Якорь электрической машины
(»>888336 (6! ) Дополнительное к авт. свид-ву (22) заявлено 1810.79 (2l ) 2830791/24-07 с присоединением заявки М(23) Приоритет (5 l ) M. Кл.
Н 02 К 3/46
РвудзДстьек>2ы>1 К02>222ТВУ с2о долж кмбретеккй и открытий
Опубликовано 071281. Бюллетень № 45
Дата опубликования описания 0 71281 (53) УДК 621.3. .045.8(088.8) (72) Авторы изобретения
А. Д. Глущенко, А. П. Федотов и В. И. Киселев
Ташкентский ордена Трудового Красного ЗнамеЫ>2 (71) Заявитель институт инженеров железнодорожного транспорта (54) ЯКОРЬ ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ МАШИНЫ
Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано, на. пример, в тяговых электродвигателях тепловозов.
Известен якорь электрической машины, содержащий напрессованный на вал сердечник, сжатый с обеих сторон нажимными шайбами, и уложенную в пазах сердечника обмотку с обмоткодержателями, лобовые части обмотки удерживают20 ся бандажом (1 J .
В известной конструкции задние лобовые части обмотки представляют со бой консольные балки. Под действием тангенциальных инерционных сил при2
25 буксовании и радиальных центробежных сил напряжения в проводниках обмотки на выходе из сердечника могут достигать значительной величины, что снижает работоспособность якоря.
Наиболе= близкой к изобретению по технической сущности является конструкция RKopH электрической машины, который содержит шихтованный сердечник, с торцевых сторон сжатый фланцами, снабженный ребрами жесткости, и якорную обмотку с обмоткодержателями, выполненными из теплопроводного материала (2).
Однако такие обмоткодержатели не обеспечивают надежной работы обмотки в задних лобовых частях, так как проводники лобовых частей обмотки, как в радиальном, так и в тангенциальном направлении представляют собой консольные балки, защемленные одним концом на выходе из сердечника. Под действием инерционных и центробежных сил лобовые части деформирую1ся и в месте защемления (на выходе из пазов сердечника) в проводниках обмотки и изоляции возникают значительные механические напряжение, которые приводят к замыканию обмотки на пластины железа якоря.
Целью изобретения является повышение надежности pBGATbl электрической машины путем снижения д Формаций лобовых частей, которые ведут к повреждению изоляции и корпусным замыкани- ям проводников обмотки.
Цель достигается тем, что в якоре электрической машины, содер>кащем напрессованный на вал сердечник, сжатый с торцов нажимными шайбами, катушки обмотки с обмоткодер>нателем, последний выполнен из двух расположенных одно внутри другого колец (на- 1î ружного и внутреннего), контактирующих по коническим поверхностям, внутреннее кольцо состоит из отдельных выполненных из меди клиньев, имеющих в торцевой части радиальные выступы с аксиальными прорезями, в которых закреплены, например, посредством пайки концы катушек обмотки, причем клинья внутреннего кольца электрически изолироваnbl друг оТ друга> оТ наружного кольца и нажимнои шаибы, На фиг, I показан якорь электрической машины; на фиг. 2 - разрез А-А на фиг. 1; на фиг. 3 " отдельный клин внутреннего кольца обмоткодержателя в аксонометрии.
Якорь электрической машины содержит клинья 1 BI-Ióòðeííåão разрезногo ког>ьца, наружное кольцо 2 обмоткодержателя, проводники обмотки 3, изоляции катушек 4 обмотки, бандаж»"„ пазовый клин 6, шихтованный сердечник на>нимная шайба 8, изоляционное гокрытие 9 клиньев 1> изоляционные прокладки 10 между кг|иньями 1, радиаль35 ные выступы 11 клиньев 1 с прорезями 12, в которых закреплены концы проводников оомотки 3 припоем 13.
При сборке якоря между нажимной
40 шайбой 8 и наружным кольцом 2, покрытых изоляционным слоем 9, впрессовывается составное кольцо из перемещающих1 и N 3ol1>1 U, I1o HHbIx прокладок
10. В торцевой части клинья 1 выполнеQ5 ны с радиальнь>ми выступами 11„в которых выполнены аксиальные прорези 12.
Число клиньев соо — âåòñòâóåò числу I-оловок лобовых частей. Концы проводников обмотки размещаются в прорезях 12
59 и при крепля ют ся к ради ал bHblM высту п ам
11, например, пайкой. Припой 13 запол" няет свободное пространство прорезей
12 и обеспечивает жесткое закрепление проводников обмотки в радиальных вы55 ступах.
При работе электрической машины задние лобовые части якоря работают на изгиб в тангенциальном и радиальном направлениях, как балка жестко закрепленная с обоих концов, что в соответствии с известными положениями сопротивления материалов, приводит к значительному снижению напряжений как в проводниках, так и в изоляции обмот ки.
Клинья 1 составного кольца вь: олняются из меди, тогда как нажимная шайба 8 и наружное кольцо 2 — стальные. Таким образом, клинья 1, выполненные из материала с большим коэффициентом линейного расширения, во время работы электрическо машины обжимаются между шайбой 8 и кольцом 2 еще больше, обеспечи вая тем самь м монолитност ь конструкции.
Применение описанной конструкции якоря электрической машины в серийном производстве тяговых электродвигателей локомотивов позволяет значительНо повысить их надежность. изобретения
Якорь электрической марины, содержащий напрессованный на вал сердечник, сжать и с торцов нажимными шайбами„ катушки обмотки с обмоткодержателем, отличающийся тем, что, с целью повышения надежности его в работс, обмоткодержатель выполнен из двух, расположенных одно внутри другого колец, наружного и внутреннего, контактирующих по коническим поверхностям, внутреннее кольцо состоит из отдег>bHLIx выполнеHHL>x ",з меди, клинь— ев, имеющих в торцево" части радиальные выступы с аксиальными прорезями, в которых закреплены, например, посредстзом пайки, концы катушек обмотки, причем клинья внутреннего кольца электрически изолировань друг от друга, от наружного кольца и нажимной шайбы.
Источники информации, принять>а во внимание при экспертизе
1. Тепловоз 2ТЭ10Л. Под ред Степанова Б.Р., И., "Транспорт", 1970, с. с. 108-109, рис. 78.
2. Авторское свидетельство СССР
t1 377939, кл. Н 02 К 3/46> 1967. р
Ф
Рд Р
Составитель Ф, Подольская
Техред Ж. Кастелевич Корректор ; Пожо
Редактор Т. Кузнецова
Заказ л
Филиал П П Патент", Г. ." м(Город, ул. Проектная, 4
10741/f9 Тираж 733 Подписное
ВНИЙПП Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
l )I„ )г; москва M- ), Раущская на, . д. 4Уqi


