Гидрообъемная бесступенчатая коробка передач
Союз Советских
Социалистических
Республик
ОП ИСАНИЕ
ИЗОБРЕТЕНИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
«11885656 (61) Дополнительное к авт. свид-ву (5! )М. Кл. (22)Заявлено 11 10. 71.(2!) 1704053/25- 11 с присоелинеиием заявки МF 16 Н 39/04 зосударстеенкый комитет (23) Приоритет по делам изобретений и открытий
Опубликовано 30. 11. 81. Бюллетень М 44
Дата опубликования описания 30. 11.81 (53) УДК 621. .226(088.8) (72) Автор изобретения
Э.А. Йиц (71) заявитель (54) ГИДРООБЪЕИНАЯ БЕССТУПЕНЧАТАЯ
КОРОБКА ПЕРЕДАЧ
Изобретение относится к машиностроению, а именно к гидравлическим передачам вращения, включающим насосы и двигатели объемного вытеснения, и может быть использовано в качестве коробки передач на транспортных средствах.
Известна гидрообъемная бесступенчатая коробка передач, содержащая паунжерный регулируемый аксиальный насос с подпружиненнои регулировоч о ной шайбой и сообщенный с насосом плунжерный двигатель 51J.
Недостатком указанной коробки передач является тО> что посредством
15 ее невозможно реализовать прямую передачу крутящего момента от насоса к двигателю, исключая перетекание рабочей жидкости.
Наиболее близким решением к пред20 лагаемому является гидрообъемная бесступенчатая коробка передач, включающая корпус, в котором размещены плунжерный регулируемый насос с регулировочной шайбой и сообщенный с насосом плунжерный двигатель, причем
I блок цилиндров насоса связан с входным валом коробки передач, корпус двигателя связан с выходным валом коробки передач, а корпус насоса и блок цилиндров двигателя связаны между собой (2).
Недостатком указанной коробки передач является то, что она не обеспечивает автоматического регулирования передаточного отношения.
Цель изобретения — обеспечение ав" томатического изменения передаточного отношения в зависимости от нагрузки, а также обеспечение возможности реверсирования в гидрообъемных 6есступенчатых коробках передач.
Указанная цель достигается тем, что в гидрообъемной бесступенчатой коробке передач, включающей корпус, в котором размещены плунжерный регулируемый насос с регулировочиой шайбой и сообщенный с ним плунжерный
885656 двигатель, причем блок цилиндров насоса связан с входным валом коробки передач, корпус двигателя связан с выходным валом коробки передач, а корпус насоса и блок цилиндров двигателя связаны между собой, регулировочная шайба насоса шарнирно закреплена íà его корпус . и подпружинена, а корпус насоса связан с корпусом коробки передач через муфту свободного хода.
При этом коробка передач снабжена золотником в виде зубчатой муфты, установленной на шпицах, выполненных на корпусе насоса, с возможностью взаимодействия с зубчатым венцом на корпусе коробки передач.
На чертеже представлено предлагаемое устройство.
Гидрообъемная коробка передач со- 20 держит корпус 1, нижняя часть которого образует картер 2, заполненный маслом. Всасывающий канал 3 сообщает сверления, выполненные во входном валу 4, с картером 2. Внутренний конец входного вала оканчивается блоком цилиндров насоса. В цилиндрах насоса размещены подпружиненные плунжеры 5. Блок цилиндров установлен s корпусе 6 насоса, на котором шарнирно 30 закреплена подпружиненная регулировочная шайба 7. На шайбу 7 опираются плунжеры 5. Корпус 6 насоса установлен в корпусе 1 коробки передач и связан с ним обгонной муфтой 8, 33 внешняя обойма 9 которой выполнена с зубчатым венцом и закреплена на корпусе 1.
Корпус 6 насоса жестко связан с
40 блоком цилиндров двигателя, плунжеры 10 которого подпружинены в сторону эксцентричной поверхности корпуса 11 двигателя. Корпус 11 двигателя жестко связан с выходным валом коробки передач. С корпусом б жестко сое"
43 динен золотник !2 насоса, помещенный в концентричный, осевой канал входного вала 4. С корпусом 11 жестко сое динен золотник 13 двигателя. На шлицах корпуса б насоса установлен зо$0 лотник 14 коробки передач.
