Способ изготовления шарового шарнира
Союз Советских
Социалистических
Республик
ОПИСАНИЕ
ИЗОБРЕТЕНИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИ ЕТЕЛЬСТВУ
<>894228 (61) Дополнительное к авт. свид-ву (22) Заявлено 071279 (21) 2848768/25-27 с присоединением заявки ¹ (23) Приоритет
Опубликовано 301281 Бкзллетеиь № 48
Дата опубликования описания 3(112.81 (5t)M. Кл.
F 16 С 11/06
Государственный комитет
СССР ло делам изобретений и открытий (53) УДК 621. 822. .2 (088.8> г
B.A. Гурский, Н. И. Бровченко, А. И. Наз ин, A. И ..П, липенко и В.С. Шевченко (1
t. ь .г
f
Институт проблем надежности и долговечности .. машин AH Белорусской CCP (72) Авторы изобретения (7! ) Заявитель (54) СПОСОБ ИЗГОТОВЛЕНИЯ ШАРОВОГО ШАРНИРА
Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано для изготовления шарнирных соединений деталей машин. 5
Известен способ изготовления шаро вого шарнира путем эавальцовывания шаровой головки пальца в корпусе и упрочнения поверхностей трения, например, азотированием (1).
Недостатком известного способа является то, что упрочнение напряженных поверхностей трения производят совместно, после завальцовки головки пальца в корпусе, что затрудняет упрочнение и ведет к недостаточной долговечности шарнира.
Цель изобретения — увеличение долговечности шарового шарнира.
Поставленная цель достигается тем, что в способе изготовления шарового шарнира путем эавальцовывания шаровой головки пальца в корпусе и упрочнения сопрягаемых поверхностей трения, упрочнение сопрягаеьых поверхностей трения проводят раздельно перед завальцовыванием,при этом на внутренней поверхности завальцовываемой части корпуса предварительно наносят сетку пазов с глубиной не менее толщины упрочняемого слоя, и образующие пазы поверхности покрывают легко- плавким металлом.
На фиг.1 изображен корпус шарнира до завальцовывания; на фиг. 2 — сечение А-A на фиг.1.
В корпусе 1 шарового шарнира выпол .нена внутренняя сферическая поверхность 2, притертая с сопрягаемой поверхностью головки пальца. На завальцовываемой части 3 корпуса 1 выполнена сетка пазов 4 с глубиной, равной наибольшей возможной глубине упрочненного слоя. Пазы выполняются иеханической обработкой резцов в виде пересекающихся продольных и окружных.канавок прямоугольного сечения со скруглениями углов.
Местная защита пазов на внутренней поверхности завальцовываемай части корпуса от упрочнения, например, азотированием, выполняется нанесением гальванического покрытия 5 из легкоплавкого металла, например, олова.
Участки,предназначеннйе для азотирования,предохраняются от гальванического покрытия путем нанесения слоя изолирующего лака, который удалялся перед азотирояанием продувкой сжатым воздухом.
894228
Формула изобретения
А-A б, Puz.t
Составитель Л.Малых
Редактор И.Тыкей Техред A.A÷ Корректор У.Пономаренко
Эаказ 11425/54 ТиРаж 863 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий.
113035,Москва,Ж-35, Раушская наб., д.4/5 филиал ППП Патент, г.ужгород,ул.Проектная, 4
Упрочнение деталей проводится раздельно. Упрочненные сферические поверхности сопрягаемых деталей притираются с применением притирочной пасты.
Изготовление шарового шарнира;проводится путем завальцовывания шаровой головки пальца в корпус. Для этого шаровая головка пальца вставляется в корпус 1 и поджимается к . притертой сфере 2. Радиальным обжа тием путем продавливания через формообразующую матрицу завальцовываемая часть 3 пластически деформируется. Происходит уменьшение наружного и внутреннего диаметра завальцовываемой части.
Упрочненные участки б,перемещаясь ф текущем металле, и не испытывая взаимного влияния, входят в контакт с сопрягаемой поверхностью и охватывают шаровую головку пальца. 20
Использование предлагаемого способа шарового шарнира позволяет обес печить получение качественных упрочненных слоев на поверхностях трения и тем самым повысить долговечность шарового шарнира, что в конечном ито ге ведет к экономии металлов.
Способ изготовления шарового шарнира путем завальцовывания шаровой головки пальца в корпусе и упрочнения сопрягаемых поверхностей трения, отличающийся тем, что, с целью увеличения долговечности шарнира, упрочнение сопрягаемых поверхностей трения проводят раздельно перед завальцовыванием, при этом на внутренней поверхности завальцовываемой части корпуса предварительно наносят сетку пазов с глубиной не менее .толщины упрочняемого слоя, и образующие пазы поверхности покры.вают легкоплавким металлсм.
Источники информации, принятые во внимание при экспертизе.
1. Кабаков М.Г.,Стесин С.П.Технологи производства гидроприводов.
М., 1974, с.134.

