругие элементы 5, и через шарниры 7 приподнимает лыжи 6, освобождая колеса вагонетки 15, которая начинает перемещаться.
При отключении питания исчезает сила, воздействующая на индуктор 2, и упругие элементы 5, разжимаясь, возвращают стойки
3 в исходное положение. Тем самым происходит стопорение колес вагонетки 15 между лыжами 6 и рельсовым путем 14.
Для экстренной остановки вагонетки 15 используется обратное включение фаз индуктора 2. При этом бегущее магнитное поле меняет свое направление и индуктор 2 через кулак 11 воздействует на упор 9 стойки 3. Тем самым происходит экстренная остановка колес вагонетки 15 между лыжами 6 и рельсовым путем 14.
По сравнению с известными конструкциями толкателей вагонеток предлагаемая конструкция позволяет повысить надежность работы толкателя и безопасность откатки вагонеток.
Уменьшается количество сходов вагонеток с рельс, трудоемкость обслуживания откатки и повышается безопасность ее эксплуатации. Ожидаемый экономический эффект от внедрения предлагаемого толкателя в промышленность составляет 9,6 тыс. руб. в год за счет снижения трудоемкости обслуживания откатки и уменьшения капитальных затрат на аппаратуру управления.
Формула изобретения
Толкатель вагонеток, включающий раму с закрепленными на ней индукторами, расположенными по обе стороны колесной пары друг против друга, и тормозное приспособление, отличающийся тем, что, с целью повышения надежности в работе, тормозное приспособление выполнено в виде шарнирного параллелограмма, одна из горизонтальных сторон которого установлена над колесами с возможностью контакта с ними, а каждая боковая сторона шарнирно закреплена на раме и связана с ней посредством упругого элемента, при этом рама снабжена горизонтальными направляющими, на которых с возможностью перемещения установлены индукторы.
Источники информации, принятые во внимание при экспертизе
1. Авторское свидетельство СССР № 3627?3, кл. В 66 В 17/20.
2. Авторское свидетельство СССР № 583325, кл. Е 21 F 13/02.
929872
Составитель И. Синицкая
Редактор Л. Лу кач Техред А. Бойкас Корректор Ы. Коста
Заказ 3268/43 Тираж 470 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий! 13035, Москва, Ж вЂ” 35, Раушская наб., д. 4/5
Филиал ППП «Патент», г. Ужгород, ул. Проектная, 4