Кольцевой амортизатор
(„)903623
Союз Советских
Социалистических
Республик (5I) М. Кл.з
F 16 F 15/00
Государственный комитет (53) УДК 621-567.. 1 (088.8) ло делам изобретений и открытий (72) Автор изобретения
В. Х. Туктамышев (7l) Заявитель (54) КО,ЛЬЦЕВОЙ АМОРТИЗАТОР
Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано для защиты от вибраций и ударов различных объектов.
Наиболее близким к изобретению по технической сущности и достигаемому результату является кольцевой амортизатор, содержащий коаксиально установленные и сопрягаемые по конусным поверхностям кольца t1 j .
Однако данное устройство обладает невысокими амортизирующими свойствами и малым рабочим ходом, что обусловлено высокой жесткостью упругих элементов коаксиально установленных колец, сопрягаемых по конусным поверхностям.
Цель изобретения — повышение амортизирующих свойств и увеличение хода амортизатора.
Указанная цель достигается тем, что на конусных поверхностях внешних колец выполнены кольцевые пазы, а амортизатор снабжен последовательно установленными в каждом из них разрезными эластичными и металлическими кольцами, последние из которых взаимодействуют с конусными поверхностями внутренних колец.
На фиг. 1 показан предлагаемый амортизатор общий вид, продольный разрез; на фиг. 2 — сечение А — А на фиг. I.
Амортизатор содержит коаксиально установленные и сопрягаемые по конусным поверхностям внешние 1 и внутренние 2 кольца. На конусных поверхностях внешних колец 1 выполнены кольцевые пары 3.
В пазах 3 размещены последовательно установленные разрезные эластичные 4 и металлические 5 кольца, последние из которых взаимодействуют с конусными поверхностями внутренних колец 2.
Для предотвращения взаимного вращения колец 4 и 5 друг относительно друга и повреждения эластичного кольца 4 в кольцевых пазах 3 выполнены выступы 6.
Амортизатор работает следующим образом.
При наличии сжимающей нагрузки металлические разрезные кольца 5 взаимодействуют с коническими поверхностями внутренних колец 2. При этом они увеличиваются в диаметре и вызывают деформацию эластичных колец 4. После снятия нагрузки за счет упругости эластичных
903623
4 и металлических 5 колец, амортизатор возвращается в исходное состояние. 11ри этом, за счет деформации эластичных колец 4, достигается существенное повьппение демпфируюгцих свойств амортизатора. В случае, когда нагрузка превьппает некоторую критическую величину, полностью выбираются зазоры между внешними 1 и внутренними 2 кольцами, существенно увеличивается жесткость амортизатора 4 и гашение колебаний происходит за счет упругой ,деформации колец 1 и 2 и трения между ними.
Таким образом достигается существенное повь|шение амортизирующих свойств и увеличение хода кольцевого амортизаторя.
Формула изобретения
Кольцевой амортизатор, содержащий коаксиально установленные и сопрягаемые по конусным поверхностям кольца, отли,чаюи1ийся тем, что, с целью повышения амортизирующих свойств и увеличения хода, на конусных поверхностях внешних колец выполнены кольцевые пазы, я амортизатор снабжен последовательно установленными в каждом из них разрезными эластичными и металлическими кольцами, последние из которых взаимодействуют с конусными поверхностями внутренних колец.
Источники информации, принятые во внимание при экспертизе
1. Никольский Л. Н. фракционные амор g тизаторы удара. M., «Машиностроение», 1964, с. 49, фиг. 28.
903623
Составитель В. Носов
Редактор А. Шандор Техред А. Бойкас Корректор М. Коста
Заказ 74/(8 Тираж 980 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
1 l 3035, Москва, Ж вЂ” 35, Раушская наб., д. 4/5
Филиал ППП «Патент», г. Ужгород, ул. Проектная, 4


