Изобретение относится к землеройно-транспортным машинам и позволяет автоматизировать процесс разработки грунта ими. Задачей изобретения является снижение энергетических затрат на разработку грунта землеройно-транспортной машиной за счет повышения эффективности одновременного использования ее тяговых и энергетических возможностей. Для этого в процессе разработки грунта датчиками измеряют силу тяги на рабочем органе и действительную скорость движения машины. Получают текущие значения тяговой мощности машины в первом блоке умножения. Одновременно измеряют датчиками угловую скорость вращения вала двигателя и крутящий момент на нем, а во втором блоке умножения получают текущие значения развиваемой двигателем мощности, после чего в блоке деления получают текущие значения КПД машины, а в третьем блоке умножения - текущие значения ее эффективной тяговой мощности. Определяют знаки приращений эффективной тяговой мощности машины и ее силы тяги в соответствующих блоках, сравнивают их в блоке управления и формируют управляющий сигнал на перемещение рабочего органа. Выходной сигнал с блока управления поступает на исполнительное устройство. 2 ил.
Изобретение относится к землеройно-транспортным машинам и может быть использовано для автоматизации процесса разработки грунта ими.
Известен способ управления рабочим органом землеройно-транспортной машины на режиме максимального КПД
max /1/, при котором посредством датчиков измеряют частоту вращения вала двигателя, скорость движения машины, крутящий момент на валу двигателя и нагрузку на рабочем органе машины, а посредством электронных и электронно-логического блоков управления с усилителями сигналов подъема и заглубления рабочего органа машины поддерживают ее максимальный КПД в рабочем диапазоне изменения тягово-сцепных характеристик.
Однако на режиме максимального КПД существенно недоиспользуются тяговые возможности машины, так как развиваемая на рабочем органе тяговая мощность в этом случае меньше максимально возможной на 11-12% для машины с механической трансмиссий и на 5-6% для машины с гидромеханической трансмиссией, а это приводит к существенному снижению производительности машины при разработке грунта.
Результаты исследований показали, что производительность землеройно-транспортной машины имеет максимальное значение при реализации в процессе копания максимального значения тяговой мощности /Тарасов В.Н. Динамика систем управления рабочими процессами землеройно-транспортных машин. - Омск: Зап.-Сиб. кн. изд-во, 1975 - 182 с.; 25, с. 171/.
Наиболее близким по совокупности признаков является способ управления рабочим органом землеройно-транспортной машины на режиме максимальной тяговой мощности N
тmax /2/, при котором измеряют текущие значения силы тяги на рабочем органе и действительной скорости движения машины, получают текущие значения тяговой мощности путем перемножения величин силы тяги и действительной скорости, запоминают текущие значения тяговой мощности и силы тяги, определяют знаки приращений тяговой мощности и силы тяги и в зависимости от их соотношений формируют управляющий сигнал на заглубление или выглубление рабочего органа, одновременно находят значение максимальной тяговой мощности в зависимости от силы тяги по их трем последним значениям и по отклонению от этого значения текущей тяговой мощности определяют величину управляющего сигнала.
Однако разработка грунта на режиме максимальной тяговой мощности связана с существенными энергетическими затратами (приводной мощности двигателя и энергоносителя - топлив для двигателя внутреннего сгорания), так как в этом случае КПД машины с механической трансмиссией будет на 10-11% меньше максимально возможного, а это приводит к перерасходу необходимой мощности двигателя на 27% и топлива на 16-17% по сравнению с режимом максимального КПД машины. Для машины с гидромеханической трансмиссией на этом режиме работы показатели будут: КПД на 4-5% меньше, необходимая мощность двигателя на 7% и расход топлива на 7-8% выше по сравнению с режимом максимального КПД машины.
Таким образом, известные способы управления рабочим органом землеройно-транспортной машины при разработке грунта недостаточно эффективно используют одновременно тяговые и энергетические возможности машины.
Задачей изобретения является снижение энергетических затрат (приводной мощности двигателя и расхода топлива) на разработку грунта землеройно-транспортной машиной за счет повышения эффективности одновременного использования ее тяговых и энергетических возможностей.
Технический результат заключается в том, что способ управления рабочим органом обеспечивает режим работы землеройно-транспортной машины с одновременно высокими значениями тяговой мощности и КПД.
Для достижения этого технического результата в способе управления рабочим органом землеройно-транспортной машины измеряют текущие значения силы тяги на рабочем органе и действительной скорости движения машины, получают текущие значения тяговой мощности машины путем перемножения величин силы тяги и действительной скорости, определяют знаки приращений силы тяги и тяговой мощности и в зависимости от их соотношений формируют управляющий сигнал на увеличение или уменьшение силы тяги путем заглубления - выглубления рабочего органа.
Отличительными признаками предлагаемого способа управления от вышеуказанного известного, наиболее близкого к нему, является то, что одновременно с измерением силы тяги на рабочем органе и действительной скорости движения машины измеряют текущие значения угловой скорости вращения вала двигателя и крутящего момента на нем, получают текущие значения развиваемой двигателем мощности путем перемножения величин угловой скорости и крутящего момента, после чего получают текущие значения КПД машины путем деления величины ее тяговой мощности на величину мощности двигателя и получают текущие значения эффективной тяговой мощности машины путем перемножения величин ее тяговой мощности и КПД, а знаки приращений определяют одновременно эффективной тяговой мощности машины и ее силы тяги.
Определение текущих значений эффективной тяговой мощности, являющейся комплексным тягово-энергетическим показателем землеройно-транспортной машины, и ее знаков приращений позволяют, управляя заглублением - выглублением рабочего органа с целью увеличения или уменьшения силы тяги на нем, обеспечить разработку грунта на режиме максимальной эффективной тяговой мощности, реализующим одновременно высокие тяговые и энергетические показатели землеройно-транспортной машины, и уменьшить тем самым энергетические затраты на разработку грунта, т.е. повысить эффективность работы машины.
На фиг. 1 представлена функциональная схема устройства, реализующего способ управления рабочим органом землеройно-транспортной машины; на фиг. 2 - тяговая характеристика землеройно-транспортной машины (автогрейдера легкого класса Д3-40А с механической трансмиссией).
Устройство управления рабочим органом землеройно-транспортной машины на режиме максимальной эффективной тяговой мощности N
тэmax (фиг. 1) содержит датчик 1 измерения текущего значения силы тяги на рабочем органе T
р, датчик 2 измерения текущего значения действительной скорости движения машины V
д, датчик 3 измерения текущего значения угловой скорости вращения вала двигателя
дв, датчик 4 измерения текущего значения крутящего момента на валу двигателя M
дв. Выходы датчиков 1 и 2 соединены с входом первичного блока умножения 5 (T
р 
V
д = N
т). Выходы датчиков 3 и 4 соединены с входом первичного блока умножения 6 (
дв 
M
дв = N
дв), выход которого, как и выход блока умножения 5, соединены с входом блока деления 7 (N
т/N
дв =

