Система стабилизации натяжения подъемного каната экскаватора-драглайна
ОП ИСАН ИЕ
ИЗОБРЕТЕНИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ >876888
Союз Советских
Социалистических
Республик (61) Дополнительное к авт, свнд-ву— (22) Заявлено 03.12.79 (21) 2846624/29-03 с присоединением заявки №вЂ” (51) М. Кл.. E02F%20
Государственный комятет (23) Прнорн гет— (53) .УДК 621 879г .38 (088.8)
Опубликовано 30.10.81. Бюллетень ¹ 40 по делам изобретений и открытий
Дата опубликования описания 05.11.81 . Цф","1, М. Б. Носырев, В. H. Москалева, А. Л. Карякин н В. А. Рогули "" и
У б. е
Щ,Tв@ е ; йИ ,< (,г:, Ге, Свердловский ордена Трудового Красного Знамени горный инстн+ нм. В. В. Вахрушева (72) Авторы изобретения. (71) Заявитель (54) СИСТЕМА СТАБИЛИЗАЦИИ НАТЯЖЕНИЯ
ПОДЪ1.;МНОГО КАНАТА ЭКСКАВАТОРА-ДРАГЛАЙЯА
Изобретение относится к управлению экскаваторами-драглайнамн.
Известна система стабилизации натяжения подьемного каната экскаватора драглайна, содержащая командоаппарат, устройство управления приводом подьема, преобразователь для питания двигателя н датчик статической составляющей тока 11).
Однако это устройство уменьшает динамические нагрузки прн выборе слабины подьемного каната, но-не устраняет возможности ее образования.
Известна также система стабнлнзацнн натяжения подъемного, каната экскаваторадраглайна, содержащая командоаппарат подъема, соединенный с блоком. управлення приводом подьема, преобразователь, датчнк статической составляющей тбка двнгателя н задатчнк натяжения 12).
В указанной системе сигнал, пропорцнональный рассогласованню между заданным н действительным значением натяжения каната, поступает на вход системы управления приводом подъема, обладающей невысоким быстродействием. Кроме того, измерение натяжения в системе производится косвенным путем по статической составляющей то
2 ка якорной цепи двигателя, что не обеспечивает необходимую точность действитель-: ных значений натяжения канатов, а это, в свою очередь, снижает точность работы всей системы.
Цель нзобретення — повышение производнтельностн экскаватора за счет повышення быстродействия н точностн работы системы.
Указанная цель достигается тем, что сис- тема снабжена датчиком натяжения, двумя,. блоками ключей, командоаппаратом тяги,: блоками контроля нулевого положения командоаппаратов подъема н тяги, регулятором натяжения, причем командоаппарат подъема соединен через блок контроля нуИ левого положения командоаппарата подъема с первым блоком ключей н с блоком управления приводом подъема, который соединен через первый блок ключей с преобразователем, датчик статической составляющей тока соедннен .с первым н вторым блокамн ключей, первый выход датчика натя. ження соединен со входом датчяка произ. водной натяжения, выход которого соеди. нен с одним нз входов регулятора натяжеS
Формула изобретения ния, второй выход датчика натяжения соединен со вторым входом регулятора натяже ния, третий вход которого связан с задатчи
Мом натяжения, выход регулятора натяже, ния через второй блок. ключей соединен с преобразователем, а комаидоаппарат тяги соединен через блок контроля нулевого апложения командоаппарата тяги со вторым блоком ключей.
На чертеже представлена блок-схема предлагаемой системы стабилизации натяжения подъемного каната экскаватора-дра лайна.
Система со 1ержит командоаппарат I подь».ема, устройство 2 управления приводом подьема, преобразователь 3, двигатель 4, дат- . чик 5 статической составлякнцей тока, задатчик 6 натяжения, датчик 7 натяжения, датчик 8 производной натяжения, первый блок. ключей, состоящий из логических элементов 9 и 10, включенных по схеме ИЛИ, в второй блок ключей, состоящий яз логических элементов ll и 12, соединенных по схеме И, командоаппарат 13 тяги, блок 14 контроля нулевого положения командоап-. парата тяги, блок IS контроля нулевого положения командоапнарата подъема и регулятор 16 натяжения.
Система работает следующим образом.
