Ковш скрепера
Союз Советски н
Социапистичесиик
Респубпнн (i ij891
+97O ©КОМ + I д т а© ®У (6l ) Дополнительное к ввт. свнд-ву(51) М.. Кл.
Е 02 F 3/64 (22) заявлено 02,0480 (2! } 2902624/29-03 с с присоединением заявки М—
Гаеуаарстинныб кемнтет
СССР не делам нзабрвтеннй н открытей (23) Приоритет
Опубликовано 23.1 281 ° бюллетень М 47
Дата опубликования описания 23.1 281 (53) УДК 621.878, . 6(088. 8) (72) Авторы изобретения
, 13.8.È. Баловнев, Л.А. Хмара и В.В. Иел
Днепропетровский инженерно-строительный
Иинистерства высшего и среднего специа образования Украинской CCP и Иосковский дорожный институт Иинистерства высшего и специального образования СССР и щт; ьног атом Йн о-" "! (71) Заявители среднего (5Ч) КОВШ CKPEAEPA
Изобретение относится к землеройно-транспортным машинам, а именно к "... скреперам с загрузкой движущим уси" лием тягача.
Известны ковши скрепера с загруз- . кой движущим усилием тягача, состоящие из боковых стенок, передней заслонки, задней разгрузочной стенки, днища, оснащенного передней и задней режущими кромками, буфера, ходовой
10 части (1 ).
Недостаток этих конструкций - плохое внедрение задней режущей кромки при разработке прочных грунтов, особенно в начале процесса копания, ког!
5 да задняя режущая кромка работает в условии блокированного резания и нагрузка от веса ковша передается на всю длину режущей кромки.
Наиболее близким техническим решением к изобретению является ковш скрепера, включающий боковые стенки,. переднюю заслонку, заднюю стенку, днище, имеющее жестко закрепленный
2 передний нож и шарнирно соединенную. подножевую плиту с задним ножом и гидроцилиндр поворота плиты j2).
Недостатком этого ковша является плохое внедрение заднего ножа в начальной стадии процесса копания. Кроме того, при установке заднего ножа в рабочее йоложение под углом копания между плоскостью ножа и нижней кромкой задней стенки возникает зазор, что влияет на сопротивление копанию задним ножом.
Цельюизобретения является повышение производительности путем снижения сопротивления копанию грунта задним ножом и улучшение внедряемости его при разработке прочных грузов.
Указанная цель достигается тем, что передний нож выполнен укороченным и расположен симметрично относительно продольной оси ковша, а задний нож - иэ двух боковых секций с расстоянием между ними, равным дли-q не переднего ножа, при этом ось шар3 89, чира поворота подножевой плиты расположена на прямой, проходящей через переднюю нижнюю кромку задней стенки под уг-, лом 5 к плоскости подножевой плиты, определяемого из соотношения
& = 2 +90 кап о гдео коп — угол копания заднего ножа.
На фиг.! показан скрепер при копании двумя ножами, общий вид; на фиг.2 - то же, при копании только передним ножом; на фиг.3 - вид А на фиг.1; на фиг.4 — установка заднего ножа по отношению к задней стенке.
Скрепер включает передний узкий нож 1,. подножевую плиту 2 с задним ножом 3 в виде боковых выступов, днище 4, боковые стенки 5, переднюю заслонку 6, заднюю подвижную стенку 7. Задний нож 3 с помощью шарниров 8 прикреплен к боковым .стенкам 5, а управление им осуществляется гидроцилиндрами 9,установленными на буфере ковша 10 ° Ковш опирается на ходовую часть 11, с помощью тяговой рамы 12 соединяется с тягачом, а управление ковшом осуществляется гидроцилиндрами 13.