Внутренняя поверхность золотника выполнена с кольцевыми канавками 1517, крайние из которых 15 и 17 глухие, а средняя 16 отверстиями 18 со-,33 общена с полостью картера коробки передач. На наружной поверхности золотника выполнена кольцевая канавка, 4 посредством которой с золотником взаимодействует рычаг 19 рода работы.
Коробка передач работает следующим образом.
При вращении входного вала 4 благодаря поступательному движеник плунжеров 5 насоса жидкость из картера 2 коробки передач засасывается по каналу 3 отверстием вала 4 через окно золотника 12 в цилиндры насоса. Из цилиндров насоса масло нагнетается через осевой канал золотника в средний ряд радиальных отверстий, выполненных в теле корпуса 6 насоса. Если золотник 14 установлен в нейтральном положении, напротив указанного ряда отверстий устанавливается средняя кольцевая канавка 16 и масло через отверстия 18 сливается в картер
2. Для движения вперед золотник должен быть сдвинут вправо (по чертежу).
При этом средний ряд радиальных отверстий через канавку 15, один из крайних рядов отверстий, выполненных в теле корпуса насоса, и сверление в золотнике 13 сообщается с цилиндрами двигателя1находящимися на такте расширения.
Цилиндры двигателя, находящиеся на такте выпуска, сообщены через отверстие в золотнике 13, другой ряд радиальных отверстий, выполненных в теле корпуса, канавку 16 золотника 14 с картером 2 коробки передач.
Под воздействием давления поступающей в двигатель из насоса жидкости его корпус 11 начинает вращаться.
В начальный момент сопротивление вращению выходного вала и связанного с ним корпуса 11 двигателя оказывается больше критического на входном валу 4, поэтому корпус 6 насоса, заторможенный обгонной муфтой, остается неподвижным.
Под воздействием нарастающего давления жидкости в цилиндрах насоса регулировочная шайба 7 поворачивается, сжимая удерживающую его пружину, и рабочий объем насоса снижается.
По мере разгона сопротивление падает и производительность насоса снова растет, частота вращения выходного вала повышается. Когда сопротивление нагрузки упадет ниже критической, рабочий объем насоса сравняется с рабочим объемом двигателя, крутящие моменты на входном и выходном валу уравниваются, корпус насоса начинает вращаться и поступательное
885656 леремещение плунжеров 5 насоса и 10 двигателя прекращается.
При увеличении нагрузки последовательность процессов повторяется в обратном порядке.
Для движения назад золотник 1ч переводится рычагом 19 в левое крайнее положение. При этом корпус насоса через шлицевое соединение с золотником и зубчатый венец внешней обоймы 9 обгонной муфты останавливается относительно корпуса l, а канавки 16 и 17 изменяют направление жидкости, поступающей к двигателю, на обратное, реверсируя его работу.
Благодаря тому, что наряду с автоматическим изменением передаточного отношения обеспечивается прямая передача крутящего момента, повышается
КПД гидрообъемной бесступенчатой коробки передач.
Формула изобретения
1. Гидрообъемная бесступенчатая коробка передач, включающая корпус, в котором размещены плунжерный регулируемый на ос с регулировочной шайбой и сообщенный с насосом плунжерный двигатель, г ричем блок цилиндров насоса связан с входным валом коро ки передач, корпус двигателя связан . с выходным валом коробки передач, а корпус насоса и блок цилиндров двиS гателя связаны между собой, о т л и ч а ю щ а я с я тем, что, с целью обеспечения автоматического изменения передаточного отношения в зависимости от нагрузки, регулировочная. шайба насоса шарнирно закреплена на его корпусе и подпружинена, а корпус насоса связан с корпусом коробки передач через муфту свободного хода.
2. Коробка передач по и. 1, отличающаяся тем, что, с целью обеспечения возможности реверсирования, она снабжена золотником в виде зубчатой муфты, установленной на шпицах, выполненных на корпусе
2в насоса, с возможностью взаимодействия с зубчатым венцом на корпусе коробки передач.
Источники информации, принятые во внимание при экспертизе
I. Патент США и 3282225,, кл. 103- 162, опублик. 1966.
2. Башта Т.М. Машиностроительная гидравлика. Справочное пособие. M., "Машиностроение", 1971, с. 295-299, зв рис. 168.
88565Ь
Тираж 1009 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб, д. 4/5
Заказ 10501/53
Филиал ППП "Патент", r. Ужгород, ул. Проектная, 4
Составитель О. Б г= словский
Ре акт едактор M. Ткач Техред Е.Харитончик Корректор Г. Огар