Устройство электропитания вспомогательного оборудования железнодорожных вагонов
(72) Автор изобретения
I tt
I !
А.В.Диденко (71) заявитель (54 ) УСТРОЙСТВО ЭЛЕКТРОПИТАНИЯ ВСПОИОГАТЕЛЬНОГО
ОБОРУДОВАНИЯ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫХ ВАГОНОВ
Изобретение относится к железнодорожному транспорту и может .быть ис" пользовано для питания оборудования, например, рефрижераторных поездов.
Известно устройство электропитания вспомогательного оборудования железнодорожных вагонов, содержащее источники энергии с датчиками их состояния, автоматический переключатель, измерительный блок, блок .10 переключения потребителей и установленные в каждом вагоне распределительные блоки, потребители и коммутационные аппараты, через котове они соединены с источниками энергии и .которые связаны через соответствующие распределительные блоки с .соответствующими выходаии блока переключения потребителей, датчики и задатчики температуры ° связанныеаиэмерительным блоком P ).
Недостатком известного устройства является отсутствие согласования между энергией, необходимой для нормаль2 ной работы потребителей, и энергией, вырабатываемой источниками. Температура в различных вагонах разная, и потребители включаются и. выключаются вразнобой, а источники энергии ра-, ботают непрерывно для обеспечения работы потребителей в автоматическои режиме, что приводит к перерасходу топлива во время работы источников в режиме недогрузки и холостого хода и снижению ресурса источников.
Цель изобретения - экономия энергии и ресурса источников энергии.
Указанная цель достигается тем, что система снабжена логическим блоком формирования управляющей команды, одни выходы которого соединены со входаии блока переключения потребителей, а другие - с источниками энергии, при этом выходы датчиков состояния источников энергии подключены к одним входам логического блока фор- . мирования управляющей команды, к другим входам которого подключены вы- "
893612
f5 ходы автоматического переключателя, вход которого соединен с выходом измерительного блока.
На чертеже изображена функциональная схема устройства.
Устройство содержит источники 1 и 2 энергии с встроенными датчиками их- состояния (не,пбказаны ), подключенные входами и выходами к Одним входам и одним выходам логического блока
3 формирования управляющей команды, другие входы которого подключены через автоматический переключатель 4 к выходу измерительного блока 5 и автономному источнику 6 питания (например, аккумулятору).
Ко входу блока 5 подключены датчики 7 и задатчики 8 температуры в каждом вагоне через распределительные блоки 9, через которые выходы автоматического переключателя 4 подключены к коммутационным аппаратам
10, через которые потребители ll подключены к источникам 1 и 2. Управляющие входы коммутационных аппаратов 10 подключены к блоку 12 уп-. равления потребителями 11.
Ьлок 3 содержит установленные на его одних входах ячейки 13 и 14 памяти, соединенные со входами пороговых элементов 15 и 16, выход элемента
16 соединен со входами элемента 17 задержки и источника 1, при этом выход элемента 17 соединен с одним из входов элемента И 18, другой вход которого подключен через элемент . НЕ 19 к датчикам состояния источника 1, а выход — к одному из входов элементов ИЛИ 20 и 21, другой вход элемента 20 подключен к выходу элемента 15, а выход через элемент 22 задержки — к одному из входов элемента 23, другой вход которого под- ключен через элемент НЕ 24 к выходу датчиков состояния источника 2, а выход — к одному из входов элемента И 25, другой вход которого соединен с элементом 15, а выход— с одним из входов элемента ИЛЦ 26, другой-вход которого соединен с выходом элемента 21 а выход является выходом блока 3 и соединен с одним из входов переключателя.4. В состав блока 3 входят также подключенные на его входе элемент ИЛИ 27 и подключенный к его выходу элемент .28 задержки, выход которого является другим выходом блока 3.
2f
55 ф
Устройство работает следующим образом.
В исходном состоянии температура во всех вагонах соответствует за данной. Сигнал на выходе блока 5 равен нулю. Переключатель 4 поочередно включает распределительные блоки
9, подключая через них коммутационные аппараты 10, датчики 7, задатчики 8 соответственно к блокам 12 и 5. Источники 1 и 2 не работают.
При отклонении температуры от заданной в одном из вагонов в первый момент времени включение потребителей не происходит, поскольку переключатель 4 не включает распределительный блок 9 этого вагона.
При отклонении температуры больше допустимого переключатель 4 включает распределительный блок 9 в этом вагоне, и через него подключаются к блоку 5 датчик 7 и задатчик 8 температуры, выделяя на выходе блока 5 сигнал рассогласования который посылается в ячейку 14 памяти блока 3. Выходной сигнал ячейки
l4 поступает на один из входов элемента 16. Элемент НЕ 24 срабатывает только при поступлении на его входы трех и более сигналов.
Поскольку в указанный момент на элемент 15 поступил лишь один сигнал, то на его выходе сигнал отсутствует и запуска источника 2 энергий не происходит. При этом на выходе элемента 16 появляется сигнал, управляниций запуском источника 1 через время запаздывания Т цП ..