), выход которого соединен с одним из входов вторичного блока умножения 8 (N
т

= N
тэ). Выход блока умножения 5 также соединен со вторым входом блока 8, выход которого соединен с входом блока 9 (sign

N
тэ) определения знака приращения эффективной тяговой мощности. Выход датчика 1 соединен с входом блока 10 (sing

T
р) определения знака приращения силы тяги. Выходы блоков 9 и 10 соединены с входом блока 11 управления, выход которого соединен с исполнительным устройством 12.
В качестве датчиков 1-4 используются аналоговые датчики для экспериментальных исследований транспортных машин /Коробейников А.Т. и др. Испытания сельскохозяйственных тракторов. А.Т. Коробейников, В.С. Лихачев, В.Ф. Шолохов - М.: Машиностроение, 1985. - 240 с.; Гл. 3. Измерительная аппаратура при испытаниях, с. 31-85/. Блоки 9 и 10 включают в себя запоминающее устройство и компаратор. Блоки 5-10 реализованы на операционных усилителях стандартным образом /Криштофович А. К. , Трифонюк В.В. Основы промышленной электроники: Учебник для техникумов. - М.: Высшая школа, 1985. - 287 с.; 4.12. Операционные усилители, с. 129-141/. Блок управления 11 представляет собой трехпозиционный релейный элемент с компаратором (трехпозиционный электроуправляемый реверсивный гидрораспределитель с сравнивающим устройством) /Автогрейдер Д3-122А и его модификации: Техническое описание и инструкция по эксплуатации. - М.: ЦНИИТЭстроймаш, 1987. - 210 с.; Система "Профиль-10", с. 93-103, рис. 61, 62, 64, 66/, управляющий потоком рабочей жидкости в гидросистеме управления рабочим органом. Исполнительным устройством 12 являются гидроцилиндры подъема - опускания рабочего органа.
Разработка грунта землеройно-транспортной машины (ЭТМ) осуществляется на тяговом режиме в процессе движения за счет реализации на рабочем органе силы тяги T
р, развиваемой движителем. Движитель, трансмиссия и двигатель образуют тяговый привод ЗТМ, назначение которого - обеспечение процесса разработки грунта необходимой механической энергией. Источником механической энергии является двигатель, который за счет сгорания топлива (энергоносителя) с величиной подачи его G
т (кг/ч) развивает на своем валу мощность N
дв =
дв 
M
дв, где
дв - угловая скорость вращения вала, а M
дв - крутящий момент на нем. Трансмиссия и движитель, выполняя функцию передаточного механизма, передают и преобразовывают вращательное движение вала двигателя с угловой скоростью
дв в поступательное движение машины с линейной действительной скоростью V
д, а крутящий момент M
дв в силу тяги T
р, т.е. приводная мощность двигателя N
дв реализуется в тяговую мощность на рабочем органе N
т = T
р 
V
д с коэффициентом полезного действия (КПД)