В процессе копания ковш с помощью гидроцилиндров 13 опускается в рабочее положение и при этом передний нож 1 вырезает узкую стружку, поступающую в ковш под воздействием усилия тягача. При этом одновременно включаются гидроцилиндры 9 и подножевая плита 2 с задним ножом 3 проворачивается относительно шарниров 8 крепления к боковым стенкам 5 и нож 3 устанавливается в рабочее положение (фиг.1) . Задний нож 3 вырезает оставшиеся боковые резервы грунта. Процесс копания осуществляется одновременно обоими ножами.. Задний нож 3 вырезает стружку толщинойЬ„; и обеспечивает ее подъем по поверхности задней подвижной стенки 7. В открытом положении задний нож 3 плавно примыкает к задней стенке 7 (за счет скоса нижнего торца под углом с1 0„ и тем самым образует непрерывную поверхность скольжения типа нож-отвал. Задняя подвижная стенка 7 может быть выполнена с различным профилем по конфигурации, например с криволинейной поверхностью, наклонной, ломаной и т.п. Но в любом случае должно выполняться условие, что поверхность
1849 скольжения задней стенки 7 и плоскость ножа 3 должны образовывать ломаную плоскость, максимально вписанную в цилиндрическую поверхность с радиусом кривизны Я, определяемом
5 соотношением Q. = Н +И р к „(фиг,4).
Для снижения сопротивления движущемуся пласту грунта, вырезаемому задним ножом 3, а также устранения потерь грунта при копании и транспортировке, шарниры крепления 8 заднего ножа 3 к боковым стенкам 5 ковша должны быть расположены на линии, проходящей через переднюю кромку нижнего торца задней подвижной стенки 7 под углом (3 к плоскости ножа, определяемом соотношением ь = — ", iso .
При открытом- положении заднего
20 ножа 3 ширина задней загрузочной щели должна определяться следующим со1отношением тпрр .8% +коп )
) % кап % + где 1 - ширина щели проти,в заднего ножа;
h - максимальная ширина стружки, вырезаемой задним ножом
Ф - угол сдвига грунта.
Выполнение этого условия при проектировании скреперов с двухножевой системой копания является обязательным. Выполнение указанного размера щели меньшим, чем рекомендуемое соотношение, приведет к образованию призмы волочения, заклиниванию щели и вывешиванию задней части скрепера.
Больший размер щели, чем указанное соотношение, не обеспечит ее закрытие ножом 3 в транспортном режиме, а также будет иметь место пересыпание грунта в процессе копания.
После набора примерно.2/3 объема ковша задний нож 3 с помощью гидроци.линдров 9 закрывается (фиг.2) и окончательное заполнение ковша производится с помощью переднего ножа 1, после чего закрывается передняя заслонка 6 и скрепер переводится в транспортное
56 положение с помощью гидроцилиндров 13, Разгрузка грунта осуществляется при открытии передней заслонки 6 выдвижением задней подвижной стенки 7.
Использование изобретения позво55 ляет снизить сопротивление копанию . грунта задним ножом и улучшить внедрение последнего при разработке прочных грунтов.
Формула изобретения
Фы1
Фиг. Я
Ковш скрепера, включающий боковые стенки, переднюю заслонку, заднюю стенку, днище, имеющее жестко прикрепленный передний нож и шарнирно соединенную подножевую плиту.с задним ножом, и гидроцилиндр поворота подножевой плиты, о т л и ч а юшийся тем, что, с целью повышения производительности путем снижения сопротивления копанию, передний нож выполнен укороченным и расположен симметрично относительно продольной оси ковша, а задний нож— из двух боковых секций с расстоянием между ними, равным длине передне891849 Ь го ножа, при этом ось шарнира поворота подножевой плиты расположена на прямой, проходящей. через переднюю нижнюю кромку задней стенки под уг5 лОм Я к плОскОсти пОдВижнОЙ плитыр определяемого из соотношения о — +:-90
2 щ где аб - угол копания заднего ножа. °
Источники информации, принятые во внимание при экспертизе
1. Авторское свидетельство СССР
N 641041, кл. E 02 F 3/64, 1977.
>s 2. Авторское свидетельство СССР по заявке Н 2718113, кл. Е 02 F 3/64, 1979 (прототип).
891849 4г. 0
Составитель Н. Соболев
Редактор Н. Гунько Техред И. Гайду Корректор А. Дэятко
Заказ 11166/42 . Тираж 696 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д.4/5
Филиал Ilflfl "Патент", г.ужгород, ул.Проектная, 4