Контроль запуска источника l осуществляется элементом 17, время задержки которого равно времени нескольких пробных пусков источника 2 энергии, например ЗСу п.С выхода элемента 17 сигнал поступает на один из входов элемента И 18, на другой вход которого поступает инвертированный сигнал с источника l. В случае, ec"" ли источник 1 не запускается, на выходе элемента И 18 появляется .сигнал,:,являющийся командой к запуску следующего источника.
В случае запуска источника 1. через времяС9С1П сигнал с выхода блока
5, вызывающий этот запуск, поступает также через переключатель 4 на вход элемента ИЛИ 27 и далее - на элемент 28 задержки, время задержки которого 7< 3 6 Гщд.
89 3612 сигнал, который поступает на вход элемента ИЛИ 20 и затем на запуск источника.2. При поступлении теперь повторного сигнала, на запуск ис5 точника 2 следует ограничить количество подключаемых нагрузок. В этом случае сигналы с выхода логических элементов 18 и. !5 поступают на вход элемента ИЛИ 21, а с него — на вход
lO элемента 26, на выходе которого появляется сигнал, управляющий через блок 12 переключением потребителей.
Через время С сигнал поступает на вход блока 12, который включает соответствующий коммутационный аппарат
10„ через контакт которого потребитель 11 подключается к источнику 1.
При этом аппарат !О самоблокируетСЯ.
При выходе за пределы заданной температуры в другом вагоне сигнал с блока 5 через переключатель 4 поступает в другую ячейку 13, а оттуда— снова на элементы 15 и 16. Процесс описанный выше, повторяется. Но поскольку источник 1 уже запущен, сигнал с выхода элемента 16 является подтверждением команды запуска источника 1.
Сигнал рассогласования с выхода блока 5 поступает через переключатель
4 на элемент ИЛИ 27 и через время Г
Зс!П поступает на вход блока 12, включающего другие коммутационные аппараты, переключающие потребители в других вагонах к источнику 1.
При поступлении на вход элемента
15 третьего сигнала (в случае отклонения температуры от заданной в третьем вагоне) на выходе его появится, наконец, сигнал-команда на запуск источниками который включится через 30 время 30р . Контроль его запуска происходит аналогично контролю запуска источника 1 с помощью элементов
22-24.
В то же время сигнал с выхода по. ступает на элемент ИЛИ 27 и элемент 28, с выхода которого через время С > 6 О с!и, сигнал поступает на вход блока 12, управляющего подключением соответствующих потребителей..
При восстановлении заданной температуры, например, в первом вагоне в момент переключения переключателя
4 и его распределительного блока сигнал с выхода блока 5 отсутствует и вызывает переключение ячейки 1.4, изменив полярность сигнала с нее, что приводит к отключению источника,2.
Таким образом,при исправных источ 5 никах энергии, второй источник подключается в работу лишь на время, в течение которого работают одновременно, например,- три вагона с потребителями, а остальное время не работают, чем значительно снижается расход. топлива.
Формула изобретения, Устройство электропитания вспомогательного оборудования желеэиодорож55.ных вагонов, содержащее источники энергии с датчиками их состояния, автоматический переключатель,, измерительный блок, блок переключения потребителей и установленные в каждом
4о вагоне распределительные блоки потребители и коммутационные аппараты, через которые они соединены с источникамн энергии и которые связаны через соответствующие распределительные блоки с соответствующими выходами блока переключения потребителей, датчики и эадатчикн температуры, связанные с измерительным блоком, отличающееся тем, что, с целью экономии энергии и ресурса источников энергии, оно снабжено логическим блоком формирования управляющей команды одни выходы которого соединены со входами блока переключения потребителей, а другие— с источниками энергии, при этом выходы датчиков состояния источников энергии подключены к одним входам логического блока формирования упСигнал обратной полярности, поступив на элемент ИЛИ 27 и элемент
28, поступает на блок 12 и выключает соответствующие аппараты путем снятия самоблокировки, таким образом отключая потребители.
В аварийном режиме при выходе иэ строя, например, источника 1 энергии на выходе элемента И 18 появляется
Использование предлагаемого устройства позволяет перейти к полной автоматизации управления режимами работы источников энергии как при нормальной работе, так и в случае аварий.
Источники информации, ринятые во внимание при экспертизе
1. Авторское свидетельство СССР
435657, кл. В 60 К 26/00, !1,05.72 прототип).
7 8936 l 2 равляющей команды, к другим входам ко торого подключены выходы аатомати- н ческого переключателя, вход которо" го соединен с выходом измерительио- Ф
ro блока. (Составитель Н. Веялко
Редактор Н. Чубелко Техред IA.Бабинец Корректор A. Дзятко
Заказ 11351/24 Тираж 735 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5
Филиал ППП Патент,,г. Ужгород, ул. Проектная, 4