= N
т/N
дв. Таким образом, тяговые возможности ЗТМ будут оцениваться тяговой мощностью на рабочем органе N
т, энергетические - расходом топлива G
т и развиваемой двигателем мощностью N
дв, а эффективность реализации энергетических (затраченных) возможностей машины в тяговые (полезные) будет оцениваться ее КПД

. Основной технической характеристикой ЗТМ является тяговая /Ульянов Н.А., Ронинсон Э.Г., Соловьев В. Г. Самоходные колесные землеройно-транспортные машины. - М.: Машиностроение, 1976. - 359 с.; 32. Определение тяговых и топливно-энергетических качеств землеройно-транспортных машин, с. 191-192/ (фиг. 2), представляющая собой функциональные зависимости
дв, M
дв, N
дв, G
т,

, V
д, N
т,
двж,

= f(T
р), где

и
двж - коэффициент буксования и КПД движителя. Известными характерными режимами работы ЗТМ являются режим максимальной тяговой мощности N
т max и режим максимального КПД
max(или максимального тягового КПД
т max ;
т = N
т/N
тр, где N
тр - мощность, отдаваемая двигателем в трансмиссию; (N
дв - N
тр) - мощность, затрачиваемая на привод вспомогательных механизмов). Режим N
т max является основным и характеризует тяговые возможности машины, обеспечивая ей максимальную производительность при разработке грунта, если рабочий орган будет в состоянии полностью реализовать эту подводимую к нему тяговую мощность. Режим
max характеризует эффективность использования машиной для разработки грунта ее энергетических возможностей и соответствует максимальному значению развиваемой машиной на рабочем органе тяговой мощности на единицу приводной мощности двигателя, а значит и на единицу затраченного энергоносителя (топлива), так как показатели N
дв и G
т находятся в прямо пропорциональной зависимости. На тяговую характеристику (фиг. 2) нанесена также вновь предлагаемая зависимость эффективной тяговой мощности N
тэ = f(T
р), где N
тэ =

N
т и связывает основные энергетический и тяговый показатели ЗТМ. Зависимости N
т = f(T
р),

= f(T
т), N
тэ = f(T
р) являются непрерывными взаимосвязанными прямопропорциональными, экстремальными (выпуклыми) функциями. Для непрерывной функции необходимым условием экстремума является равенство нулю производной этой функции, а достаточным - смена знаков производной. Если с увеличением аргумента знак производной (приращения) функции переходит от "+" к "-", то имеет место максимум функции. Все три названные функции удовлетворяют этим условиям. При этом высокое значение N
тэ возможно только при одновременно высоких значениях

, N
т и наоборот, одновременно высокие значения

, N
тсоответствуют только высокому значению N
тэ, т.е. режиму максимальной эффективной тяговой мощности N
тэ max. Режимы
max и N
т max соответствуют значениям силы тяги на рабочем органе T
p
и

. В интервале силы тяги

функция

= f(T
p) монотонно убывает от значения
max , а функция N
т = f(T
р) монотонно возрастает до значения N
т max, поэтому максимальное значение функции N
тэ=


N
т= f(T
p) должно находиться в этом интервале, т.е.

В данном случае поиск оптимального соотношения N
т и

через N
тэ аналогичен поиску оптимального соотношения T
р и V
д через N
т, когда в интервале T
p
[0,T
p max] T
р монотонно возрастает от нуля до T
р max, а функция V
д = fT
р монотонно убывает от V
д max до нуля. Поэтому максимальное значение функции N
т = T
р 
V
д = f(T
р) находится в интервале T
p
[0,T
p max], т.е.

