Рабочее колесо центробежного нагнетателя
О П И С А Н И Е (Ä)g)yyPg
ИЗОБРЕТЕН ИЯ
Союз Советски»
Социал истимеснил
Республик
К. ЙАТЕМТУ (61) Дополнительный к патенту (22) Заявлено 27.01.76 (21) 2316354/25-06 (51) М. Кл (23) Приоритет - (32) 27.01.75 (31) 544 520 (331 США
F 04Р 29/44 таоуяаротекииый комитет
СССР ао делам изобретеиий и открытий (53) УДК621.671. (088.8) Опубликована 30.03.825юллетень № 12
Дата опубликования описания 30 03„82
I т
Иностранец
Х омер Джесс Вуд (США) (72) Автор изобретения
Иностранная фирма
"Диир энд Компани (США) (71) Заявитель (54) РАБОЧЕЕ КОЛЕСО ЦЕНТРОБЕЖНОГО
НАГНЕТАТЕЛЯ
Изобретение относится к насосостроеHHIo и может найти применение в высокооборотных лопаточных машинах, например, центробежных компрессоров.
Известно рабочее колесо центробежного нагнетателя, преимушественно центробежного компрессора газотурбинного двигателя, содержашее входной осевой и вы-. ходной центробежный венцы с изогнутыми рабочими лопатками, причем на лопат- I0 ках центробежного венца в зоне их входных кромок закреплены демпфируюшие элементы, контактируюшие с лопаткамиосевого венца(1), Однако в связи с тем, что лопатки )5 осевого венца соприкасаются с лопатка» ми центробежного венца по всей длине, не достигается равномерного распределения перекачиваемого газа в центробежном венце колеса, а также наблюдается тур- 20 булизация в межлопаточном пространстве, что снижает КПД колеса.
11ель изобретения — повышение КПД.
Указанная цель достигается тем, что демпфируюшне элементы расположены на 25 тыльное поверхности лопаток центробежного венца, а последние в зоне демпфируюших. элементов установлены относительно лопаток центробежного венца под углом с образованием переменного зазора, увеличивающегося от корня к периферии лопаток.
Кроме того, каждый демпфируюший элемент выполнен в виде полудиска и его боковая поверхность, обрашенная к лопатке осевого венца, расположена параллельно ее рабочей поверхности.
При этом угол развода лопаток венцов равен 1-3 .
О
На фиг. 1 схематично изображено рабочее колесо, разрез; на фиг. 2 — вид по стрелке А на фиг. 1; на фиг. 3рабочие лопатки; на фиг. 4 - сечение
Б-Б на фиг. 2.
Рабочее колесо центробежного нагнетателя содержит входной осевой 1 и выходной центробежный 2 венцы с изогнутыми рабочими лопатками 3 и 4. При этом на лопатках 4 центробежного венца 2 в зоне их входных кромок 5 за917709 4 проходах, которые образуются лопатками 4 центробежного венца рабочего колеса. Зазоры d" увеличивают количество протекаюшего газа с тыльной стороны лопаток 4 центробежного венца 2 рабочего колеса и приводят к выравниванию потока воздуха между лопатками 4 рабочего колеса.
Источники информации, принятые во внимание при экспертизе
1„Патент Англии N 586836, кл. F 1, 1947. креплены аемпфируюшие элементы 6, контактируюшие с лопатками 3 осевого. венца 1.
Демпфируюшие элементы 6 расположены на тыльной поверхности 7 лопаток 4 центробежного венца 2, а последние в зоне демпфируюших элементов 6 установлены относительно лопаток 3 осевого венца 1 под углом * с образованием переменного зазора У, увеличи- 10 ваюшегося от корня 8 к периферии 9 лопаток 3 и 4.
Каждый демпфирующий элемент 6 выполнен в виде полудиска и его боковая поверхность 10, обрашенная к лопатке 3 осевого венца 1, расположена параллельно ее рабочей поверхности 11. Угол с развода лопаток 3 и 4 венцов 1 и 2 равен 1-3 .
Демпфируюший элемент 6 может быть выполнен либо в виде отдельной детали с последующим жестким прикреплением ее к периферии 9 лопатки 4, либо выполнен совместно с ней. При работе рабочего колеса газ проходит через лопат ки 3 и 4 осевого и центробежного венцов 1 и 2, получая энергию нагнетания.
Посредством установки демпфируюших элементов 6 рабочее колесо может выдерживать резонансные колебания или вводиться в диапазон чисел оборотов, при которых в номинальных -случаях рабо чие лопатки разрушаются. Смещение осевого венца по отношению к центробежному венцу с переменным зазором имеет то преимушество, что достигается равномерное распределение количества воздуха в рабочем колесе и также бестурбулентное обтекание лопаток 4 центробежного венца. Благодаря этому улучшается КПД рабочего колеса. При этом получается более равномерное распределение воздуха между отдельными лопат ками рабочего колеса или в отдельных
Формула изобрете ния
1. Рабочее колесо центробежного нагнетателя, преимушественно центробежно-. го компрессора газотурбинного двигателя, содержащее входной осевой и выходной центробежный венцы с изогнутыми рабочими лопатками, причем на лопат ках центробежного венца в зоне их входных кромок закреплены демпфируюшие элементы, контактирующие с лопатками осевого венца, о т ц и ч а ю щ е е с я тем„что, с целью повышения КПД, демпфируюшие элементы расположены на тыль ной поверхности лопаток центробежного венца, а последние в зоне демпфируюших элементов установлены относительно лопаток осевого венца под углом. с образованием переменного зазора, увеличиваюшегося от корня к периферии лопаток.
2. Колесо по п. 1, о т л и ч а ю— щ е е с я тем, что каждый демпфируюший элемент выполнен в виде полудиска и его боковая поверхность, обращенная к лопатке осевого венца, расположена параллельно ее рабочей поверхности.
3. Колесо по п. 1, о т л и ч а юш е е с я тем, что угол развода лопаток венцов равен 1-3 .
917709
Составитель И. Бикбулатов
ТехредИ. Гайду Корректор С. Шекмар
Редактор Н. Кешеля
Филиал ППП "Патент, г. Ужгород, ул. Проектная, 4
Заказ 1 940/80 Тираж 671 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5