Поддержание заданного натяжения при образовании слабины подъемного каната обеспечивается контуром регулирования натяжения, состоящего из элементов 3, 4, 6, 7,8,1),12;и 16.
При натяжении канала меньше заданного сигнал от датчика 7 натяжения поступает иа регулятор 16 натяжения непосред- ственно и через датчик 8 производной на- 35 тяжения, служащий для улучшения качества переходного процесса регулирования натяжения, в регуляторе натяжения сигнал сравнивается с заданным значением, устанавливаемым задатчиком 6 натяжения и далее результирующий сигнал идет через второй блок ключей 11 н 12 на преобразователь 3, вследствие чего скорость двигателя
4 увеличивается в направлении выбора слабины подъемного каната;
Логические элементы 9 и 10 первого бло- 4s ка ключей и 1, 12 второго блока ключей, а также блоки 14 и 15 контроля нулевого по- . ложения командоаппарата тяги и подъема предназначены для попеременного включения и отключения контура регулирования натяжения и известной системы управления, состоящей из элементов I, 2, 3, 4, 9 и 10. . Состояние элементов 9 и 11 зависит от положения командоаппарата подъема и тяги. В случае, если командоапцараты находятся в нулевом. положении, элементы 9 и
ll закрыты, и противном случае — открыты.
Состояние элементов 10 и 12 зависит от ,величины статического тока якорной цепи двигателя. Значение статического тока, рав. ное току при поднятом ковше, является порогом срабатывания логических элементов
l0 í l2. В случае, если статический ток в цепи якоря двигателя больше заданного значения, то элемент 10 открыт, а элемент
12 — закрыт. В противном случае элемент . l0 закрыт, а элемент l2 открыт.
В случае, когда командоаппарат 13 тяги сдвинут с нулевого положения, командоаппарат 1 подъема находится в нулевом по ложенин,а сгатический ток меньше тока при поднятом ковше, логические элементы 9 и
I0 закрыты, и известная система управления подъемом отклюЧена, а логические элементы II и 12 .открыты.и включен контур регулирования натяжения;
Во всех других случаях работает известная {стаидартная1. система управления, и контур регулирования натяжения отключен.
Использование новых элементов s системе стабилизации натяжения подъемного каната позволяет повысить быстродействие и точность работы системы, что снижает динамические нагрузки в элеметромеханической части привода подьема и позволяет повысить производительность экскаватора.
Система стабилизации натяжения подъемного каната экскаватора-драглайна, содержащая комаидоаппарат подъема, соединенный с блоком управления приводом подъе- ма, преобразователь, датчик статической составляющей тока двйгателя и задатчик натяжения, отличающаяся тем, что, с целью повышения производительности экскаватора за счет повышения быстродействия и точности работы системы, она снабжена датчиком натяжения, двумя блоками ключей, командоапн тяги, блоками контроля нулевого положения командоаппаратов подьема н тяги и.регулятором натяжения, причем командоаппарат подъема соединен через блок контроля нулевого положения командоаппарата подъема с .первым блоком ключей и с блоком управления приводом подъема, который соединен через первый блок ключей с преобразователем, датчик статической составляющей. тока соединен с первым и вторым блоками ключей, первый выход датчика натяжения соединен со входом датчика производной натяжения, выход, ко торого соединен с одним из входов регулятора натяжения, второй выход датчика натяжения соединен со вторым входом регулятора натяжения, третий вход которого связан с задатчиком натяжения, выход регулятора натяжения через второй блок ключей соединен с преобразователем, а командоаппарат тяги соединен через блок контроля нулевого положения командоаппарата тяги со вторым блоком ключей.
876888
Составитель Е. Елизаров
Редактор К Лембак Текред А. БоАкас Корректор Г. Назарова
Заказ 9535/4! Тираж 696 Подписное
ВННИПИ Государственного комитета СССР ао делам изобретений и открытиА
1 I 3035, Москва, Ж вЂ” 35, Раушская наб. ° д. 4/5
Филиал ППП «Патент», г. Ужгород, ул. Проектная, .4
Источники информации, принятые ао внимание прн экспертизе
I. Волков Д. П. н Камннская Д. А.
Динамика электромеханнческнх систем экскаваторов М «Машнностроенне» с. 366 — 368.
2. Авторское свидетельство СССР
¹ 599023, кл. Е 02 F 9/20, 1978.