Вышесказанное подтверждается графиками на фиг. 2. Из них видно, что с увеличением силы тяги на рабочем органе T
р приводная мощность двигателя N
дв и расход топлива G
р также увеличиваются. Увеличивается первоначально и тяговая мощность на рабочем органе N
т, но начиная со значения силы тяги, соответствующей максимальному значению КПД движителя
двж max (в данном случае

= 21,2 кН), интенсивность увеличения N
т начинает уменьшаться. В окрестности значения силы тяги

эта интенсивность становится равной нулю, так как в этот момент N
т = N
т max, а при

с увеличением T
р величина N
т уменьшается до нуля, хотя N
дв и G
т продолжают увеличиваться. Это вызвано тем, что при

уменьшение скорости движения V
д из-за увеличения буксирования движителя

более существенно, чем увеличение силы тяги T
р, а при

уменьшение V
д является преобладающим по сравнению с увеличением T
р. Таким образом, при T
p> T
p
прирост энергозатрат (G
т и N
дв) становится не адекватным природу тяговой мощности N
т, который при

вообще отсутствует. Поэтому эффективный режим работы ЗТМ с точки зрения максимального использования одновременно ее тяговых и энергетических возможностей должен находиться между режимами
max и N
т max, т.е. в интервале

А достигнуть этот режим можно будет соответствующим способом управления силой тяги T
р, т.е. тяговой нагрузкой на рабочем органе, путем регулирования рабочим органом глубины резания грунта h
р.
Сущность способа управления рабочим органом землеройно-транспортной машины заключается в следующем.
В процессе разработки грунта датчиками 1 и 2 измеряют соответственно текущие значения силы тяги на рабочем органе T
р и действительной скорости движения машины V
д, которые поступают в блок 5 умножения, где вырабатывается сигнал, пропорциональный тяговой мощности на рабочем органе N
т = T
р 
V
д. Одновременно датчиками 3 и 4 измеряют соответственно текущие значения угловой скорости вращения вала двигателя
дв и крутящего момента на нем M
дв, которые поступают в блок 6 умножения, где вырабатывается сигнал, пропорциональный развиваемой двигателем мощности N
дв =
дв 
M
дв. Из блоков 5 и 6 выходные сигналы, пропорциональные N
т и N
дв, поступают в блок 7 деления, где вырабатывается сигнал, пропорциональный КПД машины

= N
т/N
дв. Из блоков 5 и 7 выходные сигналы, пропорциональные N
т и

, поступают в блок 8 вторичного умножения, где вырабатывается сигнал, пропорциональный эффективной тяговой мощности машины N
тэ = N
т

. Сигналы, пропорциональные T
р и N
тэ из блоков 1 и 8 поступают на соответствущющие блоки 10 и 9 определения знаков приращений одновременно силы тяги

и эффективной тяговой мощности

где индекс i имеет предыдущие, а индекс i + 1 - последующее значение данного показателя в выбранном интервале реального времени. На выходах блоков 9 и 10 формируются сигналы "Плюс" (+), "Минус" (-), "Равно нулю" (0), которые подаются на выходы блока 11 управления, представляющего собой трехпозиционный релейный элемент, и сравниваются там. Если знаки приращений

T
p и

N
тэ совпадают, исполнительное устройство 12 включается на заглубление рабочего органа (+h
р), тем самым сила тяги на рабочем органе T
р будет увеличиваться (+), в противном случае исполнительное устройство 12 включается на выглубление рабочего органа (-h
р) и сила тяги T
р будет уменьшаться (-). Если величина приращения эффективной тяговой мощности достаточно близка к нулю

N
тэ
0, при этом

T
p
0, то исполнительное устройство 12 выключается (0), так как максимум эффективной тяговой мощности N
тэ max найден и в дальнейшем в процессе разработки грунта он будет поддерживаться путем управления тяговой нагрузкой T
р с помощью заглубления - выглубления рабочего органа

h
р. Тем самым работа машины будет осуществляться на режиме N
тэ max, обеспечивая одновременно высокие значения развиваемой ею тяговой мощности на рабочем органе N
т и КПД

.
Предлагаемый способ позволяет управлять рабочим органом в условиях неопределенности внешней среды, исходя только из энергетических и тяговых возможностей землеройно-транспортной машины и добиваясь эффективного использования их в процессе разработки грунта путем непрерывного поиска и поддержания режима максимальной эффективной тяговой мощности N
тэ max.
В соответствии с функцией N
тэ max = f(T
р) (фиг. 2) алгоритм управления силой тяги на рабочем органе T
р будет следующий: а) при

T
p> 0 (+) и

N
тэ> 0 (+) - восходящая ветвь функции N
тэ = f(T
р) - необходимо T
р увеличить (+), т.е. нужно заглубить рабочий орган, увеличивая глубину резания (+ h
р); б) при

T
p> 0 (+) и

N
тэ< 0 (-) - спадающая ветвь функции - необходимо T
р уменьшить (-), т.е. нужно выглубить рабочий орган, уменьшая глубину резания (- h
р); в) при

T
p< 0 (-) и

N
тэ> 0 (+) - спадающая ветвь функции - необходимо T
р уменьшить (-), т.е. нужно выглубить рабочий орган, уменьшая глубину резания (- h
р); г) при

T
p< 0 (-) и

N
тэ< 0 (-) - восходящая ветвь функции - необходимо T
р увеличить (+), т.е. нужно заглубить рабочий орган, уменьшая глубину резания (+ h
р); д) при

T
p
0 и

N
тэ
0 - экстремум функции N
тэ = f(T
р), а именно N
тэ = max, необходимо T
р оставить без изменения (0), т.е. рабочий орган не изменяет своего положения (0).
Предложенный способ управления рабочим органом реализован на автогрейдере легкого класса ДЗ-40А с механической трансмиссией, тяговая характеристикам которого представлена на фиг. 2 (суглинистый грунт с прочностью 7-8 ударов динамического плотномера ДорНИИ и массовой влажностью 23%, первая передача), и на автогрейдере среднего класса Д3-146 с гидромеханической трансмиссией. Основные показатели автогрейдера Д3-40А на режиме работы N
т max и предлагаемом N
тэ max по данным фиг. 2 приведены в таблице (см. в конце описания).
Как видно из таблицы, работа автогрейдера Д3-40А на предлагаемом режиме N
тэ max позволяет по сравнению с известным режимом N
т max сохранить высокие тяговые показатели (N
т = 16,7 кВт

N
т max = 17,0 кВт) и одновременно значительно повысить энергетические показатели (расход топлива G
т уменьшен на 7,18%, необходимая мощность двигателя N
дв уменьшена на 10,73% и как следствие этого - КПД машины

увеличен на 10,15%) в результате уменьшения коэффициента буксования движителя

на 25% (что способствует также уменьшению износа шин) и как следствие этого - увеличение КПД движителя
двж на 8,27% и общего КПД машины

на 10,15%.
Уменьшение необходимых энергозатрат (G
т и N
дв) способствует также увеличению ресурса двигателя и трансмиссии в целом при работе машины с максимальной тяговой мощностью, т.е. с максимальной производительностью.
Итак, предлагаемый режим работы землеройно-транспортной машины - режим максимальной эффективной тяговой мощности N
тэ max и основанный на его применении способ управления рабочим органом позволяет одновременно использовать высокие тяговые и энергетические показатели машины при разработке грунта, что принципиально отличает его от известного режима работы N
т max.
Источники информации 1. Авторское свидетельство СССР N 972355, кл. E 02 F 9/20, 1981 г.
2. Авторское свидетельство СССР N 1488403, кл. E 02 F 9/20, 1987 г.
Формула изобретения
Способ управления рабочим органом землеройно-транспортной машины, при котором измеряют текущие значения силы тяги на рабочем органе и действительной скорости движения машины, получают текущие значения тяговой мощности машины путем перемножения величин силы тяги и действительной скорости, определяют знаки приращений силы тяги и тяговой мощности и в зависимости от их соотношений формируют управляющий сигнал на заглубление-выглубление рабочего органа землеройно-транспортной машины, отличающийся тем, что одновременно с измерением силы тяги на рабочем органе и действительной скорости движения машины измеряют текущие значения угловой скорости вращения вала двигателя и крутящего момента на нем, получают текущие значения развиваемой двигателем мощности путем перемножения величин угловой скорости и крутящего момента, после чего получают текущие значения КПД машины путем деления тяговой мощности машины на величину мощности двигателя и получают текущие значения эффективной тяговой мощности машины путем перемножения величин ее тяговой мощности и КПД, а знаки приращений определяют одновременно эффективной тяговой мощности машины и ее силы тяги.
РИСУНКИ
Рисунок 1,
Рисунок 2,
Рисунок 3